Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бишриты






 

Бишриты — те, кто последовал учению Бишра ибн аль-Мутамира [Абу Сахл аль-Хилали Бишр ибн аль-Мутамир (ум. после 825 г.) — глава одной из мутазилитских школ Багдада.].

Бишр был одним из превосходнейших ученых среди мутазилитов. Именно он впервые высказал теорию произведенных (порожденных) действий [Теория произведенных (порожденных) действий (таулид) была очень популярна среди мутазилитов. Мы помним, что мутазилиты верят в свободу воли. Они признают, что человек — автор своих добровольных действий, и некоторые действия совершаются посредством мубашара, т. е. непосредственно человеком, но некоторые — посредством таулид, то есть они с необходимостью следуют из действий мубашара. Бросок камня в воду, например, требует появления ряби. Даже если движение ряби не предполагалось бросившим камень, все же он справедливо будет расценен как создавший эту рябь. Точно так же человек является создателем своих дел, преступлений, поступков и т. д. посредством мубашара, а все побочные действия есть с необходимостью результат следствия таулид. Никакой тип действий из этих двух божественной деятельности не соответствует. ] и проявил в этом крайности.

 

От остальных мутазилитов он отличался следующими мнениями:

 

а) Бишр утверждал, что цвет, вкус, запах, все слуховые и зрительные восприятия могут быть порождены действием человека, если их причины были частью его действий. Это представление он заимствовал у натурфилософов.

 

б) Бишр полагал, что возможность действовать — это целостность тела и всех его членов, отсутствие физических изъянов. Он говорил: «Я не говорю, что человек производит действия с помощью этого на первой или на второй стадии. Я говорю: это действие происходит только на второй стадии».

 

в) По мнению Бишра, Аллах может наказать ребенка, но если бы Он это сделал, то поступил бы несправедливо с ним. Но говорить так в отношении Него нежелательно, а лучше сказать: «Если Он это сделал, значит, тот ребенок был взрослым, разумным или оказывал сопротивление Божьей воле, совершая грехи, и именно за это заслужил наказание».

 

г) Аль-Кааби передал со слов Бишра: «Желание Аллаха — это одно из Его действий, которое проявляется в двух видах — как качество сущности и как качество действия». Что касается качества сущности, то ведь Аллах постоянно желает всех Своих действий и всех проявлений повиновения со стороны Своих рабов, ибо Он — Премудрый, а Премудрый не может, зная благо и добро, не желать этого.

Что касается качества действия, то если под этим он имел в виду действие Его самого в момент произведения последнего, то это — сотворение им действия, и это качество предшествует сотворению, ибо то, благодаря чему существует вещь, не может существовать вместе с ней. Если же под этим он имел в виду действие людей, то это есть Божественный приказ совершить это действие.

 

д) Бишр говорил: «Аллах Всевышний обладает милостью. Если бы Он оказал ее, то все на земле уверовали бы верой, за которую они заслужили бы великую награду. Но если люди уверуют без Божественной милости, то в этом случае они заслужат еще большую награду. Аллах не обязан проявлять людям Свою милость и не должен заботиться о наилучшем для них, потому что нет предела тому благу, на которое Он способен, следовательно, нет наилучшего, сверх которого не было бы наилучшего. Аллах лишь обязан дать человеку способность и возможность действовать и с помощью религиозного призыва и направления Пророков лишить человека возможности иметь оправдания.

Размышляющий до ниспослания Откровения познает Создателя путем рассуждения и умозаключения.

 

е) Бишр говорил: «Кто покаялся в тяжком грехе, а затем повторил его, тот снова заслужил первоначальное наказание, ибо покаяние его было принято с условием, что он не повторит грех».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.