Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-политические учения эпохи Возрождения. Н. Макиавелли.






Никколо Макиавелли впервые в либерально-консервативной традиции поставил задачу изучить определенную историческую реальность: социально-политический опыт в конкретной области (внешней политике, международных отношениях). Но как при этом понимается опыт? В духе идей либерального консерватизма. Отправной точкой Макиавелли служит тезис о том, что представления о социальных и политических изменениях не только находят свое отражение в сознании, а затем и в языке, но и создаются сознанием с помощью языка.

Н. Макиавелли считал, что «самое важное в этом мире — познать самого себя и уметь взвешивать силы своего духа и своего государства».

В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» он прямо провозглашает: а) все люди в своих оценках событий «старого времени» и «нынешнего времени» по тем или иным причинам обладают определенными представлениями, обусловливающими их дальнейшие действия и мировосприятие; б) эти представления постоянно меняются в течение человеческой жизни. Это означает, что «мысленная речь, если она направляется какой-нибудь целью, есть лишь искание или способность к открытиям».

Макиавелли создаёт новую предметную область социально-политических исследований. Изучая изменения в том или ином обществе, вызванные его движением к некоему социально-политическому миропорядку, следует, утверждает он, прежде всего, рассматривать конфликты между свободными, независимыми и разумными индивидами. Другое дело, «разумны» ли мотивы этих индивидов и «разумны» ли столкновения вообще? Вопросы остаются без ответа. Описывать действия индивидов следует с помощью знаковых и понятийных, т.е. наиболее общих средств познания, которые, в конечном счете, зависят от институциональной власти.

Макиавелли по собственному признанию, в своих трудах не стремился изобразить наилучший порядок и устройство общества людей, которое возможно в будущем или было в прошлом. Нет, он писал о непосредственном политическом действии, основанном на силе, т.е. реальном положении вещей. Каково же это «реальное» положение? Макиавелли в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» замечает: «Как доказывают все, рассуждающие об общественной жизни, и как то подтверждается множеством примеров из истории, учредителю республики и создателю ее законов необходимо считать всех людей злыми и предполагать, что они всегда проявят злобность своей души, едва лишь им представится к тому удобный случай. Если же чья-нибудь злобность некоторое время не обнаруживается, то происходит это вследствие каких-то неясных причин, пониманию которых мешает отсутствие опыта; однако ее все равно обнаружит время, называемое отцом всякой истины».

В дальнейшем эта попытка противопоставить и даже заменить несовершенством «эмпирии» нормативный идеал, а точнее, сделать идеалом преходящее социально-политическое несовершенство, несправедливость общества, находит свое продолжение в одном из направлений консервативных социально-политических теорий, — в искажениях консерватизма. В них воспроизводится уже упоминавшаяся «концепция Фрасимаха».

 


14 Особенности европейской философии XVII–XVIII вв.

Европейскую философию XVII века принято называть философией нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. В Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.

В связи с разложением феодальных отношений, свершением буржуазной революции, развитием капитализма складывался в европейской жизни новый тип человека с новыми духовными запросами и идеалами. Представители новой идеологии и культуры начали беспощадную войну со схоластикой, царившей в философии и науке со времен средневековья

В упорной борьбе со схоластикой и религиозной идеологией вырабатывались новые научные методы изучения природы, основанные на опыте и применении математики для обработки и обобщения данных опыта.

В связи с отпадением от философии конкретных наук изменяется сам предмет философии: сосредотачивается внимание на изучение соотношения материя-сознание, а также логико-гносиологических проблем.

Вопросы теории познания, закономерностей и логики мышления становятся центральными в творчестве крупнейших философов.

Господствующей философской тенденцией в XVII-XVIII в.в. становится материализм, так как растущие знания о природе подтверждали его истинность и опровергали положения идеализма. Но, из-за того, что наиболее развитыми науками были механика и математика, материализм того времени был механистическим. Именно в механике видели философы того времени ключ к тайнам мироздания. Характерной чертой философии Нового времени являлось то, что великие философы были также и великими учеными - естествоиспытателями. Аристотелевская логика, наиболее полно отвечающая требованиям, предъявляемым к обоснованию уже имеющихся знаний, перестает быть жизненно необходимой. Необходимой становится логика, направленная на добывание новых знаний.

Происходит " расслоение" человека на частного и родового, на эмпирического и абстрактно-всеобщего индивида. Мировоззрение человека окончательно потеряло былую цельность и непротиворечивость, но зато приобрело глубину, сумев осознать противоречивость бытия, мироздания и самой жизни. Формируется новый тип сознания, для которого бытие открыто для всевозможных изменений, превращений, столкновений. Это сознание противоречиво в самом себе и одновременно направлено на такую же противоречивую реальность.

Философское сознание XVII века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но - противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и индивидуально-личностного. Мир воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда - неизбежность размышлений не только о путях познания этого мира, но и о собственных познавательных возможностях. Поэтому философия нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности человека.

В философии этого периода выделяются три теоретически концепции познания. Первая из них - философия Р. Декарта, картезианский рационализм.

Вторая получила название эмпирического, сенсуалистского, метафизического материализма (Бэкон, Гассенди, Локк, Гоббс).

Третья философия мистического рационализма Блеза Паскаля, точнее, философия человека как совпадения противоположностей " величия и ничтожества».







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.