Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация бухгалтерского учета на предприятии. Для достижения единообразия в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, повышения достоверности и своевремен­ности учетной и отчетной информации






Для достижения единообразия в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, повышения достоверности и своевремен­ности учетной и отчетной информации, снижения трудоемкости ее получения осуществляется государственное регулирование учета.

Общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, составления отчетности регламентируются Законом «О бухгалтер­ском учете и отчетности».

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь осуществляется Министерством финансов.

Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством разрабатывает, согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь:

- типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

- положения (инструкции) по бухгалтерскому учету и отчетности;

- иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерско­го учета и отчетности.

Участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с государствен­ным регулированием бухгалтерского учета и отчетности разрешено общественным объединениям бухгалтеров и аудиторов.

Отраслевые министерства с учетом специфики деятельности подведомственных им предприятий, на основе действующего зако­нодательства разрабатывают и согласовывают с Министерством фи­нансов, другими государственными органами свои отраслевые стан­дарты, инструкции, положения и т. д. по отдельным участкам учета.

Ответственность за ведение бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель экономического субъекта. В зависимости от вида дея­тельности, организационно-правовой формы экономического субъ­екта, объема учетной работы руководитель может создать бухгалтер­скую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера (главного бухгал­тера); заключить со специализированной организацией договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель эко­номического субъекта, являющегося субъектом малого предприни­мательства, может лично вести бухгалтерский учет.

В зависимости от объема обрабатываемой учетной информации и степени оперативной самостоятельности структурных подразделе­ний экономического субъекта определяются организационные фор­мы ведения бухгалтерского учета. Основными организационными формами ведения бухгалтерского учета являются централизованная и децентрализованная.

При централизованной форме организации бухгалтерского учета в структурных подразделениях экономического субъекта бухгалтер­ские службы отсутствуют, а полученная учетная информация на этих уровнях управления обрабатывается, и на ее основе составление (формирование) отчетных сводок и отчетности осуществляется в бухгалтерии в целом по экономическому субъекту.

При децентрализованной форме организации бухгалтерского учета каждое структурное подразделение имеет собственную бухгалтер­скую службу, где осуществляется полный цикл учетных работ — от момента документального оформления хозяйственных операций и учетной обработки данных до формирования учетной информации для управления и составления отчетности о деятельности этого под­разделения. На основании отчетов подразделений главная бухгал­терская служба составляет сводную отчетность по экономическому субъекту, а при наличии дочерних обществ материнская компания составляет консолидированную отчетность по всей компании с уче­том результатов деятельности всех структурных подразделений.

Центральной фигурой, осуществляющей контроль учетного про­цесса, является главный бухгалтер, роль которого определена в законе «О бухгалтерском учете». Главный бухгалтер (бух­галтер — при отсутствии в штате главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем органи­зации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководи­телю. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные доку­менты, финансовые и кредитные обязательства считаются недей­ствительными и не должны приниматься к исполнению. При этом под финансовыми и кредитными обязательствами в широком смыс­ле понимаются все гражданско-правовые договоры, в которых при­сутствует в качестве их условий порядок расчетов и погашения обя­зательств. К таким договорам относятся договоры займа, кредитные договоры, договоры, оформляющие финансовые вложения органи­зации, договоры, заключенные по товарному и коммерческому кре­диту.

В случае разногласий между руководителем организации и глав­ным бухгалтером, возникающих при исполнении и оформлении до­кументов по операциям, противоречащих законодательству и нару­шающих финансовую и договорную дисциплину, документы могут быть приняты для отражения операций в бухгалтерском учете только с письменного распоряжения руководителя, который и будет нести всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Главный бухгалтер (руководитель бухгалтерии) обеспечивает со­хранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив. С главным бухгалтером согласовы­ваются вопросы назначения и увольнения, а также перемещения материально ответственных лиц.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.