Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сумамиты






 

Сумамиты — последователи Сумамы ибн Ашраса ан-Нумайри [Абу Маан Сумама ибн Ашрас ан-Нумайри — жил в IX в. Суннитские ученые обвиняли его во многих грехах. Приводят такую историю. Однажды, увидев спешащих на молитву людей, Сумама сказал своему слуге: «Посмотри на этих ослов! Что сделал с ними этот раб!», — где под словом «раб» он подразумевал Пророка Мухаммада. Имеются рассказы о пьянстве Сумамы и пренебрежении им молитвой (эти истории приводит аль-Багдади в книге «Аль-Фарк байан аль-фирак»).].

Сумама утверждал, что грешник будет вечно находиться в аду, если умрет, не раскаявшись в своем грехе, а в этой жизни такой человек находится в промежуточном состоянии между верой и неверием.

 

От остальных мутазилитов Сумама обособился следующими вопросами:

 

а) Сумама говорил, что порожденные действия не имеют производителя, так как их нельзя приписывать производителю их причин, чтобы из этого не вытекала необходимость приписывать действие мертвому, например, если он произвел причину и умер, а порожденное существует после него. Их нельзя приписывать и Аллаху, потому что это ведет к совершению Им плохого, а это невозможно. И, запутавшись в этом вопросе, он сказал: «Порожденные действия не имеют производителя».

 

б) Сумама ибн Ашрас утверждал, что неверные, многобожники, маги, иудеи, христиане, дахриты при воскресении превратятся в прах. Таково же его мнение о животных, птицах и детях верующих.

 

в) Далее Сумама говорил, что возможность действовать — это целостность частей тела и отсутствие изъянов в них, и что она предшествует действию.

 

г) Также Сумама говорил, что познание порождается умозрительным рассуждением, а это — действие, не имеющее производителя, как и все остальные порожденные действия.

 

д) Мнение Сумамы относительно способности разума определять добро и зло и необходимости познания Аллаха до ниспослания Откровения похоже на общее мнение мутазилитов. Но он превзошел их, сказав: «Неверный, который не познал своего Творца, будет прощен». Он говорил: «Все знания необходимы, а кто не был принужден к познанию Всеславного и Всевышнего Аллаха, тому они не предписаны, тот создан лишь для назидания и принудительного труда, подобно прочим животным».

 

е) Сумама говорил: «Человек не располагает действием, кроме желания, а все, что возникает помимо этого, не имеет создателя».

Ибн ар-Раванди передал с его слов: «Мир — это творение Аллаха в силу Его природы». Вероятно, под этим он имел в виду ту необходимость, которую философы подразумевали под сущностью, а не создание по собственному желанию. Однако, следуя этому, он был вынужден признать то же, что признали философы, — вечность мира, так как необходимое неотделимо от вызывающего необходимость.

Сумама жил во времена аль-Мамуна [Аль-Мамун — халиф династии Аббасидов, покровительствовавший мутазилитам.] и занимал при нем высокое положение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.