Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терапевтический процесс






Группа рассматривается как система обслужива­ния клиентов, представляет определенный континуум, в котором осуществляется процесс интеракций, на­правленный на решение проблем клиентов. Групповой континуум состоит из определенных элементов, куда входит организационный процесс, работа по привле­чению новых членов группы, выявление проблем и интересов, установление контракта, обеспечение об­служивания в соответствии с условиями агентства и целями группы.

Групповой континуум требует, чтобы социальный работник выполнял определенные нормы и процеду­ры. Так как процесс группового развития осуществляет­ся непрерывно, социальный работник должен обеспечить условия его развития с учетом действий и вклада отдельных членов группы.

Достижение целостности группы, реализация прин­ципа «группа как целое», осуществляется поиском общ­ности, которая может бытъ в общности интересов, сходной трудной жизненной ситуации, в этнической при­надлежности, поло-ролевой идентификации и т. д. Такие факторы являются межабонентскими связями, позволяющими группе проходить все стадии группового развития.

Основной задачей социального работника являет­ся усиление группового и индивидуального социаль­ного функционирования. Это достигается постоянной помощью группе в принятии решении, оценке ситуа­ций, результатов действий. Социальный работник по­могает формировать нормы, решать конфликты, управ­лять ситуацией; это осуществляется для продвижения группы на всех стадиях ее развития.

Социальный работник рассматривает группу как открытую систему, он информирует ее членов о своих намерениях, действиях и стратегиях. Таким образом, члены группы имеют возможность принимать, откло­нять, изменять действия социального работника. В этой открытой системе осуществляется процесс ин­тернализации ценностей и действий социального ра­ботника, усваиваются методы помощи себе и другим людям.

Методы помощи, используемые социальным работ­ником, позволяют изменять условия существования группы, вовлекая клиентов в терапевтический про­цесс, учат согласовывать личные нужды и пробле­мы с проблемами группы.

Парадигма вмешательства социального работника в терапевтический процесс достаточно велика, она мо­жет включать в себя как игры и моделирование ситу­аций, так и работу с фантазиями.

Стадии терапевтического процесса

Групповая работа имеет определенные фазы сво­ей активности, каждая из которых несет свою органи­зационную и терапевтическую нагрузку. Имеются различные периодизации группового развития, одна из которых в социальной работе была предложена Г. Ко­нопкой.

Процесс помощи в групповой интервенции осуще­ствляется через следующие стадии:

l-й этап - целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессио­нальным социальным работником и членами группы;

2-й этап - управление групповым процессом, осуще­ствление взаимодействия между всеми членами группы;

З-й этап - установление вербальной коммуника­ции между членами группы;

4-й этап - установление невербальной коммуни­кации между членами группы;

5-й этап ~ целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды.

Вместе с тем можно отметить, что стадии ра­боты с группой, выделяемые современными исследователями Майером, Сари u Галuнскu, uмеют общuе noдxoды, несмотря на терминологические u структурные разлuчuя. Такuм образом, основные cтaдuu группового развuтия можно npeдcmaвuть в вuдe следyющей обоб­щенной схемы.

1. Стадия ориентации - клиенты осознают себя в качестве члена группы, происходит выбор ролей, ориентации в складывающейся ситуации, прояв­ляются определенные страхи перед неизвестны­ми формами взаимодействия, на этой основе фор­мируется «псевдосплоченность».

2. Стадия власти - оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление, может распространяться агрессия к одному из членов группы, оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы.

3. Стадия переговоров - происходит структурирова­ниe группы, оформляется групповая позитивная сплоченность, совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы, отмечаются сходные пробле­мы и эмоциональные переживания.

4. Функциональная стадuя - стадия активно работаю­щей группы, заинтересованность в разрешении проблем, поддержка членов группы друг друга, искрен­ность и спонтанность - характерные тенденции группового развития, стадия принятия решения.

5. Стадия pacnaдa группы - ситуация, при которой отдельными членами группы и группой в целом происходит осмысление и решение своих проблем, формулируется задача о необходимости окончания совместной групповой деятельности;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.