Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тайна II. Оскал рифов






И.К. Айвазовский (1817-1900). Девятый вал.

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, где есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим. 12: 2)

Всё, что мы видим и ощущаем вокруг и всё, что в нашей душе, было когда-то мыслью, идеей, мечтой, целью, планом, осознанностью или неосознанностью ныне осуществленной, т. е. существующей в виде предмета, произведения, ситуации, образа, стиля, поступка, характера, состояния человека или общества в целом.

Внутренний мир большинства наших современников представляет собой гряду проблем, из которых они не знают, как выбраться. И это тоже существовало в виде мысли. Удивительно? Не понятно? Не верите?

Существует понятие депривации, т. е. лишение человека чего-либо. Например, лишение прав на врачебную помощь, образование, свободу веры, охрану жилища. Потеря ценностей личностью (депривация) приводит к тому, что человек теряет нравственные ориентиры в своём внутреннем мире. Он становится подобным путнику, который не имеет карты или компаса и не знает в каком направлении двигаться. На физическом плане у такого человека идеал здоровья отсутствует или крайне противоречив: наряду с красивым телом, человек может вести нездоровый образ жизни – с курением, алкоголем, наркотиками и др. У современного человека крайне снижены проявления на творческом уровне. Для подавляющего большинства людей ценностным ориентиром является подражательность кому-то, следование предложенному кем–то образцу, пользование штампами, сленгом, вездесущей и всепроникающей моде. Тем более, что средства массовой информации множат и транслируют их 24 часа в сутки по всем каналам.

Межличностные отношения сведены к потребительским: ты – мне, я – тебе. Размыты или отсутствуют идеалы дружбы, любви, товарищества. Их скелетные отражения тиражируются на экране, в печати, а потому и в жизни. Современники, принимая скелет за сущность, забывают, что человеческая жизнь и деятельность важна лишь в силу вкладываемого в них истинного намерения (по Т. Шардену)

Современный человек не имеет ясного представления о своей социальной полезности, нужности. Сущность социального успеха сведена к финансовой стабильности, проще говоря, к объёму заработка, который и служит мерилом покупательных возможностей человека. В гонке за заработком, человек не имеет времени и, как следствие, теряет интерес к иным собственным возможностям. Внешнее предпочитается внутреннему, душевному. Скелет становится важнее души человека.

В системе принципов современного человека исчезло понятие «справедливость». Крайне низко опущена планка честности, порядочности, заботы, доброты и других нравственных принципов. Шкала ценностей как таковая отсутствует в жизни подавляющего числа современников. Это привело к тому, что высокие принципы стали эндемиками, раритетами, т. е. весьма редкими, и их очень трудно встретить в жизни. А низкопробные принципы априори предполагаются присущими всем членам общества. Вы уже видите корень двуличия, неискренности, двойной морали людей?

Да, предательство, забвение истинных человеческих принципов привело к тому, что можно назвать «сбой замков» с дверей храмов, где человечество хранило главный кристалл мудрости – тайну своего божьей идентичности. Вспомните историю, легенды, сказки народов мира, былины, песни, сказы, эпопеи. Во множестве сюжетов – борьба за обладание божественным кристаллом, чашей Грааля, волшебным мечом-кладенцом, способным защитить кладезь мудрости от злых сил. Это единственные в своем роде символы, в которых в концентрированном виде непостижимым образом заключена сила завета высших сил человечеству. Если человек не обладает ими, он оказывается в плену злых сил.

Борьба за обладание сакральными символами требует от человека высвобождения и проявления присущих ему высших принципов справедливости и доброты, самоотверженности и заботы, открытости и цельности, нравственности и абсолютной веры в необходимость своих жертвенных деяний во благо людей.

Мировоззрение современных людей сужается до уровня личных, семейных, корпоративных или групповых интересов. Бытовое мировоззрение заполонило человеческое общество. Понятия научного, художественного, творческого, духовного, космичного мировоззрения практически отсутствуют в обществе.

В поисках мировоззренческого фундамента люди бросаются в крайности. Без мировоззренческого фундамента совокупная сила личности, её потенциал крайне низок, и его едва хватает, чтобы обеспечить собственное выживание. Внутренняя вселенная такого человека похожа на спортивное ориентирование по ложным сигналам. В полной мере понятие депривации внутренних ценностей мы относим к нашим современникам. За примерами идти далеко не требуется: моя попутчица в поезде 14-летняя Алиса с детства мечтает быть киллером, танцует брейк, слушает рок, обожает книги о вампирах и в присутствии отца обсуждает лучшие способы контрацепции.

В обобщённом виде отсутствие высоких идеалов на уровне физической, творческой, межличностной, социальной жизни, высоких принципов и мировоззрения представлено на схеме № 1.

Схема № 1. Внутриличностные рифы

При рассмотрении состояния общества мы обнаруживаем очень схожую картину. Назовём её «Социальные рифы» (схема № 2).

Схема № 2. Социальные рифы

Депривация социальных ценностей на всех уровнях жизни личности привела к явному отсутствию в обществе (невостребованности) идеала здоровья и созидающего творчества, истинных идеалов дружбы, товарищества, любви. В социальном аспекте востребованы исполнители, так называемые «шестёрки». Это не требует от человека следования высоким и гуманным принципам в его жизни. Постепенно и почти незаметно затухают мечты и идеалы групп людей, слоёв общества, поколений людей, как затухает заброшенный костёр. Крепкая связь между принципами и мировоззрением вынужденно приводит человека к формированию прагматичного, узкого и однозначно жёсткого взгляда на жизнь. Объединение вышеназванного в виде социальных норм наименовать иначе, как депривацией, то есть изъятием у общества права иметь достойные социальные ценности, невозможно. Для человека в этом кроется пессимистическая перспектива: в случае осознания им губительных последствий отсутствия его собственных идеалов жизни, он не находит оптимистической замены им среди общественных идеалов. Ему не с чем сравнить свои выборы: нет социального образца, примера, героя, маяка для корректировки своих взглядов, поведения, жизненного сценария. Ему не с кого брать пример. В результате развивается трагедийная ситуация его жизни. В будничной жизни это видим почти ежедневно. Вот одна из ситуаций, описанная режиссером, актрисой Н.В. Лобастовой: «Совершаю ежедневную вечернюю пробежку по периметру квартала. В так называемой парковой зоне, расширяющей улицу между домами, вижу группу подростков, окружившую парня таджика с соседнего стихийного рынка. Батоны белого хлеба из магазина от ударов и толчков выпали из его рук на асфальт. Подростки подбадривают себя и друг друга злобными циничными словами в адрес жертвы. Взрослый здоровый мужчина делает вид, что ситуация нормальная и проходит мимо. Вмешиваюсь я. Подростки закрывают лица капюшонами, воротниками, что еще больше приводит к мысли, что они были готовы на крайность. В таких группах обязательно существует лидер, авторитет. К нему я и обратила весь поток внимания. Увещевания, укоры только подогрели бы агрессию, поэтому необходимо было быть максимально искренней в своем желании добра. Сорок минут я не отпускала их от себя, выслушивая об их праве судить и карать, возвращая их внимание к ответственности, к шансу прожить жизнь в развитии, а не с последствием покалеченного, убитого человека. Я настаивала на истине, что их ум, их мозги сильнее их кулаков. Таджику в тот раз удалось ускользнуть. И не знаю следствием чего, стало закрытие маленького грязного рынка».

К чему приводит депривация внутриличностных и социальных ценностей? На схеме № 3 изображена та же, что и на двух предыдущих схемах, гряда рифов. Правда, они грозные, тёмные и ещё более опасные, чем предыдущие. Это воистину могущественные препятствия, ибо сложившийся взгляд на мир (мировоззрение человека) трудно или почти невозможно откорректировать. Некоторые люди скорее изменят себе, друзьям, коллективу, Родине, нежели изменят своё привычное мировоззрение.

Схема № 3. Мировоззренческие рифы

Мировоззрение человека, не имеющего возможности скорректировать свою опустошённую внутреннюю жизнь с оптимистичными социальными ценностями и идеалами, спрессовывается в его трагедийные мировоззренческие установки. Трагедийные, ибо бесцельные, бесперспективные, никчёмные. Дух опустошён безверием в идеалы и перестаёт быть хозяином, воображение не ориентировано на жизнеутверждающие образцы, а тело, как пластилин, послушно принимает предлагаемую форму деграданта со всеми присущими ему атрибутами мыслепроизводства, речепроизводства, поведения, внешнего вида.

На схеме № 4 показаны семь «рифов» − граней человеческой личности, наложенных на семь аналогичных социальных рифов. Соответствующие надписи на третьей гряде указывают на депривацию (лишение, потерю) оптимистичного, позитивного мировоззрения современной личностью. При такой ситуации единственным смыслом жизни человека становится поддержание физического существования. Назовём это мировоззрением биовыживания. С точки зрения нейрофизиологии, это существование человека на первом – животном (биовыживательном) контуре (врождённый ансамбль нейронов) головного мозга. Этот контур есть и у животных. В своей эволюции человек достиг сегодня возможностей владения 3, 4, 5, 6, 7, 8-м человеческими контурами (высшими ансамблями клеток головного мозга). Это вершинные для человека возможности. Но это возможно только при наличии высоких созидательных идеалов человека во внутреннем и внешнем (социальном, природном, космическом) мире. Это возможно при постоянной работе над собой и понимании человеком своего космического предназначения.

Схема № 4. “Оскал” комплекса рифов

 

Забвение или предательство своих естественных идеалов человеком, нравственных целей и адекватных им выборов привело к «слипанию» рассмотренных выше картин в «оскал рифов». Не правда ли, похоже? Одна гряда рифов входит в другую, как пальцы в хорошо подобранную перчатку. Внутриличностные, социальные и мировоззренческие рифы похожи потому, что они фрактальны (самоподобны), то есть система производит подобную себе систему в укрупнённом масштабе в иной сфере. То, что думаю я, становится достоянием твоих и его дум. Наши мысли начинают жить в обществе и, в конце концов, овладевают им. Так наша мысль становится общественной силой. В рассмотренном нами случае, это – негативная сила общества. Став силой общества, она становится полноправной хозяйкой и правительницей. Эта именно та сила, которая ведёт общество и каждого к деградации и гибели. Помните картину Питера Брейгеля «Слепые»? Один слепой ведет за собой тех слепых, которые держатся за него, полагая, что он их выведет в нужном направлении. Однако, он идёт в пропасть. А вот пример таких слепых в наше время, описанный актрисой и режиссером Н.В. Лобастовой.

«Популярный в театральной среде автор пьес, многочисленных постановок на российской и зарубежных сценах, драматург проводил мастер-класс на столичной площадке. Пришла с желанием узнать секреты мастерства. Таких, как я, оказался полный зал, большую часть которого составляли молодые люди, студенты творческих вузов. Драматург, режиссер собственного театра в большом городе России, маргинального вида, что не удивило, вещал со сцены, используя сленговые и нецензурные выражения, вызвав во мне удивление и неприятие. Но ещё больше я была удивлена обстоятельством, что я в своей реакции оказалась в явном меньшинстве. Рассуждения авторитета и учителя, что жизнь – это грязь, и в ней нет высоких ценностей и целей, воспринимались зрителями в согласии и легких смешках. Такой образ мыслей, спроецированный в двух направлениях – искусство и воспитание и никем не опровергнутый, вдвойне разрушителен».

Депривация ценностей, смыслов, идеалов, абсолютных нравственных ценностей, мировоззрения генетического единства Мира, природы, человека, творчества, отношений любви и дружбы, назначения человеческой жизни составляют суть современного духовно-нравственного падения и кризиса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.