Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях






 

Лица, нарушившие установленные в государстве законом нормы и правила поведения, подлежат осуждению и привлечению к отбыва­нию наказания в специальных учреждениях. Перед государством стоит задача не только наказать человека за совершенное преступле­ние, но перевоспитать и возвратить обществу социально- здорового че­ловека. Решение ее возложено на пенитенциарные учреждения. Тер­мин «пенитенциарный» (от лат. poenitentiarius — юридический) озна­чает отношение к наказанию, преимущественно уголовному.

 

Пенитенциарные учреждения представляют собой специализиро­ванные (преимущественно государственные) организации, предназна­ченные для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных Деятельностью в этих учреждениях занимается особая отрасль социальной педагоги­ки - пенитенциарная (исправительная) педа­гогика.

Она изучает возможности исправления нравственной деформации личности осужденного, воздействует на него с целью перевоспитания в условиях отбывания уголовного наказания (особенно лишения сво­боды).

 

«Исправитель­но-трудовая педагогика» - отрасль социально-педа­гогической науки, исследующая организованную деятельность по перевоспитанию лиц, совершивших уголовное преступление и осуж­денных к различным видам наказания — как связанным, так и не свя­занным с лишением свободы.



Истоки исправительной (пенитенциарной) педагогической дея­тельности уходят в далекое прошлое. Еще в 1841 г. в первой в России Петербургской колонии для несовершеннолетних правонарушителей А.Я. Гердт выдвинул идеи трудового перевоспитания при уважении к личности человека с опорой на самоуправление, сотрудничество педа­гогов и воспитанников и др.

В 1871 г. в Московском университете введен курс «Тюрьмоведение». Профессор университета И.Я. Фойницкий впервые поднял вопросы об обращении сотрудников исправи­тельных учреждений с преступниками, нравственно-религиозных средствах и методах воздействия на заключенных

В 1923 г. профес­сор психоневрологического института С. В. Познышев в монографии «Основы пенитенциарной науки» дал определение пенитенциарной педагогики как воспитательно-образовательной деятельности по ис­правлению преступников и раскрыл следующие понятия: юридичес­кое и нравственное исправление; воспитательные возможности обще­образовательного обучения, культурно-просветительной работы, тру­дового воспитания заключенных. Система исправительной (пенитенциарной) педагогической тео­рии и практики сложилась как самостоятельная отрасль знаний и педагогической деятельности в начале 60-х гг. Это было связано с су­щественными изменениями, происшедшими в этот период в исправи­тельно-трудовой деятельности.

 

В настоящее время можно выделить следующие основные задачи теории пенитенциарно-педагогической работы:

а) научно-теоретическое исследование педагогической системы исправления (перевоспитания) и возможности ее совершенствования в условиях пенитенциарных учреждений;

б) выявление и обоснование закономерностей процесса перевоспи­тания осужденных;

в) исследование процесса перевоспитания, его принципов, содер­жания, средств, форм и методов воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения;

г) прогнозирование развития педагогической системы в органах, исполняющих наказания;

д) исследование возможностей уголовного наказания как метода социально-педагогического воздействия на личность осужденного;

е) определение критериев и показателей степени исправления личности, насыщение этих понятий конкретным содержанием для практического применения;

ж) исследование действенности исправительной и перевоспита­тельной деятельности пенитенциарных учреждений;

з) разработка и обоснование путей совершенствования адаптации бывших осужденных посте освобождения;

и) социально-педагогические проблемы предупреждения реци­дива;

к) изучение отечественного и зарубежного опыта пенитенциарной педагогики, возможностей его применения в наших условиях.

 

Основные категории исиравителыю-педагогической работы:

Исправление (человека) — это процесс качественного позитивного изменения личности осужденного в результате целенаправленной воспитательной деятельности, направленной на то, чтобы привить ему нравственные ценности, помочь избавиться от недостатков, отрица­тельных привычек, пороков характера.

Перевоспитание — это направленная воспитательная деятель­ность, нацеленная на исправление (радикальную коррекцию) пред­шествующего результата воспитания человека, привитие ему ка­честв и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие социально вредных привычек, норм и правил поведения, общения и т.д.

Карательно-воспитательный процесс — это системная деятель­ность в рамках исполнения уголовного наказания, предусматриваю­щая исправление, перевоспитание осужденного.

Исправительно-воспитательный процесс — целенаправленная и управляемая работа с детьми, подростками и взрослыми в условиях специального образовательного учреждения, способствующая их ис­правлению, перевоспитанию.

Образовательно-воспитательный процесс в пенитенциарном уч­реждении — обучение и воспитание (перевоспитание, исправление) осужденных детей и подростков в специальных образовательных уч­реждениях. Его задача — дать им общее среднее (полное), а также на­чальное профессиональное образование и одновременно добиться перевоспитания.

Исправительно-трудовое воздействие — это использование воз­можностей педагогически организованной трудовой деятельности в интересах целенаправленного развития, воспитания человека.

Субъекты исправительно-воспитательного процесса — сотрудники исправительных учрежде­ний, социальные педагоги (воспитатели), направляющие свою социально-педа­гогическую деятельность на определенный объект. Они делятся на две боль­шие группы: аттестованные и вольнонаемные. В зависимости от своих функциональных обязанностей сотрудники и воспитатели по-разному участвуют в организации и обеспечении воспитательного процесса. Непосредственно воспитанием занимаются: начальники отрядов, преподаватели школ и профессионально-технических учи­лищ, социальные педагоги (воспитатели); опосредованно, сотрудни­ки режимно-оперативных, производственных, медицинских отделов и служб.

Объекты воспитания, перевоспитания — люди, по различным при­чинам нарушившие закон и осужденные судом. Они отличаются по возрасту, полу, социальной опасности, отношению к отбыванию нака­зания, религиозности и пр.

Исправительно-воспитательный процесс осуществляется в специ­фических условиях пенитенциарного учреждения:

а) частичная или полная изоляция осужденных от общества;

б) отдельное содержание в течение длительного времени мужчин или женщин;

в) процесс перевоспитания в условиях исполнения уголовного на­казания;

г) жесткие правовые рамки жизни, учебы и труда, а также взаимо­отношений осужденных с воспитателями и администрацией;

д) особый статус осужденных, регламентированный специальны­ми правами и обязанностями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.