Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техника как специфически инженерный способ использования сил и
энергий природы. Хотя техника во все времена была основана на использо- вании сил природы, но лишь в Новое время природа особо рассматривается как неисчерпаемый источник материалов, сил, энергий и процессов, описы- ваемых в науке как естественные феномены, поставленные на службу чело- веку путем создания технических сооружений (" второй", или " новой", при- роды). При их создании главным был уже не опыт, как в античные времена, хотя и там частично использовались научные знания, а как такое техническое творчество, инженерия, в котором специально производился расчет сил (про-
цессов и энергий) природы, осуществлялось их сознательное приспособление для нужд и деятельности человека. Если в античности и в средние века творчество техников понималось как " хитрость", искусственная реализация, выведение из скрытого состояния за- ложенных в мироздании вечных изменений и превращений различных " фю- сис" (природ), уже сотворенных высшей силой, Богом, то, начиная с Нового времени, творчество инженеров (фр. ingé nieur - изобретатель), творцов тех- ники, основа которого изобретение, конструирование, проектирование и тех- нология, т.е., всё вместе, как инженерия, предполагает знания естественных и специально направленных на производство и конструирование технических наук. Современная инженерия ориентируется и на целый комплекс экономи- ческих и природопользовательских наук, знания основ системного проекти- рования, эргономики и дизайна, и т.д. До недавнего прошлого технология рассматривалась только как опреде- лённая сторона организации производственных процессов: от индивидуаль- ной деятельности рабочего, мастера, простой коллективной деятельности бригады, цеха, предприятия, - до сложно организованной, строго иерархизи- рованной социальной деятельности, - " Мегамашины ", по Мэмфорду, - прохо- дящей долгий исторический путь развития от трудовых армий фараонов до современных промышленных производств. Сторона, связанная с методами обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, мате- риала или полуфабриката. В узко производственном значении технология включает также и производственное оборудование, необходимое для изго- товления время, квалификацию работника. Всё это оформляется в так назы- ваемой " технологической карте". В последние несколько десятилетий ситуация стала резко меняться. Реа- лизация крупных национальных и международных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах и груп- пах стран позволила осознать, что техника как реальность существенно об- новилась. Исследователи и инженеры обнаружили, что между технологиче- скими процессами, операциями и принципами, а также состоянием науки, техники, инженерии, проектирования, производства, которые уже сложились как устойчивые образования в данной культуре и стране, с одной стороны, и различными взрывообразно протекающими социальными и культурными процессами, отвечающими на запросы (зачастую, весьма, острые) времени - с другой, существует тесная взаимосвязь. Так, разработка и производство, например, полупроводников, компью- терной или ракетной техники, так же, как и других сложных технических систем, оказались зависящими как от достигнутого в данной стране уровня развития научных исследований, инженерных разработок, проектирования, так и от характера организации труда, наличия необходимых ресурсов, соот- ношения приоритетов и целей общества, качества производимого сырья и продукции, потребностей и особенностей рынка, внутренней и международ- ной конъюнктуры и многих других факторов. Технология в широком смысле,
таким образом, понимается как общая характеристика, совокупность трудо- вых действий, типичных для того или иного социокультурного образования, подчиненных вполне конкретным социально значимым ориентирам. В этом плане технология понимается уже как особого рода " техносфера ". Отметим появление системотехники как особого вида современной ин- женерно-технической деятельности по созданию сложных технических систем. В системотехнике происходит также и выработка новых знаний, причем знаний высоко абстрактного уровня, связанных с теорией структур- ных преобразований сложных систем. В системотехнике научное знание проходит полный цикл своего функцонирования от получения до использо- вания в инженерной практике. Системотехника включает также и деятель- ность, направленную на организацию, научно-техническую координацию, руководство всеми видами проектирования, конструирования, отладки, раз- работки технологии производства сложного технического устройства, а так- же его радиоэлектронное обеспечение, химические технологии, инженерно- экономические проработки, разработку средств общения человека и машины и т.д. Концентрируя все силы для решения военных, народнохозяйственных и иных задач, государство и общество достигают своих целей путем создания новой техники, сложных технических систем, нередко опасных для устойчи- вости природных процессов технологий и т.д. Всё это вольно или невольно порождало различные деструктивные, разрушающие последствия, способ- ствовало возникновению целого ряда кризисов - экологического, антрополо- гического, угрожающего выживанию самого человека, и других. Человек превратился в некоего " планетарного научно-технического Бога", но при этом уподобился и все разрушающему дьяволу, угрожая всей жизни на Зем- ле, а, со временем, разрушая сложившиеся планетарные механизмы, возмож- но, уничтожая всё и вся и за её пределами. Всё это требует социально- культурного и философско-методологического осмысления: техника - благо или, напротив, несвобода, риск, угроза существованию. " Нет никакого демо- низма техники, - пишет М. Хайдеггер, - но есть тайна ее сущности. Сущность техники как миссия раскрытия потаенности есть риск". Риск же требует ос- мотрительности и адекватного природным возможностям использования техники. Поставим и такой вопрос: информационное общество - идея или реаль- ность? Информатизация общества как необратимая ступень социального развития означает не только повышение эффективности всего общественно- го производства, но и изменение в квалификационно-профессиональной деятельности людей, системе образования, соотношении прав и свобод лич- ности, да и во всем образе жизни общества. Информатизация общества - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политиче- ские и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Она представляет собой процесс прогрессивно нарастающе- го использования информационных технологий для производства, перера-
ботки, хранения и распределения информации и особенно знаний. Результа- том этого как раз и является возникновение информационного общества, знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производст- венных структур и технологии, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений, в культуре, духовной жизни и быту. Радикальные изменения во всех сферах социальной жизни, связанные с информатизацией, нашли отражение в так называемых концепциях " инфор- мационного общества", разрабатываемых и развиваемых философами и со- циологами стран, успешно осуществляющих информационную революцию. Один из ведущих специалистов в области информатики. Дж. Мартин в кни- ге " Информационное общество" пишет: " В контексте имеющихся тенденций развития передовых в промышленном отношении стран информационное общество можно определить как такое общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обуславливают качество жизни, а также перспективы экономического развития и социальных измене- ний. В таком обществе уровень жизни, характер труда и отдыха, система об- разования и рынок испытывают на себе растущее влияние информации и знаний". Отметим, что сам термин " информационное общество " появился благодаря названию вышедшей в 1981 году книги японского футуролога, ди- ректора национального Института информационного общества Й. Масуды " Информационное общество как общество постиндустриальное".
Информационное общество: идея или реальность. В заголовок выне- сено название известной проблемной статьи Дж. Мартина. Автор статьи, считая, что социологи до сих пор не создали убедительной картины инфор- мационного общества, ставит вопрос: можно ли говорить об " инфор- мационном обществе", как о некоем принципиально новом типе общества или это просто удобное обозначение для современного уровня, достигнутого наиболее развитыми странами. Понятие информационного общества до та- кой степени широко употребляется, что " вполне простительно мнение, будто оно уже стало жизненной реальностью, по крайней мере, в высокоразвитых странах". Однако, для того чтобы выяснить, существует ли феномен инфор- мационного общества в реальности, надо, по крайней мере, уяснить, во- первых, идёт ли речь о настоящем состоянии общества или о его будущем; и, во-вторых, договориться в учёной среде и среди интересующейся общест- венности об определенных критериях относительно достижения соответст- вующего общества. Четкие критерии, по которым общество можно назвать информа- ционным, уже разрабатывались в таких проектах, как, например, программа Европейского сообщества FAST. Программа FAST задает пять главных стра- тегических направлений: ключевые технологии, положение Европы в миро- вой информационной и коммуникационной системе, разобщенность или сплоченность в информационном обществе, занятость населения и общее или
специальное образование. Дж. Мартин предлагает свой набор критериев, уточняя, что это не строгое деление, а скорее пересекающиеся подклассы. Это задействованные комплексно: 1) технологические критерии (информационная технология занимает лидирующее положение и широко внедрена в конторах, производстве, обра- зовании и в быту); 2) социальные критерии (информация определяет качество жизни, ши- роко распространено информационное сознание и доступ пользователей к высококачественной информации); 3) экономические критерии (информация становится ключевым эконо- мическим фактором как ресурс, услуга, источник дополнительной стоимости и определяющий фактор занятости); 4) политические критерии (свобода информации должна вести к повы- шению участия и согласия в политической жизни); 5) культурные критерии (признание культурной ценности информации в интересах национального и индивидуального развития). В целом же информационное общество Дж. Мартин определяет как та- кое общество, в котором качество жизни, а также перспективы социальных изменений и экономического развития зависят все больше от информации и ее использования. Ряд Дж. Мезонруж, Ф. Уильямс и др.) считают создание " глобальной сети ин- формации всеобщим " электронным спасением", которое положит конец " гео- графической тирании". По мнению Э. Тоффлера, концепцию которого, как наиболее развитую, мы рассмотрим отдельно, грядущее постиндустриальное общество - это качественно новая ступень - " третья волна". Этому обществу будут свойственны децентрализация, равные взаимосвязанные " суб- экономические" хозяйства, а основной его социальной единицей станет " электронный коттедж", т.е. каждая семья в сельской местности иди городе получит одинаковый доступ ко всем новым услугам и удобствам " информа- ционного века. Однако, констатируют М. Хепуорт и К. Робинс, эти и подоб- ные им выводы поспешны, безответственны и принципиально ошибочны: их неадекватность есть следствие принципа технологического детерминизма. Технический прогресс нельзя рассматривать вне контекста общественной, политической и культурной жизни. Как правильно указывают Г. Мердок и П. Голдинг, " выбор в информационном обществе зависит от возможности платить деньги". Спектр мнений ученых о том, как будет проходить продвижение обще- ства к своему информационному состоянию, очень широк. Это определяется самой практикой реализации в конкретных обществах информационного идеала, возникающими при этом сложностями как для государства, так и для конкретных граждан. Если такие ученые, как Й. Масуда (" оптимисты"), счи- тают, что общество претерпит драматические изменения не через войны и революции, а благодаря постепенным технологическим трансформациям, то
другие (" пессимисты") советуют не заниматься футурологическими утопия- ми и говорят не о технологических революциях, а просто о дальнейшем под- чинении социальных нужд и ценностей технологической рационализации потребностям рынка. Ясно, что в том и другом случае для более отсталых стран существует угроза проигрыша в экономической конкуренции вплоть до потери нацио- нального суверенитета из-за широкого развития межгосударственного потока информации. Для граждан же, и в варианте " оптимистов" и в варианте " пес- симистов", в свою очередь, возможна угроза для частной жизни (около 30 го- сударств приняли уже те или иные законы о защите права на частную жизнь в связи с компьютеризацией). " Выглядит насмешкой, - отмечает Дж. Мартин, - что в Великобритании, известной давними традициями парламентской де- мократии, соображения безопасности до сих пор препятствуют принятию за- конодательства о свободе информации". Осложнения, которые вызовет при- нятие соответствующего законодательства для власть имущих, должны не- сомненно стать частью платы за то, чтобы жить в открытом обществе. В це- лом Дж. Мартин приходит к выводу, что потребуется определенное время для того, чтобы информационное общество из " социального конструкта" превратилось в некоторую реальность. Сейчас это скорее идея, хотя на пути к её осуществлению уже много сделано.
Техногенная культура: Элвин Тоффлер, известный американский футу- ролог, социолог и теоретик информационного общества (или общества " третьей волны"), считает информационное общество приходящим на смену индустриальному (или обществу " второй волны"). В свою очередь, общество массового промышленного производства приходит, по Э. Тоффлеру, на сме- ну обществу " первой волны", в котором господствует сельское хозяйство и натуральный обмен произведенными продуктами. Биография Э. Тоффлера весьма поучительна. Родился он в Ныо-Йорке 4 октября 1928 г. После окончания школы поступил в Нью-йоркский универ- ситет, где в течение пяти лет сочетал обучение с работой на заводе в качестве слесаря, монтера, сварщика, трубочиста, шофера, сборщика на конвейере и рабочего других массовых профессий. Все это помогло ему на практике по- стичь " реальную жизнь" и со знанием дела, уже будучи ученым, говорить об условиях труда рабочих, о забастовках, профсоюзных проблемах и т.д. В 1961 г. знаменитая фирма IBM по производству компьютеров поручила Э. Тоффлеру написать доклад о социальном значении ввода в производство сети компьютеров и расширении сферы труда " белых воротничков". Это бы- ло одним из первых исследований социальных последствий компьютериза- ции общества; до Э. Тоффлера ещё никто не говорил о научной организации труда в " офисе" завтрашнего дня, да и сами компьютеры преимущественно использовались лишь в валютно-финансовых операциях. В дальнейшем Э. Тоффлер читает в респектабельных американских ин- ститутах и университетах лекции о взаимосвязи между достижениями науч-
но-технического прогресса и изменением системы социальных ценностей. В 1983 г. в работе " Прогнозы и предпосылки" он напишет об этом времени: " Громадные социальные и технологические изменения сотрясают американ- ское общество, а наше правительство не замечает этого - оно уделяет мало внимания будущему и не способно предвидеть даже наиболее фундамен- тальные сдвиги. Политики редко могут заглянуть дальше следующих выбо- ров". В работах " Прогнозы и предпосылки", " Третья волна" (1980) и др. Э. Тоффлер говорит о качественно новой, информационной, цивилизации, приходящей на смену отживающему индустриальному обществу. В этом об- ществе будущего нет массового, поточного производства и распределения товаров, характеризующих образ жизни и модели поведения предшествую- щего индустриально развитого общества. " Центральное утверждение моей книги, - пишет Э. Тоффлер о своей работе " Прогнозы и предпосылки", - что сегодняшний кризис не является кризисом перераспределения, перепроиз- водства, недостаточного производства или низкой производительности труда (что бы это ни значило), но кризисом реструктурирования, упадком старой, индустриальной эры экономики и возникновением экономики новой, " треть- ей волны", функционирующей в соответствии с другими принципами" [29]. Самый главный при этом принцип - право собственности на инфор- мацию как новый тип собственности, отсутствовавшее (или почти от- сутствовавшее) в обществе " второй волны". Отсюда контроль в сфере приня- тия ключевых решений осуществляет тот, кто владеет информацией. Это, в концепции Э. Тоффлера, новый класс " когнитариат " (cognitariat - производное от слов " знающий": cognitive и " пролетариат") - класс, контро- лирующий процессы производства и распределения информации. Тоффлер не признает категории " класс" в марксистском ее понимании, поскольку, считает он, устарела вся система фабричного производства. В " Прогнозах и предпосылках" так же, как и в " Третьей волне", Э. Тоф- флер разрабатывает концепцию " электронного коттеджа", связанную с пе- ремещением рабочих мест непосредственно в дома, что распутывает клубок проблем современного американского общества. В обществе " электронных коттеджей" изменяется характер труда и производственных отношений. Лю- ди возвращаются к натуральному хозяйству, как бы примитивному обществу " первой волны", но только на другой, более высокой, электронной основе. Лиц, потребляющих продукцию собственного производства, Тоффлер назы- вает " просьюмерами " и утверждает, что им принадлежит экономика будуще- го. Само слово " просьюмер" (prosumer) - производное от английских слов " производитель" (producer) и " потребитель" (consumer).] По Тоффлеру, просьюмер совмещает в одном лице функции производителя и потребителя материальных благ. " Движение назад - к дому " позволит корпорациям и государству снизить расходы на недвижимость, повысит производительность труда, облегчит ра- боту транспорта, уменьшит затраты энергии и загрязнение окружающей сре-
ды, поможет разрешить социально-психологические конфликты, в основе ко- торых лежит отчуждение работника от результатов его собственного труда, потеря стабильных эмоциональных связей между супругами, родителями и детьми, друзьями, коллегами и т.д. С идеей " электронного коттеджа" Э. Тоффлер связывает надежды на изменение " всего технического базиса" американского общества, считая, что существует возможность превращения наемных рабочих в независимых предпринимателей, или, иными словами, увеличения числа тех, кто владеет средствами производства (в данном слу- чае, электронным оборудованием). По мнению теоретика информационного общества, такая перестройка поможет устранить многие социальные кон- фликты: " Это образованные рабочие, - пишет Тоффлер, - которые, используя свои домашние компьютеры, видео- и телекоммуникационные средства свя- зи, смогут организовать новую сеть, " электронные гильдии", новые про- фессиональные ассоциации и т.д. Станут реальными и новые формы кол- лективного действия, и вполне вероятно, что в один прекрасный день мы бу- дем наблюдать " электронные забастовки". Надо отметить, что Э. Тоффлер, говоря о новом информационном обще- стве, отвергая " индустриализм" как отживающий общественный порядок, объединяет в этом отношении наиболее технически развитые страны разной политической ориентации. Несмотря на различия в осуществлении властных полномочий, индустриализм придаёт всем этим странам определенные об- щие характеристики, а именно: те структурные черты, которые повсеместно отрицаются " третьей волной", то есть зависимость от полезных ископаемых, массовое производство, массовое распределение, поставленные на индустри- альную основу средства массовой информации, массовая культура, нуклеар- ная (от лат. nucleus - ядро, объединенный вокруг ядра) семья как основная ячейка общества, урбанизация, одни и те же принципы стандартизации, син- хронизации, централизации, максимизации и т.д. Тоффлер показывает, что индустриальное общество обречено, везде и всюду терпит крах, некоторые симптоматичные характеристики которого только что были перечислены. В результате этого кризиса возникает новая супериндустриальная цивилизация, которая предполагает новые типы меж- личностных отношений, новые половые и семейные ценности, новый тип восприятия реальности. Он предполагает новую экономическую среду, кото- рая, в свою очередь, сформирует корпорацию нового стиля.
" Вторая волна" (индустриальное общество - прошлое, (общество будущего, нарождающееся сохраняющееся ещё сегодня)
1. Отношение к природе и ее ресурсам Борьба с природой. Разбазаривание невосстанавливаемого " капитала при-тация на возобновляемые источники роды" (уголь, газ, нефть, леса и т.д.)
энергии и активный их поиск
2. Лидирующие области науки и техники. Тип научно-технического развития Гигантский прогресс механической техники. Решающие отрасли - маши- Техника - на основе знаний, выходя- щих из научных лабораторий. Веду- ностроение, электромашиностроение, щие области науки и техники: кванто- химическая индустрия. Главные нау- ки: механика, впоследствии - учение об электричестве, химия
Неограниченный рост во имя роста вая электротехника, информатика, мо- лекулярная биология, в том числе генная инженерия, наука о космосе, экологические знания, океанология Рост, но ограниченный и сбалансиро- ванный
3. Основные принципы социальной организации и социальной деятельности в экономике, политике, других областях 6 принципов " индустриализма": 1) стандартизация 2) специализация 3) синхронизация 4) концентрация 5) максимизация 6) централизация Принципы нового общества: 1) индивидуализация 2) комплексная интеграция 3) синхронность, но нового ритма 4) деконцентрация 5) мини-формы 6) децентрализация
4. Система коммуникаций, образования, культуры Почтовая служба, средства массовой коммуникации (газеты, радио, кино, телевидение), работающие на основе вышеперечисленных принципов ин- " Аудиокоммуникация" на основе но- вейшей информационной техники, " демассифицированные" средства коммуникации; " сети" индивидуали- дустриализма. Общение между людь-зированных неофициальных комму- ми - иерархическое, стратифициро- ванное, атомистическое, случайное. Учреждения образования и культуры построены по типу фабрики и также массифицированы
“Индустриальный" индивид: ориен- тирован на производство и потребле- никаций по интересам, желаниям, без иерархии, нацеленные на взаимопо- мощь. Перестройка деятельности в сфере образования и культуры - в со- ответствии с вышеперечисленными принципами нового общества Новая личность: ориентирована на духовные ценности и творчество; ние; культ денег, власти, господства - многомерность ориентаций и пони- подчинения, пассивности; " автомати-мание другого человека как способ зированная" повседневная жизнь; коммерсиализированный секс и " нук-семейных отношений. Труд в не- леарная семья"; Труд в недрах огром-больших организациях и на дому; ных организаций - принуждение, жё- сткий временной режим, рутина
скользящий график труда; добро- вольный, творческий труд
5. Отношения между странами и народами Приоритет национального (на- ционализм, шовинизм, реваншизм), экономика и политика на уровне от- дельных стран или их блоков; воору- Приоритет интернационального; ори- ентация на глобальные проблемы и их совместное разрешение; реальное ра- зоружение, прочные договоры между жение и война как способы " разреше-странами, возможность предотвраще- ния" международных конфликтов
Гуманитарные проблемы техники. Благодаря способности новейших компьютерных банков данных (как частных, так и государственных) соби- рать и обрабатывать множественную информацию самого различного свой- ства об индивидуальных и коллективных пользователях этих банков, начиная от финансовых обстоятельств и кончая сведениями о матримониальных де- лах и состоянии здоровья, в повседневную практику вторгаются вопросы, по- степенно трансформирующие всё общественное сознание - в первую очередь, в области морали и права. По мере того, как конфиденциальная информация, касающаяся жизни миллионов граждан, накапливается в банках данных раз- личных электронных систем, люди всё в большей степени попадают в зави- симость от реального вторжения компьютерного " соглядатая" в их частную жизнь. В компьютерную эпоху понятие " права на частную жизнь " обретает со- вершенно новое значение, поскольку информационная сфера гигантскими шагами совершенствует свою техническую вооруженность дешевыми маг- нитными дисками, становящейся общедоступной волоконной оптикой, ши- рочайше распространившимися персональными компьютерами, что чрезвы- чайно упростило возможность компьютерного вторжения преступников или просто любопытствующих в частную жизнь пользователей компьютерной техникой. Говоря о " технологии компьютерного века", способствующей вторжению в частную жизнь, американский юрист и социолог У. Фридмен относит сюда и " детектор лжи", и электронную графическую экспертизу, да и вообще всякую электронную " наблюдательную технологию". В последнее время начинает широко распространяться беспроволочная телефонная связь, радиотелефоны. Так, в 1986 г. в США уже насчитывалось более 200 тысяч изолированных телефонных аппаратов, использующих радиотрансмиссию, что делает проблему вторжения в частную жизнь как никогда актуальной. У. Дж. Тэггарт (Австралия) считает, что в ближайшие годы на соответствие установлениям морали и права пройдут проверку следующие вопросы, вы- званные новейшей компьютерной технологией: 1) морально ли сохранять детальное досье о людях, с которыми вы со- вершили сделку; 2) морально ли собирать подобную информацию и пускать ее в продажу; 3) морально ли использовать компьютер, дабы обнаружить потенциаль- ных банкротов путем анализа их прошлых кредитных операций;
4) допустим ли просмотр компьютерного банка данных просто из любо- пытства или ради того, чтобы узнать чей-то номер телефона; 5) допустимо ли копировать компьютерные программы. Проблемы в области морали, вызываемые распространением в обществе компьютерной технологии, тесно переплетаются с правовыми проблемами. Компьютерная преступность, совершаемая путем раскрытия тайны кода и проникновения в информационные сети частных фирм, банков и государст- венных служб, совершается вне непосредственных человеческих контактов, вне непосредственно-вещественных (денежных сейфов и т.п.) объектов пре- ступления, в силу чего смешиваются и размываются границы между привыч- ными понятиями добра и зла: нажатием кнопки человек, не задумываясь, со- вершает уголовное преступление, которое он никогда не решился бы осуще- ствить традиционным образом. То же самое относится и к несанкциониро- ванному изготовлению копий компьютерных программ. Австралийский исследователь У.Х. Макквейд различает семь видов " компьютерной преступности ": 1) " троянский конь" - в компьютер вводятся секретные команды, ко- торые позволяют производить незаконные операции; 2) " подмена данных" - незаконное изменение данных перед вводом или во время ввода их в ЭВМ; 3) " суперудар" - незаконное использование вспомогательных компь- ютерных программ, нарушающих контроль доступа в компьютер; 4) " техника салями" - незаконное отчисление на собственный счет, при помощи введения специальной программы, ничтожно малых сумм с ка- ждой из огромного количества компьютерных финансовых операций; 5) " логическая бомба" - незаконное введение в компьютер, набора команд, которые должны срабатывать в определенное время; 6) " уборка мусора" - сбор информации, которая может быть оставлена после работы пользователем в памяти машины либо возле неё; 7) кабельное прослушивание с целью получить доступ к данным, пе- редаваемым по телефону. Логической модернизацией способа совершения компьютерного пре- ступления " троянский конь", выполняющего алгоритм типа " сотри все дан- ные этой программы, перейди в следующую и сделай то же самое", являют- ся " компьютерные вирусы ". С программно-технической точки зрения под компьютерным вирусом понимается специальная программа, способная са- мопроизвольно присоединяться к другим программам, образно говоря, " за- ражать" их, и при запуске основных программ выполнять различные неже- лательные действия: порчу файлов и каталогов (при файловой организации программной среды), искажение и стирание (уничтожение) данных и инфор- мации, переполнение машинной памяти и создание помех в работе ЭВМ. Во- просами научного изучения компьютерных вирусов в настоящее время зани- мается специально созданная новая наука - компьютерная вирусология.
Помимо чисто " компьютерной преступности", могут быть и ситуации, когда, например, программист, разрабатывающий программу для ведения банковских счетов в фирме А, переходит затем на работу в фирму Б и " захва- тывает с собой" ту часть составленной им программы, которая касается вре- мени и характера совершения сделок в фирме А и может быть использована его новым работодателем. Всё это требует пересмотра прежних морально- правовых подходов, а нередко и введения абсолютно новых. Как отмечает австралийский судья М.Д. Керби: "...наше поколение будут упрекать в том, что, создав технологию, имеющую громадный потенциал, мы не смогли обеспечить такие инструкции и правила, благодаря которым эта технология могла бы справедливо и эффективно использоваться". В связи с этим возникает насущная необходимость в принятии государством " инфор- мационных законов". Так, в США уже расценивается как преступное любое самостоятельное электронное подслушивание, нарушающее права индивида на частную жизнь " без физического вторжения" в неё. Исключением является электронное прослушивание, официально разрешенное по определению юридических органов.
|