Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности принципов международных коммерческих договоров






Одной из особенностей внешнеэкономической деятельности является известная " правовая неопределенность", с которой сталкиваются контрагенты. Выражается она в том, что стороны могут иметь дело с нормами иностранного права, зачастую им неизвестного, либо вовсе находиться в неведении относительно того, чем регламентируются их взаимоотношения.

В современных условиях унификации правового регулирования в сфере международного сотрудничества юридических и физических лиц посвящены три основополагающих документа:

1. Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.;

2. Принципы международных коммерческих договоров Международного института унификации частного права (УНИДРУА) 1994 г.;

3. Принципы европейского договорного права (далее ПЕДП).

Венская Конвенция 1980г. представляет собой классический законодательный вариант унификации. Конвенция – правовой акт, согласованный на международном уровне и подлежащий применению в государствах – участниках этого соглашения. В процессе работы над Конвенцией ее разработчики, учитывая положения национальных правовых систем, а также исходя из общепринятости того или иного правила, адаптировали его к международному применению. «Такой вариант унификации неизбежно ограничил возможность маневра, в силу различий в правовых традициях государств, участвовавших в создании документа, некоторые вопросы были исключены из сферы действия Конвенции, а по другим приняты компромиссные решения – оставляющие проблему в той или иной степени не урегулированной».[142]

Принципы УНИДРУА – кардинально иной по своей природе унификационный акт. Принципы разработаны не в виде международного соглашения, а как правила, предназначенные для использования участниками международных контрактных отношений по их волеизъявлению.[143] В отличие от Конвенции, они становятся обязательными для сторон лишь постольку, поскольку они прямо указали на них в своем контракте как на источник разрешения возможных разногласий.

Вместе с тем, несмотря на столь различную правовую природу рассматриваемых документов, необходимо подчеркнуть их взаимосвязанность. Принципы представляют собой развитие, уточнение, а в ряде случаев обновление положений Конвенции. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о сфере и порядке применения рассматриваемых документов.

Сфера применения Конвенции строго определена в ст. 1, но весьма важным для практики и необычным для применения международных договоров является диспозитивный характер Конвенции. В силу ст. 6 стороны, используя автономию воли, могут исключить применение Конвенции к их договору полностью или в части. Это дает сторонам право сделать в контракте ссылку на Принципы УНИДРУА как на применимое право. Принципы также могут быть применены, когда договор заключен между сторонами, не являющимися участниками Конвенции, но и тогда, когда договор регулируется ее положениями, Принципы могут сыграть важную роль. Так, в соответствии со ст. 7 Конвенции, вопросы, в ней не разрешенные, подлежат толкованию в свете общих принципов, на которых она основана. Практика показала, что именно в качестве таковых и используются Принципы УНИДРУА.

Согласно ст.1.8. Принципов – обычай не обязателен для сторон, если его применение в конкретном случае неразумно; по ст.9 Конвенции – стороны связаны обычаем, если они знали или должны были знать его. «Подход Принципов более конструктивен – разумнее исключить использование непригодного обычая чем не применять его при наличии весьма субъективного критерия о незнании стороной».[144] Еще одним существенным различием между принципами УНИДРУА и Конвенцией является то, что принципы могут использоваться сторонами любой страны, в отличии от обязательного участия в Конвенции.

Таким образом, можно говорить о том, что рассматриваемые документы дополняют друг друга, что не удивительно, ведь Принципы разрабатывались под влиянием Конвенции и изначально ориентировались на восполнение ее пробелов. Также необходимо отметить, что завершившаяся реформа Принципов УНИДРУА, еще более расширяет применение ПЕДП. Принципы европейского договорного права стали основой для новых разделов Принципов УНИДРУА. Некоторые характеристики ПЕДП способствовали признанию Принципов европейского договорного права в качестве эффективного регулятора договорных отношений, а также основы для дальнейшего развития современного lex mercatoria и разработки Международного коммерческого кодекса, идея о создании которого была высказана Комиссией ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ еще в 70е годы XX столетия.

Таким образом, мы можем говорить о взаимодополняемости вышеуказанных документов и о их консолидации в будущем, для более унифицированного регулирования предпринимательских отношений осложненных иностранным элементом.

 

Ветчинкин В.О., студент ЮУрГУ

 

lex mercatoria как источник транснационального торгового оборота [145]

Многими исследователями отмечается очевидная сложность современного понимания термина «lex mercatoria» и заключается она в том, что в доктрине отсутствует единое понимание сути этого явления, причем это касается как национальной юриспруденции, так и зарубежной науки[146].

Обобщая различные точки зрения, в самом общем виде lex mercatoria можно определить как право, творимое самими участниками соглашения, иными словами, фактически lex mercatoria - это система обыкновений, действующих в течение долгого периода времени, то есть так называемый «заведенный порядок»[147].

Рассуждая о месте и роли lex mercatoria в системе регулирования отношений международного частного права можно сказать, что в настоящее время оно не относится к числу правовых регуляторов. Российские суды, следуя традициям отечественной правовой системы, при вынесении решений по делам, осложненным иностранным элементом, должны руководствоваться существующими правовыми нормами, а не «заведенным порядком» деловых кругов[148]. Нормы lex mercatoria должны оставаться исключительно договорными условиями в рамках конкретных правоотношений, по крайней мере, до тех пор, пока национальные правовые системы государств-партнеров Российской Федерации не признают нормы lex mercatoria в качестве обязательных для применения при регулировании торговых правоотношений, осложненных иностранным элементом.

Систему источников lex mercatoria составляют: обычаи и обыкновения международной торговли; рекомендательные акты международных организаций; заведенный порядок; типовые контракты; практика международного коммерческого арбитража и иные негосударственные регуляторы международной торговли[149].

Таким образом, источниками lex mercatoria является совокупность негосударственных невластных регуляторов международной торговли, т.е. правил поведения, а также актов, не имеющих общеобязательной юридической силы, которые становятся обязательными для субъектов международного торгового оборота в случае прямого или косвенного отказа от применяемых норм национального права какого-либо государства.

Думается, современное lex mercatoria представляет собой наиболее адекватную альтернативу традиционному коллизионному и конвенционному регулированию международной торговли, поскольку указанные способы не отвечают новейшим потребностям товарооборота. Причиной является очевидная неприспособленность национальных законодательств, разработанных исключительно для внутреннего применения, урегулировать отношения иной правовой природы, а именно, отношения с иностранным элементом[150].

Что касается конвенционного способа регулирования, то для выработки компромиссного варианта того или иного международного акта требуется достаточно длительное время, поскольку необходимо учесть волю всех государств-участников данного акта. Исходя из этого, lex mercatoria становится наиболее эффективным регулятором, поскольку не зависит от воли национальных законодателей и вырабатывается самими участниками.

Гайсин А.Ш., студент ЮУрГУ

 

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации [151]

 

Привлечение иностранных инвестиций для развития национальной экономики является распространенной практикой для множества государств. Для того, чтобы стране привлечь иностранный капитал необходим благоприятный инвестиционный климат, а именно адекватные правовые гарантии для иностранных инвесторов.

А.Г. Богатырев под гарантиями прав инвесторов понимает создание определенных условий, которые обеспечивают участникам инвестиционных отношений — независимо от субъективных причин — возможность осуществлять инвестиционную деятельность.[152]

В настоящее время в РФ система правовых гарантий, установленная для иностранных инвесторов, представляется не вполне эффективной, по мнению многих ученых. Так, большое количество норм, регулирующих инвестиционную деятельность, привело к дублированию одних и тех же положений в различных актах на уровни субъектов РФ, а также муниципальных образований.

Несмотря на немалое количество нормативных актов, содержащих положения о гарантиях инвесторам, их спектр не столь уж и широк. Все они перечислены в федеральном законе «Об иностранных инвестициях в РФ»[153].

Например, в ст. 15 данного закона указывается, что иностранный инвестор имеет право на земельные участки, другие природные ресурсы, иное недвижимое имущество, а в ст. 10 указывается, что у иностранного инвестора имеется гарантия на надлежащее разрешение спора. Все эти гарантии вытекают из национального режима, который предоставляется инвесторам, и именно предоставление этого режима уже говорит о том, что субъект наделен вышеперечисленными правами, а выделение этих прав как особые гарантии не дает ничего нового для правового регулирования.

Также в ст. 9 закона " Об иностранных инвестициях" указана гарантия, которая защищает инвесторов от неблагоприятного изменения законодательства. Включение этой гарантии можно рассматривать как важный шаг в сторону улучшения правовой защиты инвесторов, но она, по мнению Н.Н. Вознесенской, имеет ряд недостатков[154].

Очень жестко ограничен круг лиц, которые попадают под данную гарантию (инвесторы, реализующие приоритетные проекты, и у которых доля в уставном капитале превышает 25%), а также в законе установлены многочисленные исключения, позволяющие отказать в праве на данную гарантию: срок окупаемости, по расчету налоговой нагрузки и.т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что существующая система иностранного инвестирования требует реформирования в сторону увеличения реальных гарантий для инвесторов, ослабление требований к ним для большего притока в национальную экономику, особенно важны эти реформы для страны в настоящее время кризиса, а также для налаживания отношений на мировом рынке с другими государствами, которые готовы сотрудничать с государством. Именно адекватная экономическая и правовая политика позволит усилить положение страны на мировой арене.

 

Глазков А.В., студент ЮУрГУ

К вопросу об условиях рамочного договора [155]

 

В результате реформы гражданского законодательства Российской Федерации[156] с 1 июня 2015 года в ГК России появляется конструкция рамочного договора.

В подготовленных изменениях в ГК РФ рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора (статья 4291).

Обратим внимание, что данное определение не отражает того, что в рамочном договоре стороны не согласовывают существенные условия будущих договоров. Кроме того, поскольку всякий договор допустимо конкретизировать в будущем, значит, в качестве рамочного можно квалифицировать совершенно любой договор, что весьма сомнительно.

Условие о предмете рамочного договора представляет собой организацию договорных отношений, то есть действия по заключению в будущем договора путем уточнения конкретных условий о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг. В предмет рамочного договора также может входить порядок заключения иных договоров, то есть может быть предусмотрено, какая из сторон составляет и направляет оферту, срок для акцепта[157].

При планировании заключения нескольких основных договоров не всегда возможно согласовать в рамочном договоре конкретный срок для заключения каждого из основных договоров, так как могут быть неизвестны все обстоятельства, влияющие на определение такого срока. Поэтому в ГК РФ следует предусмотреть правило о том, что сроком действия рамочного договора является период, в течение которого должен быть заключен основной договор, если иной срок (сроки) не предусмотрен в рамочном договоре. Для заключения каждого из основных договоров может быть установлен отдельный срок в пределах общего срока действия рамочного договора[158].

На взгляд Л.Г. Ефимовой, рамочные договоры должны содержать общие условия договоров-приложений, которые не должны и не могут включать всех существенных условий будущих договоров-приложений[159]. Включение обычных и случайных условий основного договора следует оставить на усмотрение сторон[160].

Кроме этого, согласимся с Н.В. Дельцовой, что в содержании рамочного договора помимо базовых условий должно отражаться указание на возможность их уточнения посредством дополнительного соглашения, согласования заявки, подписания спецификации, направления заказа и т.п.[161].

Итак, в гражданском законодательстве Российской Федерации предлагается предусмотреть самобытную по своей юридической природе конструкцию рамочного договора, которая способна отражать лишь организационные условия будущих имущественных взаимоотношений контрагентов и не порождает обязательство оформить конкретные договоры в будущем, что является нетипичным в плане признания такого соглашения заключенным и отличает его от классической конструкции предварительного договора.

Гришечкин В.В. аспирант кафедры

гражданского права ФГБОУ ВО " УрГЮУ"

 

О понимании совместного обладания правами на один объект гражданских прав в абсолютных правоотношениях как теоретической юридической конструкции [162]

В настоящее время явление «множественности лиц в гражданских правоотношениях» не привлекает должного внимания со стороны цивилистов. Во многом сложившаяся ситуация стала причиной отсутствия нормативной основы, которая бы обеспечила исследователю плодотворную «почву» для его изысканий.

Но именно в силу дефицита позитивного регулирования, которое могло бы ограничить мысль рамками действующих норм права, «множественность лиц в гражданских правоотношениях» составляет одну из тех областей, где творческий потенциал исследователя может раскрыться в полном объеме. Но, чтобы обратиться к изучению какого-либо явления, необходимо сразу выбрать эффективный «инструмент», который позволит наиболее глубоко раскрыть его сущность и отразить отличительные особенности. Полагаем, что в нашем случае таким «инструментом мышления» должна стать теоретическая юридическая конструкция, под которой мы предлагаем понимать понятие, которое направлено на преобразование существующей юридической действительности, не закреплено нормативно, но, несмотря на это, обладает потенциальными регулятивными возможностями.

Именно как теоретическую юридическую конструкцию мы и рассмотрим совместное обладание правами на один объект гражданских прав в абсолютных правоотношениях. Полагаем, что данная конструкция, с одной стороны, сможет выступить в качестве звена, соединяющего такие существующие нормативные юридические конструкции как общая собственность и соавторство, а с другой стороны, обеспечит разработку новых юридических нормативных конструкций.

Создание конструкции совместного обладания позволит уменьшить ситуативность правового регулирования, в том числе распространить на схожие явления общие правила, связанные с порядком согласования противоречащих интересов субъектов совместного обладания, разрешением возникающих между ними конфликтов, управлением принадлежащим им объектом гражданских прав. Обозначив конструкцию термином «совместное обладание», мы акцентируем внимание на состоянии принадлежности прав на объект одновременно нескольким субъектам, которая обуславливает необходимость координирования ими своих действий в отношении указанного общего объекта.

В то же время, мы намеренно уходим от попытки создать обобщающую теоретическую юридическую конструкцию «множественности лиц в гражданских правоотношениях». Ведь уже само по себе различие между абсолютными и относительными правоотношениями создает почву для раздельного рассмотрения относящихся к ним конструкций. В связи с этим, для построения теоретической юридической конструкции совместного обладания мы предлагаем обратиться к опыту исследования таких ставших нормативными юридических конструкций, как общая собственность, соавторство, созалогодержание. Указанный подход позволит не только преодолеть существующий дефицит нормативной основы, но и эффективно использовать созданные цивилистической наукой в отношении указанных конструкций теории.

В результате, рассмотрение совместного обладания правами на один объект гражданских прав в абсолютных правоотношениях в качестве теоретической юридической конструкции позволит по новому взглянуть на существующие нормативные юридические конструкции, приступить к разработке новых, а также совершенствовать действующее законодательство.

 

Гусева О.А., ЮУрГУ

К ВОПРОСУ О ВВЕДЕНИИ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ТРУДУ ИНОСТРАНЦЕВ [163]

 

Легальная трудовая миграция играет для России позитивную социально-экономическую роль во многих отношениях. Трудовые мигранты заполняют не престижные места на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. Этим поддерживается и стимулируется рост целых отраслей экономики. Но наряду с таким существующим положительным явлением, как легальная миграция, существует и негативное - нелегальная миграция рабочей силы.

По данным Федеральной миграционной службы на 29 апреля 2014 года на территории России находится 3, 7 млн. нелегальных мигрантов.[164] Как известно РФ притягивает нелегальных мигрантов по следующим причинам: они вообще не могут найти работу в своей стране или считают, что в России могут заработать существенно больше. Выгодны они и российским предпринимателям, которые существенно экономят на заработной плате путем снижения ее величины и выплаты «черным налом», позволяющим избежать обложения оплаты труда налогами.

До настоящего времени данную ситуацию регулировал механизм квотирования привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, который породил множество негативных последствий, а именно: длительность оформления квоты; незащищенные трудовые права иностранцев; иностранцы не имеют медицинской страховки; работодатели не могут получить необходимых рабочих; невозможность трудиться у физических лиц; РФ не имеет точных статистических данных о количестве проживающих на ее территории трудовых мигрантов.

Для того, что бы минимизировать вышеуказанные последствия Россия вынуждена была ужесточить миграционную политику страны, а именно заменить действующий механизм квотирования на систему патентов.

С 1 января 2015 года вступили в действие новые правила для мигрантов, предусмотренные Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[165]. Теперь все мигранты, приезжающие в РФ в безвизовом порядке, должны будут приобрести разрешительный патент, который позволит работать, не только у юридических лиц, как это был ранее, но и у физических, лиц. Его цена будет варьироваться в зависимости от субъекта РФ. Например, в Москве патент стоит примерно четыре тысячи рублей в месяц[166]. Но прежде чем купить патент иностранцы должны пройти многоступенчатый процесс, который длится в течении 30 календарных дней с момента въезда в Россию. За этот срок иностранцы должны успеть найти жилье, зарегистрироваться по месту пребывания, перевести национальные паспорта на русский язык, сдать анализы, дождаться их результатов и получить медицинские справки, приобрести полис добровольного медицинского страхования, сдать комплексный экзамен на владение русским языком и знание истории России и основ ее законодательства, затем около 10 дней ждать его результата. Кроме того, власти оставляют за собой право на приостановление на определенный период выдачи патентов с учетом потребности региона в привлечении иностранных работников.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, положительные отличия от прежней системы привлечения к трудовой деятельности иностранцев - квотирования, которые заключаются в том что, иностранные рабочие приобретают равные с гражданами России трудовые права закрепленные законодательством; иностранцы вправе работать не только у юридических лиц, но и у физических, в результате чего между работодателями – частными лицами и мигрантами образуется «короткая» психологическая дистанция, более плотный и частый контакт, они в большей степени связаны между собой в рамках домашней экономики и повседневными проблемами, что влияет на условия труда в лучшую сторону; срок получения патента составляет 30 дней, иностранцы могут и должны приобрести полис добровольного медицинского страхования, что особенно важно для женщин.

Таким образом, как отмечают эксперты, мигранты очень позитивно оценивают возможность работы по патентам и достаточно ответственно подходят к процедурам его оформления. Патент позволяет в доступной для большого числа мигрантов форме легализовать свою трудовую деятельность и воспринимается как достаточно гибкий, разумный и приемлемый инструмент, который дает возможность добросовестным работникам трудиться без лишнего беспокойства за свой статус.

Земерова М.А., студент магистратуры

Уральский институт управления-филиала РАНХиГС, Тг. Екатеринбург, Россия

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.