Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хабититы и хадаситы






 

Хабититы — последователи Ахмада ибн Хабита. Хадаситы — последователи аль-Фадля аль-Хадаси.

Вначале они придерживались учения ан-Наззама, но, изучив некоторые сочинения философов, добавили к нему некоторые дополнения.

 

а) Они верили, что в Судный день именно Иисус Христос потребует от людей отчет. Именно Христос подразумевается в словах Аллаха: «…и придет твой Господь, и с ним ангелы рядами» [Коран, сура 89 «Аль-Фаджр», аят 22. Скорее всего, на такие мысли их натолкнула идея мутазилитов о том, что Аллаху не свойственны человеческие атрибуты и действия, поэтому они отрицали возможность того, что Аллах мог «прийти» и для этого придумали такое толкование. Для уточнения: в этом аяте используется слово «Господь».]; именно Христос придет в сени облаков [Коран, сура 2 «Аль-Бакара», аят 210. Здесь используется слово «Аллах», т. е. совершенно невозможно никаким образом отнести этот аят к Иисусу.]; именно он подразумевается в словах Аллаха «… или придет твой Господь» [Коран, сура 6 «Аль-Анам», аят 158.]; именно о нем сказано в словах Пророка: «Воистину, Аллах сотворил Адама по образу Милосердного», — и в его словах: «Всемогущий поместит стопу его в огонь». Ахмад ибн Хабит утверждал, что Христос защищен телесной кольчугой и плотью, и это он является вечным воплощением слова Божьего, как говорили христиане.

 

б) Хабититы-хадаситы верили в возможность переселения душ. Ибн Хабит и аль-Хадаси утверждали, что Аллах сотворил свои создания здоровыми, безгрешными, разумными, совершенными, но не в этом мире, а в другом. Он сотворил в них познание Его самого и знание о Нем и излил на них Свои милости. Он сотворил их вместе с обязанностью благодарить Его. Одни из них повиновались Ему во всем, что Он повелел, другие ослушались Его во всем, что Он запретил, некоторые повиновались в одном, но ослушались в другом. Тех, кто подчинился во всем, Он поместил в мир блаженства — рай. Тех, кто ослушался во всем, Он отправил в мир наказания, а это — ад. А тех, кто повиновался в одном и ослушался в другом, Он отправил в земной мир. Он облачил последних в плотные тела, испытывая их бедствиями, нуждой, трудностями, благополучием, в обличьях людей или животных — в соответствии с их грехами. Облик тех, кто меньше сопротивлялся и чаще повиновался, был наилучшим, а страдания меньше. Облик тех, кто чаще грешил, был более мерзким, а страдания больше. Грешник будет находиться в этом мире в одном облике за другим до тех пор, пока он одновременно проявляет и повиновение и ослушание.

Современником хабититов и хадаситов был шейх мутазилитов Ахмад ибн Аййуб ибн Манус, ученик ан-Наззама. О переселении душ и сотворении всех тварей одновременно он говорил так же, как и Ахмад ибн Хабит. Но он добавлял: «Когда очередь дошла до стадии животных, были отменены обязанности. И когда очередь дошла до стадии Пророков и ангелов также были отменены обязательства». Обе эти стадии стали миром воздаяния.

Согласно учению хабититов и хадаситов, существует пять миров. Два мира из них — для воздаяния.

В первом — еда, питье, брачное сожитие, сады, реки.

Во втором мире, который расположен над первым, нет ни еды, ни питья, ни брачного сожития, но есть духовное наслаждение, покой и бестелесные средства жизни.

Третий мир — мир чистого наказания — это огонь геенны. В нем нет разделения и иерархии, он устроен по принципу равенства.

Четвертый — мир сотворения, в котором были сотворены люди, до того, как они пришли в земной мир. Этот мир также устроен по принципу равенства.

Пятый — мир испытания, тот в котором на людей были возложены обязанности.

Существование человека в пятом мире не прекратится, пока его дела не примут одну из сторон. Если все его дела будут повиновением, а он будет искренним, то он будет перенесен в рай немедленно, в мгновение ока, так как затягивание его пребывания здесь — несправедливость. В хадисе говорится: «Отдайте работнику его плату за труд, прежде чем высохнет его пот».

Если все его дела будут ослушанием, и он станет законченным злодеем, то немедленно, в мгновение ока, он будет перенесен в ад. Это подразумевается в словах Всевышнего: «… и когда придет их жизненный предел, то они не замедлят ни на час и ни ускорят» [Коран, сура 7 «Аль-Араф», аят 34.].

Это их учение о переселении душ, в котором они смешали учения танасухитов [Танасухиты — те, кто верит в переселения души.], философов и мутазилитов.

 

в) Все, что говорится в хадисах о видении Аллаха, как, например, слова Пророка: «Воистину, вы увидите своего Господа в День воскресения, как вы видите луну в полнолунную ночь, не будучи обижены в лицезрении Его», — они относили к видению первого разума, который является началом сотворенного. Это постоянно действующий разум, из которого изливаются образы на все сущее. Именно этот разум имел в виду Пророк, говоря: «Первое, что сотворил Аллах — разум. Он сказал ему: “Подойди”, — тот подошел! Затем он сказал: “Повернись! ”, — тот повернулся. Тогда Он сказал: “Клянусь своим могуществом и величием! Не сотворил Я создания лучше тебя! Тобой я возвеличу, тобой я унижу, тобой я одарю, и тобой я обделю”». Именно этот разум появится в День воскресения, поднимутся завесы между ним и образами, которые излились из него, и они увидят его подобно луне в полнолунную ночь. А что касается дарящего разум (Аллаха), то Он однозначно невидим, так как сравнивать можно только сотворенное с сотворенным.

 

г) По утверждениям хабититов и хадаситов, каждый вид животных — это отдельная община, согласно словам Всевышнего: «Нет животного на земле и нет птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам»[ Коран, сура 6 «Аль-Анам», аят 38.], — а в каждой общине есть Посланник из своего рода, согласно словам Всевышнего: «Нет общины, в которой не было бы увещевателя» [Коран, сура 35 «Фатыр», аят 24.].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.