Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Даны сразу цели воспитания вообще и цели воспитательных технологий






Ц ель воспитания – это то, к чему стремится воспитание. Это будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание всегда целенаправленно. Бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает (либо это не воспитание). Целям подчиняется всё: содержание, методы, формы, организация. Цель выражает общую направленность, целеустремлённость воспитания. На практике цель выступает как система конкретных задач.

Цель и задачи соотносятся как целое и часть, как система и её компоненты. Поэтому справедливо будет сказать, что цель воспитания – это система решаемых воспитательных задач. Однако, если задач, определяемых целью воспитания, обычно много, то цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы, - всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и тоже время воспитание стремилось к различным целям.

Цель – определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни воспитательные системы от других.

Основные факторы, определяющие цели воспитания:

- идеология и политика государства;

- требования господствующего класса;

-потребности развития общества;

- способ производства;

- темпы социального и научно-технического прогресса;

- уровень развития педагогической науки и практики;

- возможности учебно-воспитательных заведений.

Требования к воспитательной цели:

1) значимость содержащихся в ней положений для ведущих личностных, индивидуальных или субъектных свойств воспитанника;

2) конкретность (какие именно качества надо сформировать, каких изменений достичь и пр.);

3) реальность (достижимость в определенный отрезок времени и обеспечен- ность средствами достижения);

4) ее позитивный характер (следует избегать формулировок типа «воспитать негативное отношение...»)

Цели воспитания – многоуровневы:

1 уровень понимания: ЦВ –это общие ценностные устремления (ориентации), выражающие общественные, жизненные, педагогические идеалы педагога-воспитателя, педколлектива, общества.

2 уровень понимания: ЦВ - это цели деятельности воспитателя, состоящие из:

1)- результативных целей (желаемые изменения в школьниках в результате педагогической деятельности);

2)- процессуальных целей (желаемые качества самого воспитательного процесса).

Нас прежде всего будут интересовать результативные цели, т.к. применительно к технологиям, результат должен быть гарантированным, а значит - равным поставленным целям, диагностируемым

А) В качестве целей могут быть представления педагога о желаемых качествах поведения ученика. Здесь можно увидеть результат (факты вежливости, организованности, дисциплинированности…).

Б) В качестве целей могут быть представления педагога о желаемых чертах личности ученика (честности, порядочности, заботливости, и пр.).

В) В качестве целей могут быть представления педагога о желаемых глубинных характеристиках личности: образе «Я», базовых потребностях, способностях, и т.п.

Таким образом, отвечая на вопрос: что же может быть ЦЕЛЬЮ воспитательных технологий: а)-формирование поведения? б)-формирование черт личности? в)- развитие глубинных качеств личности? г)- создание условий для развития личности?

Целью воспитательных технологий должно быть технологичное создание условий для развития личности и коллектива.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.