Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические подходы к социальной работе с группой






Технология социальной работы с группой

Место темы в учебном курсе

В данной теме рассмотрены основные подходы к проблемам социальной работы с группой, показаны технологии работы с клиентами при различных случа­ях, определены этические принципы взаимодействия с клиентами.

Основные рассматриваемые вопросы

1. Теоретические подходы к социальной работе с группой.

2. Этические принципы социального группового ра­ботника.

З. Общая модель социальной работы с группой.

 

Теоретические подходы к социальной работе с группой

Термин «групповая работа» употребляется приме­нительно к деятельностис группами, требующей определенных профессиональных знаний и квалифи­кации, где социальная групповая работа понимается как особая форма индивидуальной работы. В этом кон­тексте для социальной работы данного уровня харак­терно следующее:

· проблемно-ориентированные подходы, где специ­фика проблем клиентов вызывает к жизни опреде­ленные техники групповой работы;

· ориентация групповой работы на работу со случа­ем через установление субъект-субъектных отно­шений с группой, где социальному работнику опре­делена роль посредника и фасилитатора;

Фасилитация - метод социальной работы, с помощью которого налаживаются связи между клиентом и социальными систе­мами.

· ориентация на техники и методы групповой ра­боты, принятые в смежных дисциплинарных об­ластях, ориентированных на работу с патология­ми;

· присвоение и переосмысление в теоретических и практических подходах понятийного аппарата, ме­тодов и принципов из практики работы психотера­певтов и практических психологов;

· создание индивидуальных подходов, деятельност­ных принципов и ценностей в работе с различны­ми случаями.

Методология и технология социальной работы с группой базируется на теориях, позволяющих анали­зировать интерактивные процессы в межличностном взаимодействии.

Социальная групповая работа это направление практической деятельности, функции которой распро­страняются в различных областях человеческой жиз­недеятельности от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем.

Согласно подходу Г. Конопки, социальная группо­вая работа является практическим методом социаль­ной работы, который помогает личностям расширять их социальное функционирование и через целенаправ­ленный опыт группы более эффективно справляться с их индивидуальными, групповыми проблемами или проблемами в микросоциуме.

Термин «социальная групповая работа» предложен Г. Конопкой и другими исследователями, чтобы показать специфику и отличие ее от групповой психотерапевти­ческой работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемах, связанных с социальным функционированием, то в групповой психотерапии – на эмоциональных и психологических процессах у больных людей. Сегодня наблюдается тенденция, когда методы групповой психотерапии применяются в практике социаль­ной групповой работы, что расширяет ее познаватель­ные границы, и в этой связи употребляются два понятия ­«групповая терапия» и «групповая работа».

Групповая психотерапия - направление психотерапии, ис­пользующее особенности поведения людей в группе в целях раз­решения их психологических проблем

Понятие «групповая терапия» употребляется в двух значениях.

Первое значение, традиционное, связывают с прак­тической деятельностью социального работника, при­званного, уменьшая страдания клиента, улучшать сте­пень индивидуального и социального функционирова­ния через управляемое взаимодействие группы.

Второе значение используется в подходах к клас­сификации социальной групповой работы, оно опре­деляет вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздей­ствии группы на клиента.

Социальная групповая работа - это метод интер­персональной помощи развития в профессиональной социальной работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей. Социальная групповая работа, как и социальная работа со случаем, включает различные подходы поведенческого обмена, индивидуального раз­вития, интерперсональных умений, групповых ориен­тированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповая работа представлена достаточ­но широко - от группового консультирования до те­рапевтических подходов. Социальная групповая рабо­та включает следующие виды деятельности.

1. Развитие целой группы и отдельного члена группы.

2. Развитие взаимопомощи и поддержки среди членов группы.

3. Использование группового процесса для жизнедея­тельности группы.

4. Развитие автономности в группе.

Взаимопомощь - усилия людей, перед которыми стоят похо­жие проблемы, направленные на оказание помощи друг другу.

Основную теоретическую модель групповой рабо­ты обосновали Папел и Ротман. В ее основе лежат тео­ретические подходы из эгопсихологии, когнитивной теории и теории социального научения, ролевых тео­рий и теории коммуникации.

Эгопсихология предлагает концепции, объясняю­щие внутреннюю самоорганизацию индивида и его отношения с внешним миром. Эти концепции дают возможность социальному работнику понимать пове­дение клиента как отдельного индивида и как члена группы, рефлексировать, как происходит индивиду­альное приспособление человека к действительности и к другим членам сообщества, как он встречается с внешним давлением, как формируется внутреннее бес­покойство.

При изучении Я в эгопсихологии особое значение уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы и особенностям функционирова­ния Я. Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступает как автономное образование, имею­щее свою систему защитных механизмов. Руководству­ясь этими положениями эгопсихологии, социальный работник в процессе групповой работы стремится ак­туализировать навыки психологической защиты инди­видуумов, с помощью группы помогает их развить, найти в процессе групповой работы различные вариан­ты функционирования в зависимости от различных форм агрессии со стороны среды.

Основываясь на концепции эгопсихологии, сопро­тивление в групповой работе рассматривается не как конфликт, а как диалог индивида со средой. Отсюда сопротивление и конфликт рассматриваются в основ­ной модели групповой работы как компоненты разви­тия группы, отправные точки для дифференциации ее членов. Сопротивление не рассматривается только как интрапсихический процесс, реакция на групповую ситуацию, но может рефлексироваться как защитный механизм в ситуации развития групповых отношений. В понятиях эгопсихологии основное предназначение работы с группой - поддержка психического здоро­вья личности, его идентичности, развитие самореали­зации.

Когнитивные теории и теории социального на­учения дают возможность социальным работникам интерпретировать и анализировать мотивы поведения индивидуумов в межгрупповом взаимодействии, опре­делить ценностные ориентации клиентов, помочь им понять, как они «чувствуют друг друга», как формиру­ется их знание о мире и ситуации. Опыт группового взаимодействия формирует ценностные ориентации, позитивные ожидания, компетентность и навыки со­циального взаимодействия.

Терапевтическая значимость основной модели групповой работы определяется возможностями груп­пы - помочь клиентам через механизмы межгруппо­вого восприятия увидеть ситуацию в ином ракурсе.

Теория отношений. Рассматривает межличност­ные отношения как фактор взаимовлияния Людей друг на друга. Применительно к групповой работе отно­шения рассматриваются как определенные, устойчи­вые связи, помогающие клиенту понять свои обязан­ности в межгрупповом взаимодействии, научиться сосуществовать совместно с другими членами груп­пы в изменяющихся обстоятельствах, сформировать необходимые навыки для «выстраивания» психоло­гической дистанции в процессе межгруппового общения.

Ролевая теория личности. В соответствии с этой теорией в процессе межличностного взаимодействия индивид обучается определенным образцам поведения, соответствующим теми или иным ролям. Такой подход обеспечивает социального работника знанием о ролевых ожиданиях, ролевых конфликтах, ролевых отноше­ниях, формирующихся в процессе групповой работы. Для социального работника важно создать условия, для личностного роста клиента, улучшить его социальное функционирование в обществе.

Теория коммуникации. В основе лежат представле­ния о динамическом обмене информацией между субъектами. Коммуникация в групповом процессе выступает как ролевой обмен информацией, формализованный в своих проявлениях, нацеленный на дости­жение определенного результата. Поэтому в данном аспекте коммуникация выступает в качестве опреде­ленного инструментария для решения задач групповой

работы. Теория коммуникаций дает возможность соци­альному работнику наблюдать в процессе групповой динамики специфические препятствия, осложняющие социальное функционирование субъекта, строить про­граммы по преодолению их, развивать навыки выра­жения индивидуальных ощущений и представлений в групповом общении.

Групповая динамика - процессы взаимодействия членов группы: образование в группе подгрупп по интересам; появление в группе лидеров и их уход; развитие группы; изменение ролей членов группы.

Первая классификация социальной групповой работы была предложена в 1960-е гг. Дж. Клейном. В­ основе его классификации систематизация реальных направлений групповой работы, характерных для дан­ного времени, что дало возможность предложить ему следующую классификацию.

1. Группы досуга.

2. Образовательные группы:

· группы семейного образования;

· группы профессиональной ориентации;

· группы свободного выбора.

3. Социальные группы:

· нацеленные на сохранение адаптивных моделей поведения;

· нацеленные на изменение адаптивных моделей поведения.

4. Терапевтические группы.

Исследователи Папел и Ротман в 1970-е гг. пред­ложили другой подход к классификации социальной групповой работы. В основе классификации родовые и

видовые особенности моделей групповой работы, где разграничительными критериями являлись: тип пре­доставляемых услуг, особенности ролей и взаимодействий социального работника, теоретическая парадигма метода групповой работы, типология клиента. Та­кой подход позволил им наметить во всем многообразии групповой работы следующие модели: модель социальных целей, клиническую модель, модель взаимодействия (взаимопомощи).

Moдель социальных целей представляла собой тра­диционную парадигму деятельности, принятую в прак­тике добровольных помощников однaкo она уточнялась в соответствии с уровнем развития практики социaль­ной работы.

Клиническая мoдeль групповой социальной рабо­ты базировалась на двух доминантах, используемых в групповой работе: средствах и контексте. Для данной

модели xapaктepeн определенный технологический подход, включающий в себя такие элементы, как контракт, план лечения, формирование группы, развитие груп­пы, оценка и завершение.

Модeль взаuмодействuя соcтoит из элементов взаим­ной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики.

В таблице представлены различия групповой ра­боты в пределах их моделей.

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.