Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебный предмет: структура, функции, компоненты






Учебный предмет - педагогически адаптированная совокупность знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений в процессе учебного взаимодействия.

В учебный предмет включены и другие компоненты:

- содержание деятельности по усвоению собственно учебного материала данной дисциплины;

- содержание деятельности по осознанному восприятию обучающей и воспитывающей деятельности учителя;

- деятельность общения внутри коллектива.

Структура учебного предмета:

1. Он рассматривается как объект, производный от целей обучения и особенностей познавательной деятельности учащихся.

2. Его содержание и структура определяются разными компонентами цели обучения, поэтому возможно рассматривать их как относительно независимые друг от друга.

3. Структура учебного предмета должна быть «этажной» (ступенчатой).

4. Каждый «этаж» характеризуется собственной системой связи между понятиями и степенью абстрактности понятий.

5. Научные знания не могут быть выделены на основе педагогических критериев. Их выделение – продукт анализа науки с точки зрения современной картины мира.

Дидактическая модель учебного предмета – целостность, включающая 2 блока: основной блок – куда входит, в первую очередь, то содержание, ради которого учебный предмет введен в учебный план; блок средств (процессуальный) – обеспечивающий усвоение знаний, формирование различных умений, развитие и воспитание, в него входят вспомогательные знания, способы деятельности и определенные формы организации процесса обучения.

Комплекс вспомогательных знаний включает:

1. Межнаучные знания:

а) логические знания – совокупность знаний из формальной логики (определение понятий), которые необходимы в педагогическом процессе для полноценного усвоения научных знаний и развития логического мышления учащихся; их отсутствие – причина формального усвоения знаний;

б) методологические знания - совокупность знаний из методологии науки (знания о теории), которая необходима для сознательного, системного усвоения основ наук и формирования мировоззрения;

в) философские знания - совокупность знаний из диалектико-материалистической теории (представление о материи, времени, познаваемости мира), привлекаемых для формирования мировоззрения учащихся, являющегося одновременно и предпосылкой и результатом усвоения знаний.

2. Историко-научные знания: показывают эволюцию идей, теорий, представлений, понятий и пути конкретных открытий.

3. Межпредметные знания: знания из разных учебных предметов, привлекаемых для обслуживания ведущего компонента данного учебного предмета.

4. Оценочные знания: знания, фиксирующие в учебном процессе в явном виде личностное отношение субъекта к объекту, отличное от познавательного. Служат для воспитания эмоционально-мотивационной сферы школьников в процессе обучения, что необходимо как средство усвоения знаний и как личностно значимый результат усвоения.

Функции учебного предмета:

- это одно из главных средств реализации содержания образования, соединяющее в неразрывном целом содержание, подлежащее усвоению, со средствами его усвоения учащимися, их развития и воспитания;

- реализация цели, ради которой он введен в учебный план.

Ведущими компонентами учебного предмета могут выступать: предметные научные знания (психология, биология, математика и т.п.); способы деятельности (иностранный язык, черчение, труд, комплекс технических дисциплин); определенное образное видение (музыка, ИЗО).

Учебные предметы делятся на два больших цикла – естественнонаучные и гуманитарные. Такое деление соответствует делению наук по объекту изучения (науки о природе, науки о человеке).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.