Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 6.




  1. Психологические типы респондентов.
  2. Исследование – действием. Зарождение метода. Типы проведения исследований. Социодрама. Инновационные семинары. Концепция Дудченко. Оргдеятельностные игры. Подход Щедровицкого. Понятие брейнсторминга.

ВОПРОС 1

  • Наивный тип (всё выложит)
  • Шутник-балабол (может быть даже экспертом, но пришел развлекаться и ничем не хочет помочь)
  • Рубаха-парень (веселый, тянет все на себя и не развивает идеи)
  • Союзник
  • Фантазер-сказочник
  • Тип, жаждущий исповеди
  • Нервный, агрессивный
  • Сексуально-озабоченный
  • Зацикленный
  • Осторожный
  • Пессимист-алармист
  • Эгоцентрист
  • Научный (аргументированно отвечает)
  • Лидер мнений (всегда рвется ответить первым на фокус-группе)
  • Обладающий алогичным мышлением (говорит одно, через минуту другое)
  • Пьяный

ВОПРОС 2

Action Research или Исследование действием это группа стратегий исследовательской или оценочной деятельности, состоящей из последовательности событий, способствующих не только выявлению, но и решению проблемы (определению реальных потребностей членов социальной группы и путей их реализации, определению разногласий в организации и нахождению компромиссов и пр.) характеризующейся набором этических и ценностных принципов активного и равноправного взаимодействия всех участников исследовательского процесса или всех заинтересованных лиц (демократичное сотрудничество ) предполагающей постоянную рефлексию всех участников процесса, и особенно исследователя/оценщика (то есть AR – это исследование в процессе действия, это исследование, сопровождающее и предопределяющее действие), при этом не исключающей использование самых разных методов сбора и анализа данных (количественных и качественных), дополняющих и объясняющих основную череду предпринимаемых действий.

 

Типы Action Research:

1. Исследование в процессе сотрудничества и соучастия (co-operative/participative action research)

2. Исследование в процессе активного обучения (learning action research)

3. Критическое исследование действием (critical action research)

4. Индустриальное/корпоративное исследование действием

5. Индивидуальное социои психотерапевтическое исследование (narrative inquiry)

Зарождение метода.

Теоретико-методологические истоки идеи AR, пусть и в дале ком от современной завершенности виде, специалисты видят в:

а) аристотелевском учении о праксисе как единстве познава тельной и преобразующей деятельности;

б) прагматической философии Джона Дьюи(1859—1952), про вогласившего, что наилучший способ познания открывается че рез практические действия с предметами;

в) постпозитивизме, заявившем, что научное познание не сводит ся исключительно к количественным и математическим методам.



 

За рубежом AR начали широко применяться начиная с середи­ны 1920-х гг. и достигли пика своего влияния в конце 1990-х гг.

Родоначальником нового метода высту­пает американский психолог Курт Левин(1890—1947), который сказал: «Если вы хотите знать, каковы вещи на самом деле, по­пытайтесь изменить их».

Впервые термин «Action research», характеризовавший «сравни­тельное изучение условий и последствий различных форм социального действия и исследований, ведущих к социальному действию.

До него идеи исследования через вмешательство высказывал Дж. Морено.Для него исследовательский процесс выступал составной частью со­циального движения.

В педагогическую практику термин «Action research» внедрил Стефан Корив 1949 г.

После Второй мировой войны большой вклад в эту область внес социальный психиатр Эрик Трист.Он и его коллеги иссле­довали не малые группы, а крупномасштабные социальные про­блемы, связанные с институциональным и организационным контекстом.

В 1960—70-е гг. A R успешно применяли социологи и антропо­логи, особенно в Латинской Америке, изучая социальную напря­женность, конфликты и их политические последствия.

 

Социодрама.

Социодрама есть вариант исследования действием. Кон­сультант предлагает группе в конкретном взаимодействии попытаться решить какую-то конкретную проблему. Взаимодействие это происходит в лаборатор­ных условиях, а реальная проблема взята из их организационной жизни. Та­ким образом, исследуется действием какая-то реальная проблема. Участники социодрамы формируются на основе позиционного и профильного анализов. Группам предлагается вступить в прямое взаимодействие по какой-то конк­ретной проблеме. При этом сначала осуществляется идентификация групп, т. е. определяется, кто в эту группу входит, какие вообще группы по поводу данной проблемы возникают. Потом происходит взаиморефлексия групп, т. е. группы пытаются определить интересы друг друга и ту позицию, которую они займут в конкретном взаимодействии. Возникает взаимная прорефлексия, т. е. в воображаемом будущем группы пытаются определить варианты по­ведения друг друга и собственного поведения.



Затем предлагается обмен образами друг друга, выявление несовпадений (а они всегда значительны!), причин их, корректировка взаимных представле­ний, выработка совместных действий.

Инновационные семинары.

Инновационный семинар – это наиболее развитая и отработанная технология, реализующая инновационный метод. Инновационный семинар представляет собой особую форму организации совместной деятельности людей по решению сложных размытых проблем, препятствующих целенаправленному формированию желаемого будущего. Главный путь к решению проблем – всестороннее развитие участников.

Особенности технологии проведения:

6. Основным содержанием работы на инновационном семинаре является решение практических проблем и задач компании.

7. Работа над содержанием ведется неотчужденно на стыке личных задач участников с задачами организации (собственников, первого лица и т.д.). Тонкая атмосфера включенности порождает мотивацию и реальную ответственность участников к реализации принятых на семинаре решений.

8. Для работы над содержанием используется богатый арсенал методов и средств стратегического планирования, системного анализа, управления будущим, рефлексии и т.д. Активно используются различные средства модерации, фасилитации, организации групповой и межгрупповой работы.

9. Работа над основным содержанием ведется сразу на нескольких уровнях:

· интеллектуальном (анализ, идеи, схемы, методы и т.д.);

· эмоциональном (мотивы, переживания по поводу содержания, страхи, доверие, надежды, причастность, признание и т.д.);

· телесном. Консультанты помогут на уровне тела почувствовать различные барьеры и ограничения, возможности для взаимодействия, собственные скрытые ресурсы и т.д.

Оргдеятельностные игры.

Вячеслав Сергеевич Дудченко (1940–2007)— доктор социологических наук, специалист в областях стратегического менеджмента.

В ходе развития общества в целом и отдельных организаций, в частности возникает необходимость управлять этим процессом, для чего требуется фиксация и нормировка нового порядка мышления, новых технологий воздействия на организации. Условия предприятий, руководство которых предлагало нам для решения свои проблемы, требовали отказа от чисто исследовательского подхода (надо было решать, а не изучать), от однопредметного взгляда на ситуацию, от позиции «посторонних», от средств, имеющих узкий спектр воздействия (типа тренинга).

В ходе работы в этом направлении и была создана Программа инновационной игры.

инновационные игры (В.С.Дудченко) – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

Под инновационной игрой он понимал особый метод решения перспективных проблем человека в организации как системный метод решения сложных проблем, метод организации деятельности социальных групп и личности. Инновационные игры рассматриваются как специальный вид социальной технологии, включающий выработку инновационных решений, проектирование нововведений, программирование их внедрения, обучение и тренинг участников

 

Основные категории оргдеятельностной игры в концепции Дудченко:

Выработка решений. Основной рабочей целью в игре является выработка инновационного для данной организации решения некоторой проблемы.

Проектирование. Решения, полученные на предыдущем этапе, должны быть глубоко проработаны и обоснованы. Эта работа ocуществляется в форме проектирования.

Программирование. требует быстрой и точной ориентировки в ситуации нововведения, переориентации с технических аспектов нововведения на соорганизацию всех участников внедрения.

Обучение. Одна из основных целей в игре — обучить участников специальным методам и средствам ориентирования в нестандартных ситуациях и решения проблем.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал