Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как узнать о музыке больше






Кто не любознателен, тот ничего не узнает.

Иоганн Вольфганг Гёте, поэт

Насколько разнообразен у разных людей гардероб, настолько же неоднородна и публика. Особенно это относится к её осведомлённости. В зале сидят и многолетние владельцы абонементов, которые за долгое время успели прослушать почти все, и маленькие группки фанатов, пришедших поприветствовать своего любимца, а рядом с ними — знатоки с карманными партитурами и студенты музыкальных школ, тайком повторяющие жесты дирижёра, скучающие музыкальные критики и полусонные мелкие чиновники, время от времени незаметно поглядывающие на часы. Для меня навсегда останется загадкой, почему именно нетерпеливые посетители любят выбирать места в первом ряду. Я всегда различаю начинающих любителей классической музыки, для которых концертный зал — новое переживание: они то и дело беспокойно вертятся на своих местах, чаще других оглядываются, чувствуя себя не в своей тарелке. Иные вообще впервые в жизни пришли послушать музыку в живом исполнении, перед концертом прочли кое-что о композиторах и их сочинениях и купили программки. Но достаточно ли этого, чтобы слушать и понимать музыку так, как понимают её бывалые меломаны и остальные сидящие в зале знатоки?

Силу музыки не стоит недооценивать. Она так велика, что иногда достаточно первого контакта, чтобы навсегда быть захваченным ею. Мне вспоминается один человек, который после моих настойчивых приглашений в возрасте пятидесяти пяти лет впервые побывал на концерте и прослушал Пятую симфонию Бетховена. Потом он рассказывал, какое огромное впечатление она на него произвела, как интенсивно и напряжённо он слушал и потом сожалел, что не заинтересовался классикой значительно раньше. Он сравнил музыку Бетховена с хищником, который поймал добычу и в полном смысле слова не выпускает её из своих когтей.

Меня эта вспышка интереса не особенно удивила. Такой музыкант, как Бетховен, точно знал, как произвести впечатление, какие приёмы использовать для воздействия на слушателей и приобщения их к музыке. Он и его коллеги были не только гениями музыки, но и блестящими мастерами, в совершенстве владевшими своим ремеслом со всеми его тонкостями и уловками. Они обязаны были им владеть, потому что сочиняли не только для вечности, но и для своего времени. Они нуждались в успехе не в последнюю очередь ещё и потому, что должны были зарабатывать деньги, и заботились о том, чтобы их сочинения как можно скорее, так сказать, на лету, воспринимались слушателями, в первую очередь заказчиками, — графами, князьями или императорскими высочествами. При этом они имели в виду не только знатоков, но и дилетантов, не особенно разбирающихся в музыке.

Не следует забывать, что на концертах в ту пору звучали почти исключительно премьеры сочинений. Для всех слушателей концерты и симфонии были чем-то совершенно новым, до сих пор никем не слышанным. Так что нет ничего необычного в том, что некоторые приходят послушать классическую музыку впервые. А её воздействие на слушателей сегодня может быть таким же спонтанным, как и прежде.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.