Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6. Методы и формы научного познания. 4 страница







звена — системотехники. В этой связи, не игнорируя общесистемного под-


хода, для каждой проблемы, задачи или их класса строят свою особую мето-


дологию.


В целом, имеются системные формализмы, которые развивали многие


ученые. Они обладают огромной эвристической силой. Системный подход


раскрывает нам как бы пространства возможных состояний систем и воз-


можных действий. Это — общенаучный метод и подход, такой, какой разви-


вает синергетика (как общая теория самоорганизации), или кибернетика (как


общая теория управления и связи в живых организмах, технических систе-


мах, обществе и их объединениях, которая опирается на информационные


технологии).


В 60-х гг. системолог Р. Акофф и социолог Ф. Эмери предсказывали на-


ступление Системного века. Он фактически уже наступил, но только не в ви-


де победы какой-то отдельной теории, а как победы целого направления,


подхода и методов, характерных именно для ОТС, ее версий, моделей разно-


го уровня, разного характера и назначения.

 


Формы научного познания. Далее мы остановимся на основных фор-


мах, в которых представлено и организовано научное и техническое знания.


Среди них — факт, гипотеза, закон, принцип, теория.


Факты образуют живую ткань любого знания. В науке и технике — они


воздух, которым дышит ученый, исследователь. Но факты еще надо добыть,


описав их на языке теории, передать их смысл и оформить в виде истинных


суждений. Субъект познания обращен к объектам и получает в виде познания


итога знание в форме фактических суждений. Вместе субъект — объект —


знание образуют треугольник, так называемый “золотой треугольник позна-


ния”.

 



 


Между тем, широко бытует мнение, что факт и объект — это одно и то


же. Так считают и некоторые философы: Л.Витгенштейн, например, говорил,


что “мир есть совокупность фактов, а не вещей”. Мы здесь будем строго раз-


личать объект и знание о нем у субъекта, в связи с чем мы будем понимать


под фактом некоторое достоверное знание об объекте в форме суждения. При


этом исследователь отображает данное суждение в терминах языка опреде-


ленной теории, так что одно и то же может выглядеть (описываться) в разных


языках по-разному. Например, в обыденном языке (и мышлении) нормой


стало выражение “У меня температура” (человек болен). На языке сторонни-


ка теории теплорода (была такая) надо бы сказать об увеличении количества


теплорода в организме. Сторонник теории, где употребляются понятия энер-


гии, температуры (степени нагретости тела) говорят о повышении темпера-


туры как результата увеличения кинетической энергии молекул в организме.


И тому подобное.


В научном мышлении факт выражен в виде единичного суждения, даже


если речь идет о совокупности многих объектов. Но описание факта в науке


всегда, как говорят методологи, “теоретически нагружено”, то есть связано с


определенной концепцией и теоретическими терминами. Подчеркнем еще


раз: в самой действительности никаких фактов нет, они — в головах людей.


В этой связи находится то, что мы часто предполагаем какие-то свойст-


ва, отношения и т.п. в виде суждений, — гипотетические факты. Вообще на-


до различать “наблюдаемые” и “ненаблюдаемые” факты и понимать относи-


тельность и историчность их различения. Заметим, что термины “наблюдае-


мые” и “ненаблюдаемые факты” неудачны и неточны. Лучше бы сказать:


“факты наблюдаемого” и “ненаблюдаемого”. Пример последних утвержде-


ний, что Земля шар, хотя мы ее как шар непосредственно не видим. Для кос-


монавта же это наблюдаемый факт. Наука широко оперирует и теми и дру-


гими, исходя из мысли о наличии в мире общего и всеобщего, а не только


уникального и неповторимого. Отсюда и возможность конструировать фак-


ты, обобщая единичное до общего и всеобщего.


Факты можно подразделить в целом при сравнении их друг с другом на


однородные (скажем, все случаи притяжения тел к Земле, рождения живых


существ и их смерти, необходимой связи людей друг с другом в обществе и


т.п.); неоднородные (как, например, трения тел, магнетизма, питания живых


существ, парламентские выборы и т.д. в сравнении друг с другом); массовид-


ные (для групп и совокупностей любого рода вроде взаимодействий частиц


материи, молекул газа, демографические процессы и т.д.); фундаментальные


(как переход тепла от более нагретого тела к менее нагретому, другие факты


из физики, химии, биологии, кибернетики и информатики, и др.) и нефунда-


ментальные (например, характер ветвления кроны конкретного дерева, раз-


мещение в данном городе сетей коммуникаций, торговых точек, ваше паде-


ние на улице, поломка конкретной машины и т.п.).


Заметим, что эти классы фактов пересекаются друг с другом и их при-


надлежность к этим классам может быть относительной, зависеть от системы

 

 



 


отсчета и задач описания и т.п. Однородные факты могут быть обобщены,


когда познание схватит более глубокую сущность с помощью тех или иных


методов познания. Так, фундаментальный закон природы — закон сохране-


ния энергии — на деле создан за счет обобщения законов сохранения меха-


нической, тепловой и электрической энергии. При желании примеры можно


продолжить.


Известный физик М.Борн писал: “Все наше познание природы начина-


ется с накопления фактов, многочисленные факты обобщаются в простые за-


коны, а последние в свою очередь обобщаются в более общих законах”.


Гипотеза как форма научного познания и (одновременно) как метод ве-


дет на основе фактов разного рода через формулирование законов и принци-


пов к научной теории. В современной науке гипотезы — это своеобразные


локомотивы науки. Вместе с тем, в истории науки погибших, не ставших за-


конами, принципами и теориями гипотез, — бесчисленное множество. По-


этому говорят, что наука — это кладбище гипотез. Эти гипотезы, которые


вызывались в воображении исследователей теми или иными реальными про-


блемами (и химерическими тоже — такими как создание “вечного” двигате-


ля), сами подталкивали к сбору новых фактов.


В своем развитии гипотеза как предположение проходит ряд стадий: 1)


накопления фактов; 2) выдвижения простейшего предположения, часто на


базе аналогии; 3) накопления новых фактов; 4) формулирования зрелой гипо-


тезы и получения следствий из нее, вплоть до развертывания целой теории;


5) подтверждения гипотезы или ее опровержения. В последнем случае гипо-


теза превращается в закон, принцип (в рамках аксиоматизированной теории)


или даже становится теорией. Все зависит здесь от ранга, уровня общности


гипотезы.


Формально, гипотеза — это суждение или их целая связанная группа,


система суждений. Но настоящая научная гипотеза никогда не строится на


пустом месте. Она связана со всем знанием о предмете, междисциплинарным


знанием, вроде логики и математики, и из них вытекает.


Иногда гипотезу противопоставляют опыту. Так, Ньютон говорил: “Ги-


потез я не измышляю”. Но, ведь, и сам Ньютон находился среди гипотез, как


среди пчел в пчелином рое. Разве не было у него гипотезы о “мировом эфи-


ре”, о бесконечно большой скорости передачи взаимодействий, о всеобщно-


сти Евклидового пространства, об абсолютном пространстве и времени, дру-


гих гипотез? Другое дело, что это все он не осознавал как гипотезы и считал


очевидным. Мы все слишком многое считаем очевидным и в итоге заблужда-


емся!


В истории науки известно и преувеличение роли гипотезы. Сторонником


такой идеи был, например, известный французский математик и физик-


теоретик А.Пуанкаре (см. его книгу “Наука и гипотеза”).


Группировку гипотез по их видам мы делать не будем, так как она в ос-


новном совпадает с группировкой законов.

 



 


Закон — это как бы ставшее знание, чаще всего — результат индукции,


аналогии, синтеза и подтверждения гипотез на опыте. Понятия закона и ги-


потезы однопорядковые. Закон науки схватывает повторяющееся, прочное,


необходимое, существенное, устойчивое в законе любой природы. Форма его


— суждение. В математике его эквивалент — теорема. Впервые понятие “за-


кон природы” мы найдем в XVII веке у Декарта, Гоббса и Спинозы, позднее


появилась мысль, что все существующее в природе может создаваться только


по ее законам. При этом закон не лежит на поверхности, а как бы высвечива-


ется через явления, свойства, отношения. Он еще должен быть понят, осмыс-


лен и описан на языке науки. Смысл знания закона — предвидение возмож-


ных состояний объекта и тенденций его изменения и развития.


В основе появления закона лежит напряжение между сложившимися


сторонами целого, его полюсами, противоречие. На основе этого вначале


развивается тенденция. Различают также законы-тенденции (или “законо-


мерности”, характерные для сложных систем (биологические, социальные,


смешанные системы). Таковы законы эволюции жизни, общественного про-


гресса, экономики, экологии, развития самой науки и др. Вообще, по разным


критериям и основаниям, можно построить целый ряд независимых и пере-


секающихся группировок и классификаций известных науке законов. Разли-


чают всеобщие, частные и конкретные законы. Для всего физического мира


всеобщими законами будут законы симметрии или сохранения; частными


будут законы отдельных миров физического и духовного (механики, тепло-


ты, языка, мышления и др.); о конкретных законах отдельных объектов мы


узнаем нередко сами из практики. По их характеру выделяют качественные и


количественные законы. Первые чаще всего можно встретить в сфере очень


сложных систем; законы физики, химии, техники, технологии, экономики,


управления и др. — в основном количественные и количественно-


качественные.


Необходимо выделить законы по их назначению: законы для описания и


законы объяснения. Описателен, например, закон всемирного тяготения, так


как он не объясняет причину тяготения; напротив, объясняющий закон гово-


рит о том, почему протекает данное явление, почему так-то устроен данный


объект. Форма последнего — “Если..., то...”. При этом важно оговорить усло-


вия (“наложенные связи” как говорят в механике), а также разного рода огра-


ничения. В методологии поэтому различают законы “дозволения” (их боль-


шинство) и законы “запрета”, невозможности (такие, как недостижимости


абсолютного нуля температуры, передачи тепла от холодного тела к нагре-


тому, принцип Паули в теории атома и др.).


Законы можно различать и по уровню абстрактности — как феномено-


логические, так и абстрактные. Первые — описательны, чаще всего качест-


венные, а не количественные, они — эмпирические по происхождению и


слабо математизированы. Их множество в разных областях, особенно в на-


блюдениях за погодой, в геологии, биологических и социальных науках, в


сферах производства и экономики. Часто они лишь первичная форма обоб-

 

 



 


щения. Вторые, опираясь на мощный аппарат абстракций, количественный


математический аппарат и модели, включая информационные и кибернети-


ческие, выражаются в виде функций и уравнений разного рода. Кстати,


именно математические модели чаще всего в современной науке и ведут к


обобщениям в виде научных законов. Здесь, как нигде, проявляется огромная


эвристическая сила математики и моделирования.


Вообще, наука лишь тогда достигает совершенства, когда она выходит


на дорогу обобщений на уровне такого рода законов.


Принципы. Вспомним теперь, что было сказано вначале: закон — это


нечто подобное математической теореме. Если же закон помещен не в конец,


а в начало цепочки познания (вместе с другими), то, формально, его роль та-


кова же, как аксиомы в математике. То же самое можно проделать и с гипо-


тезами. Мы сможем из них развернуть цепочку следствий. В итоге перед на-


ми будет уже в аксиоматической теории то, что в естествознании и в техни-


ческих теориях называют “принципом” или “началом”. Формально говоря,


принцип — утверждение, однопорядковое с законом, но помещенное в нача-


ло цепочки умозаключений и выводов, а закон — следствие, но не одного


принципа, а их группы, входящих в основания, в аксиоматику теории. Сово-


купность фундаментальных понятий, определений и принципов образует ак-


сиоматику теории. Но в ряду начальных утверждений теории могут быть и


фундаментальные факты, такие, как постоянство скорости света в теории от-


носительности, или дискретности взаимодействий и “действия” (квантова-


ния) в квантовой теории и т.п. Это факты — принципы. Научные принципы


имеют три уровня общности: 1) всеобщие (философские); 2) общенаучные;


3) частнонаучные. Первые в каждой науке выступают в форме, отражающей


язык той или иной теории, а потому их часто не узнают сами философы.


Принципы совместно с научной картиной мира, специальной исследова-


тельской программой и парадигмой (то есть особым углом зрения на пробле-


мы некоторой предметной области), фундаментальными понятиями, гипоте-


зами и законами подводят нас к возможности развернуть научную теорию.


Научная теория. Под научной теорией как раз и понимают систему ут-


верждений об объектах, связанных отношениями выводимости и зависимо-


сти. Научная теория — это не только форма знания и познания. В широком


смысле это так, но это и главная единица теоретического знания, с которой


сталкивается всякий, кто учится, исследует, конструирует, проектирует и


действует. Говорят, что не ничего практичнее, чем хорошая научная теория.


Подчеркнем, что теория имеет сложную структуру. В ее состав входит


“ядро” или основания теории, то есть система принципов и основных поня-


тий теории. В формальных теориях в него включают правила операций над


величинами и язык (термины и символы теории). Последний тип теорий —


это высший, предельный тип. Он характерен для математики и математиче-


ской логики — в основном дедуктивных по способу вывода теорем (в содер-


жательных теориях вроде физики — законов) и следствий, а также приложе-

 



 


ний в практику. Вместе с тем никому еще не удалось выстроить теорию на


одном-единственном принципе: как правило, их всегда несколько.


Мы уже говорили о том, в каких отношениях должны находиться аксио-


мы или принципы теории. В целом, в основаниях не бывает противоречащих


друг другу принципов и лишних принципов, хотя могут быть и не все необ-


ходимые принципы. Это определяется вмешательством заданного многомер-


ного пространства и его топологии. Что такое возможно, было доказано Б.


ван Фраассеном. Заметим, что в основаниях теорий аксиоматического типа


содержится также и все возможное количество следствий (то есть, принципы


— это “свертка” всех возможных утверждений теории, их консерв). Подоб-


ный концентрат информационно хорошо обозрим, он эвристичен, лишь бы


мы сами владели техникой вывода и логикой. Заманчиво было бы уложить


хотя бы крупные блоки информации о мире и о нас в подобные “свертки”!


Вообще, в фактуальных теориях, а это все науки, кроме логики и мате-


матики, сами прототипы теории суть реальные объекты (как в лингвистике и


др.). Материальные прототипы между тем противоречивы, а информация о


них чаще всего бывает неполной. Отсюда громадные трудности аксиомати-


зации содержательного знания и познания.


Заметим, что гипотезы, законы и принципы — на языке методологии и


логики — суть номологические утверждения (от гр. “номос” — закон). В по-


знании приходится учитывать роль и философских принципов, когда мы, на-


пример, задаем тип причинности (жесткий или вероятностный), тип про-


странства и времени, роль принципов системности (например, что сумма


свойств целого не равна сумме частей) и др. Все это приходится учитывать,


когда конструируется аксиоматика теории и её основные утверждения.


В зависимости от соотношения теоретического и эмпирического, воз-


можностей математизации и обобщения, все научные теории разных облас-


тей знания развиты сегодня неодинаково. Механика и вся физика, целый ряд


их приложений, особенно инженерных, технических дисциплин, некоторые


области теории управления и информации и другие - ближе всех к идеально-


му типу, то есть к аксиоматизированной и формализованной целиком теории.


Но различия феноменов в разных областях ведут к различию и самих теорий.


Среди них можно выделить математические, естественнонаучные, техниче-


ские, экономические, кибернетико-информационные (вместе с языкознани-


ем), социальные, философские и др.


Теории можно подразделить, противопоставив описательный и объяс-


няющий подходы и получить цепочку: 1) феноменологические; 2) полуфено-


менологические; 3) объясняющие. В первых вообще не пытаются свести опи-


сание явлений (феноменов) к внутренним законам (фенология, описательная


астрономия и др.). Вторые характерны для технического и технологического


знания (теория машин и механизмов, электротехника, химические техноло-


гии и др.). Для них важнее всего прагматическая и прикладная стороны. Тре-


тий тип — это фундаментальные теории природы, общества и мышления, на-


чиная с космологии и физики, кончая теориями общества и логикой.

 

 



 


Теории можно различать по их целям, методам и функциям: описатель-


ные, объясняющие, классифицирующие, жестко детерминированные и веро-


ятностные (статистические).


Для нас важна классификация по уровню развитости, которая обуслов-


лена неизбежным различием в фактуальной базе теорий, языке, методах по-


лучения знания и способах проверки его на достоверность. Тогда мы полу-


чим три типа теорий: 1) эмпирические; 2) математизированные; 3) дедуктив-


ные. Последний тип подразделяется по степени близости к идеальному: а) на


гипотетико-дедуктивные; б) аксиоматические теории. Можно заподозрить,


что вся эта классификация отображает исторический ход развития теорий,


который математика в общем-то в основном прошла. Историкам математики


это известно. Содержательные теории физики, теории управления и инфор-


матика близки к тому. Вместе с тем, история науки не закончена, и предель-


ным состоянием ее был бы идеал единой и формализованной науки. Увы!


Даже математика еще не достигла такого уровня, а в фактуальных не пре-


кращается напор новых фактов.


Теперь коротко о состоянии каждого из этих типов теорий и о примерах


соответствующих теорий.


Эмпирические теории. У них очень велик фактуальный базис, в котором


не все обобщено. Соответствующие законы здесь выводятся индуктивно или


по аналогии. Велика роль анализа, но невелик по масштабам синтез. Значи-


тельное место занимает естественный язык и различные описания, классифи-


кации. Правила логики и обработки информации специально не оговарива-


ются, а используется обычная формальная логика и математика. Результаты


теории не проверяются на корректность специально. Примеры: теория эво-


люции Дарвина, физиология высшей нервной деятельности, языкознание,


фенология, описательная астрономия и др.


Математизированные теории. Они носят полукачественный, полуко-


личественный характер, используют широко язык математики и родитель-


ский язык предшествующих теорий (как этапов их собственного развития).


Логика и операции над объектами тоже не задаются, а проникают в них из


применяемой математики и информатики. Примеры: теории элементарных


частиц, кроме теорий Великого объединения, теории ядра; молекулярная ге-


нетика
и
цитология;
математическая
лингвистика;
экономико-


математические теории и др.


Дедуктивные теории. О них выше уже немало сказано. Исторически


первый этап таких теорий — знаменитые “Начала” Евклида. В этих теориях


логика и язык, а также операции строго оговариваются и они формализова-


ны. Важнейшая проблема для них — это проблема их интерпретации (в фи-


зике ее называют проблемой “физического смысла” и приложений). Исход-


ные принципы и аксиомы считаются доказанными или достоверными. Заме-


тим, что в математике аксиоматика вообще не требует такого обоснования.


Весьма острой проблемой в содержательных теориях дедуктивного типа яв-

 



 


ляется проверка соответствия следствий из оснований самой действительно-


сти. Все эти теории подразделяются на три вида:


а) в гипотетико-дедуктивных теориях исходные принципы частично эм-


пирически обоснованы, частично заимствованы из других теорий, частично


являются гипотезами. Принимается определенная логика, язык и система


операций над объектами. Фиксируется объект, как продукт идеализаций и


обобщения. Примеры: термодинамика, астрофизика и др.;


б) в конструктивных теориях внутри аксиоматики могут быть принци-


пы, принимаемые без доказательства и обоснования. Объекты теории и ут-


верждения вводятся обязательно путем предварительного их конструирова-


ния в виде идеализированных объектов, моделей, вводятся специальные язык


и операции и т.д. Примеры: электродинамика Максвелла, теория информации


и др.;


в) аксиоматические теории, как уже ясно, выше обрисованы. Примеры:


геометрические теории, теории множеств и групп, логические теории и др.


В науке существует резкая критика ряда современных теоретиков и методо-


логов против идеала науки аксиоматического типа. Говорят, что аксиоматика


— это “смирительная рубашка” и тормоз для развития теорий, и что цель


науки — безудержное размножение теорий с целью их последующего отбора


путем опровержения (П. Фейерабенд).


Известный математик XX века Д. Гильберт, напротив, считал, что внут-


ри жесткого каркаса дедуктивных теорий происходит наращивание понятий


и утверждений, их переосмысление и т.п., а, значит, их развитие. Как пример


он приводит углубление понятий числа и вообще теории множеств в матема-


тике. Мы укажем здесь также на развитие дискретной математики в связи с


компьютеризацией и т.п. Между тем, в методологии науки показано, что на


одном и том же фактуальном поле могут быть построены разные теории, ко-


торые потом могут долго конкурировать друг с другом, становиться допол-


нительными и т.д. Как пример — геометрические теории (Евклида, Лобачев-


ского, Римана и др.), механика Ньютона, механика Гамильтона и механика


Герца.


Все, хотя и кратко описанные здесь методы не исчерпывают традицион-


ную логико-методологическую проблематику. В методологии науки сущест-


вует немало новых проблем. К их числу относят развитие общей эволюцион-


ной теории в связи с развитием синергетики, проблемы описания сложности


и комплексный подход, описание нечетких систем и описания многопара-


метрических систем, анализ таких форм знания, как проект, роль компьюте-


ров для теории и смысл виртуальных миров, другие проблемы. По этим во-


просам существует обширная литература, но нельзя сказать, что все вопросы


решены. Наука в своем стремительном развитии ставит перед методологией


и всей философией все новые и новые задачи.

 



 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.