Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика учебных программ






Учебное содержание любого учебного предмета отражается и в учебных программах. Учебная программаэто нормативный документ, в котором отчёркивается базовый круг основных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приёмов обучения, специфических для конкретного учебного предмета. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования РФ и носят рекомендательный характер – это типовые программы.

На их основе составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Что же касается авторских программ, то они отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трёх основных компонентов:

1) Объяснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы; основные требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения;

2) Собственно содержание образования:

- тематическое содержание изучаемого материала, которое включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений;

- ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;

- перечень основных мировоззренческих вопросов;

- указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;

- перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

- рекомендуемую литературу.

3) Методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.

Цели, содержание и построение любого учебного предмета на­ходят отражение в учебной программе, но не следует думать, что достаточно изложить в программе в определенной последо­вательности перечень тем и поподробнее расшифровать и кон­кретизировать их содержание, и можно считать, что програм­ма составлена.

Программа - это, прежде всего нормативный документ. Бу­дучи составлена, утверждена и принята учителем к использо­ванию, она определяет всю систему его работы на годы, потому что в основе программы лежит определенная концепция, комп­лекс идей, и их нельзя менять в течение всего срока обучения, на который рассчитана программа.

Программа может быть утверждена Министерством Россий­ской Федерации, если она предназначена для школ Российской Федерации, региональными органами образования и даже пе­дагогическим советом школы, если она отражает содержание факультатива или спецкурса, реализуемых за счет школьного компонента учебного плана.

Учебная программа имеет четкую структуру. Важнейшим компонентом, на который обращает внимание учитель, прежде чем знакомиться с основным текстом, является объяснитель­ная записка.

В объяснительной записке раскрываются, во-первых, цели и задачи обучения предмета, а также основные идеи, реализуемые в курсе. Выбирая программу, учитель внимательно изучает эти идеи и решает, согласен ли он с ними, подходят ли они для уча­щихся, с которыми он работает, а также имеются ли в школе необходимые условия, соответствующий учебник и другое ме­тодическое обеспечение.

На титульном листе программы, предназначенной для феде­рального курса, должен быть так называемый гриф Министер­ства общего и профессионального образования Российской Фе­дерации. Это специальная запись о том, что программа утверж­дена Министерством и допущена (или рекомендована) к исполь­зованию в школе.

Следующим важнейшим компонентом программы является ее содержание. Выше уже было сказано о критериях оценки содержания программы, и учитель изучает детально содержа­ние, оценивая его с этих позиций, соотнося его со своими конк­ретными условиями работы.

Обычно, в любой программе при изложении содержания тем подробно перечисляются законы, понятия и т. д., но при этом отсутствует упоминание о деятельности, которую должны осу­ществлять ученики. Программа должна определять и уровень усвоения понятия. Это крайне важ­но еще и потому, что только в деятельности осуществляется вос­питание и развитие детей.

Этот недостаток некоторые составите­ли программ стараются устранить, введя особый раздел в конце каждого года обучения «Требования к результатам обучения», но этот раздел мы находим далеко не во всех программах. Его от­сутствие в последнее время объясняется еще и тем, что проводи­лась работа по разработке Государственного Стандарта образо­вания, где нашли отражение эти результаты, но в настоящее время работа над Стандартом временно приостановлена.

Внутри темы в программе, как правило, выделены такие рубри­ки, как «Демонстрации», «Лабораторные опы­ты», «Практические занятия», «Семинарские занятия» и т. п., а также довольно жестко определено время изучения каждой темы. Таким образом, учебная программа представляет собой обя­зательное методическое руководство для учителя, необходимое ему для профессиональной деятельности.

 

Вывод: Под содержанием обучения понимается система знаний и умений, отобранных для изучения. Содержание общего образования составляет основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности.

Источниками формирования содержания образования является культура или социальный опыт.

Ориентиром в определении содержания общего образования выступает государственный образовательный стандарт, который приобретает реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т.п.). Каждый из этих нормативных документов соответствует определённому уровню проектирования содержания образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.