Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы контроля






 

Контроль за результатами учебно-воспитательного процесса - необходимое условие его эффективности. Он должен осуществляться постоянно, а не только после прохождения какого-либо этапа: ведь коррекция процесса важна и в самом ходе решения воспитательной задачи, а направленность и содержание коррекции можно определить в результате получения обратной связи - информации о продвижении ученика по пути решения задачи. Сущность контроля и заключается в получении учителем (воспитателем) информации о результатах деятельности ученика.

Можно выделить два уровня обратной связи: 1) внешнюю - получение учителем информации о результатах учения; и 2) внутреннюю - получение учеником информации о результатах собственной учебной деятельности (самоконтроль). Во втором случае ученик сам, получив информацию, осмысливает и оценивает свои успехи: учение перестает быть механическим, извне навязанным процессом, превращается в процесс целенаправленный для самого ученика.

Контроль непрерывно связан с оценкой результатов деятельности, которая в школе выражается в отметке (в нашей стране в пятибалльной системе) и в оценочных суждениях, одобрении или неодобрении.

Обычно различают контроль предварительный (осуществляемый для определения меры готовности учащихся к усвоению нового материала), текущий, периодический, итоговый. Все эти разновидности выполняют не только контрольную функцию, но и обучающую (в ходе контроля совершенствуются и расширяются знания) и воспитывающую (контроль способствует развитию ответственности, настойчивости, трудолюбия и других качеств личности).

Методами контроля, осуществляемого в различных формах (индивидуальный, групповой, фронтальный), являются наблюдение за деятельностью ученика (учеников), опрос, беседа, письменная работа (диктант, сочинение или контрольная работа другого вида - решение контрольных задач, например), контрольные графические, лабораторные и практические работы. Перечисленные методы контроля можно разделить на три разновидности: методы устного контроля, методы письменного контроля и методы практического контроля. В последнее время широкое распространение получили методы контроля с использованием компьютера, машин-экзаменаторов, перфокарт. В общедидактической литературе методика использования отдельных методов контроля и оценки их результатов не раскрывается вследствие большой специфики их использования в преподавании различных учебных предметов, с одной стороны, и сходства контрольного метода с обычным методом преподавания-учения - с другой. Поэтому формулируются общие педагогические требования к использованию всех методов контроля в учебно-воспитательном процессе:

- ясность и конкретность цели контроля;

- систематичность проверки знаний и умений;

- разнообразие форм и методов;

- всесторонность;

- учет специфики учебного предмета, отдельных его разделов, а также индивидуальных особенностей учащихся;

- доброжелательность, обеспечение положительной эмоциональной обстановки в классе;

- объективность оценки, ее высокая авторитетность, недопустимость предвзятости, намеренного искажения результатов, поправки на недисциплинированность;

- гласность, понятность критериев;

- единство требований всех учителей к учащимся.

В классификации Ю.К. Бабанского и некоторых других в число методов обучения включены (совершенно справедливо) и методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Их характеристика будет дана в последующем изложении - как «методов воспитания», поскольку как таковые они охарактеризованы всестороннее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.