Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема введения образовательных стандартов






Содержание обучения

Цель: Изучить особенности содержания обучения

Задачи:

1. Сформировать представления о содержании учебного процесса.

2. Изучить источники, факты, принципы, критерии и структуру формирования обучения.

3. Изучить понятия «учебный план», «учебный предмет», «учебная программа».

План:

1. Содержание учебного процесса: источники и факторы формирования, принципы, критерии, структура изложения

2. Проблема введения образовательных стандартов

3. Учебные планы и их роль в формировании содержания образования

4. Учебный предмет: структура, функции, компоненты

5. Общая характеристика учебных программ

Основные понятия: принцип, принцип соответствия, принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения, принцип структурного единства, критерий, структура изложения (представления), линейная структура, концентрическая структура, спиральная структура, смешанная структура, образовательный стандарт, учебный план, учебный предмет, учебная программа.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. –М., 1984.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология, как ее изучить и усвоить. –М., 1997.

3. Введение в психологию /Под ред. Петровского. –М., 1996.

4. Габай Т.В. Педагогическая психология. –М., 1995.

5. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. –СПб., 2005.

6. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3 –е изд., испр. и доп. –М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128с.

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. –М., 2002.

 

Содержание учебного процесса: структура изложения

 

Под содержанием обученияпонимается система знаний и умений, отобранных для изучения. Содержание общего образования составляет основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности.

Источниками формирования содержания школьного образования является культура или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, т.е. культу­ра, взятая в целом, еще не определяет содержание образо­вания в школе. Источниками, формирую­щими содержание школьного образования, являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности че­ловека или, точнее, виды деятельности. Комплектование содержания обра­зовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и пси­хологических требований. В соответствии с этими требо­ваниями содержание социального опыта подвергается пе­дагогической переработке.

В качестве факторов, которые влияют на отбор и форми­рование содержания школьного образования, выступают по­требности общества в образованных людях, цели, которые об­щество ставит перед общеобразовательной школой, на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные воз­можности процесса обучения; средние и оптимальные возмож­ности учащихся, а также потребности личности в образовании.

Функции государства состоят в том, что­бы обеспечить образование, соответствующее государствен­ным стандартам в образовании - обязательному минималь­ному объему знаний по той или иной образовательной про­грамме и необходимый уровень ее усвоения (см. Закон РФ «Об образовании», ст.9. п.6).

В основе по­строения содержания образования лежат принципы, предложенные В.В. Краевским:

- принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требо­ваниям развивающегося гуманистического демократического общества;

- принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержа­ния учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их вза­имосвязи во всех учебных предметах учебного плана;

- принцип структурного единства содержания образова­ния на разных уровнях его формирования с учетом личностно­го развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.

В соответствии с перечисленными фак­торами и принципами формирования и конструирования со­держания школьного образования в педагогической науке разработана следующая общедидактическая система критериев отбора (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

1. Критерий целостного отражения в содержании: школьного образования задач формирования творческого самостоятельно мыслящего человека демократического общества, предусматривающий выделение типичных аспектных проблем тех областей знаний, которые изучаются в школе, и методов науки, важных с общеобразовательной точки зрения и доступных учащимся.

2. Критерий высокой научной и практической значи­мости содержания образовательного материала, включае­мого в каждый отдельно взятый учебный предмет и си­стему учебных дисциплин, изучаемых в школе. В учебные предметы следует включать важные в общеобразователь­ном отношении знания о знаниях - что такое определение, научный факт, теория, концепция, процесс и др.

3. Критерий соответствия сложности содержания обра­зовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста.

4. Критерий соответствия объема содержания имею­щемуся времени на изучение данного предмета.

5. Критерий учета международного опыта построения содержания общего среднего образования.

6. Критерий соответствия содержания имеющейся учеб­но-методической и материальной базе современной школы.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования. Общими основами определения содержания школьного образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру изложения (представления). В настоящее время используются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз. При выборе такой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Данная структура оправдывает себя при изложении истории, языков, литературы, музыки и т.д. Причём, новое выстраивается на основе уже известного и в тесно связи с ним.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям: один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причём его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах.

Негативные стороны линейной и концентрической структуры изложения содержания удаётся избежать, прибегая к спиральной структуре. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики постепенно расширяют и углубляют круг, связанных с ней знаний. Наиболее эффективной спиральная структура оказывается при организации содержания общественных, педагогических, психологических наук.

Смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур, позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп учащихся, которым будет адресовано разрабатываемое содержание.

 

Проблема введения образовательных стандартов

Ориентиром в определении содержания общего образования выступает государственный образовательный стандарт. Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля. Это «норма», «образец», «мерило». Под стандартом образования следует понимать систему основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

В государственном стандарте общего образования выделяются три основных компонента: федеральный, национально-региональный и местный, школьный. В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего его народа, а школьный компонент – специфику отдельно взятого образовательного учреждения.

В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:

- описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объёме необходимой общеобразовательной подготовке;

- требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объёма содержания;

- максимально допустимый объём учебной нагрузки по годам обучения.

В содержательном аспекте стандарт предусматривает:

- владение базовыми понятиями, т.е. умениями: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержание понятия, его объём; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;

- знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, её истории, методологии, проблем и прогнозов;

- умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;

- иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;

- знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, производственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.;

- владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.

Это общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и образовательной подготовке обучаемого разрабатывается система заданий (тестов) - измерителей, служащих инструментарием для контроля и оценки уровня его подготовки.

Функции измерителей:

- обеспечить обществу возможность составить полное и объективное представление об уровне образования, достаточном для получения минимальной положительной оценки «зачет» и выдачи документа об образовании;

- конкретизировать требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся;

- обеспечить полноту и объективность проверки выполнения учащимися требований стандарта

Используют два типа измерителей: а) ориентированные на письменное выполнение заданий; б) требующие выполнение эксперимента. В письменной системе измерителей должны присутствовать задания, соответствующие требованиям всем блоков содержания обучения.

Формы заданий-измерителей: со свободным ответом, с выбором ответа, со свободным кратким и определенным ответом (слово, число, формула).

Число умений, которые выявляет система заданий, должны быть одинаковыми для всех систем измерителей и их вариантов, применяемых для итогового контроля на данной ступени обучения. В конкретной группе испытуемых одновременно используются только одинаковые по форме предъявления задания системы измерителей.

Способы контроля учащимися требований стандарта:

- устно: в трех уровнях (воспроизведение, применение в знакомой ситуации, применение в измененной ситуации);

- письменно;

- с помощью практических заданий.

Виды проверки знаний и умений учащихся:

а) предварительная (перед изучением нового материала, после перерыва в занятиях);

б) текущая – выявить усвоение текущего материала и овладение промежуточными умениями;

в) тематическая – после изучения темы с целью контроля ее усвоения;

г) итоговая – после изучения логически взаимосвязанного материала двух и более учебных тем, в конце года или этапа обучения.

Изложенные подходы к стандартизации образования со временем претерпевают изменения, уточнения, корректироваться в ходе перестройки системы образования по ходу накопления опыта использования стандарта как нормативного документа. Но сам факт введения образовательных стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым учащимся определённого, заранее заданного уровня базовой подготовки, позволяет обучаться на максимально посильном уровне, формирует положительные мотивы учения.

 

Учебные планы и их роль в формировании содержания образования

Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т.п.). Каждый из этих нормативных документов соответствует определённому уровню проектирования содержания образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.

Учебные планы – нормативные документы, направляющие деятельность учебного заведения. Учебный план, например, общеобразовательной школы – это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет. Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и по отдельным этапам, учебные планы, с одной стороны, устанавливают приоритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа, а с другой – сами являются предпосылкой для реализации.

В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов: Базисный учебный план РФ, примерные типовые федеральные и региональные учебные планы и учебный план конкретной школы.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством образования и науки или Федеральным агентством по образованию. Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ разрабатывается на основе государственного Базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретного учебного заведения. Существует два типа учебных планов:

- собственно учебный план, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период;

- рабочий учебный план, разрабатываемый с учётом текущих условий. Рабочий план утверждается ежегодно советом учебного заведения.

Разработка учебных планов в частности общеобразовательной школы и их совершенствование ведётся по двум направлениям:

1. Вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражают прогресс науки, техники, изменения в общественной жизни.

2. Пересматривается удельный вес традиционных дисциплин. Ведутся поиски баланса между разными компонентами образования – обязательными и элективными, между циклами учебных предметов.

В структуре учебного плана выделяются ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника, и ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. Она учитывает их личностные особенности.

Обе части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате этого в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:

- обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

- обязательные занятия по выбору;

- факультативные занятия.

В учебном плане выделяются ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ШКОЛЬНЫЙ (МЕСТНЫЙ) компоненты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия).

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ обеспечивает особые потребности и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география региона). Ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, биология, трудовая подготовка).

ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со ст. 32, п.2 Закона «Об образовании» является исключительно прерогативой образовательного учреждения.

Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

а) продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

б) недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;

в) максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

г) итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассовая работа, деление учебных групп на подгруппы).

Таким образом, Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, являясь частью государственного стандарта, составляет основу региональных и школьных (местных) учебных планов и тем самым обеспечивает преемственность в образовательной политике на всём образовательном пространстве страны.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.