Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие культуры Новгорода в XVIII веке






 

В 1706 году в Новгороде было основано греко-славянское училище - первое постоянное учебное заведение в XVIII веке в Новгородском крае. Создание училища связано с именами братьев Лихудов – Ионикия и Софрония. Они происходили из древнего рода. Братья Лихуды получили образование сначала дома, а затем – в Венеции, где изучали философию, богословие, латинский и греческий языки, и наконец, в университете итальянского города Падуи.

В ответ на просьбу московского патриарха Иокима, искавшего для московской школы опытных учителей, константинопольский патриарх Досифей назвал Лихудов, которые к тому времени своей просветительской деятельностью завоевали большой авторитет. В июле 1683 года братья отбыли из Константинополя в Московское царство. Трудное путешествие в русскую столицу длилось почти два года.

В Москве братья сначала работали в Богоявленской школе. Осенью 1687 года они организовали славяно-греко-латинскую академию, которая размещалась в Заиконоспасском монастыре. Кроме работы в академии Лихуды обучали желавших итальянскому языку.

Не поладившие с временщиком Сильвестром Медведевым Ионикий и Софроний были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь. В результате заступничества новгородского митрополита Иова 31 января 1706 года последовал царский указ о переводе Лихудов из Костромы в Новгород.

Еще в 1702 году Иов собирался открыть в Новгороде греко-славянское училище, но подходящих учителей для него не находилось. Услышав о братьях Лихудах и их энергичной деятельности в Москве, Иов пригласил их в Новгород.

Организовать училище в Новгороде Ионикию и Софро-нию помогли приехавшие с ними их ученики. Открылось училище в двухэтажном здании, построенном (точнее перестроенном) за счет Софийского собора. Здание училища сохранилось до наших дней: это Лихудов корпус у западной стены новгородского кремля.

Со времени своего основания в 1706 году училище делилось на два класса, или две школы, в которые принимались ученики «из разных чинов и всякого возраста». В одной из школ учили «на еллинском диалекте», то есть на греческом языке, в другой – «на словенском общем диалекте».

В славянской школе преподавал переводчик Федор Герасимов. Там учили читать и писать по-русски. Тот, кто благополучно проходил первый этап обучения, «усвоив чтение славянское и письмо российское», изучал славянскую грамматику по руководству М. Смотрицкого. Кроме того, ученики писали сочинения, составляли речи.

В греческой школе, где преподавали Лихуды, ученики первоначально изучали греческое чтение и письмо, а затем – пиитику и риторику по учебникам, написанным Лихудами. Латинский язык в программу ввели позднее.

К августу 1714 года в новгородском греко-славянском училище обучалось около ста человек.

Деятельность Ионикия и Софрония Лихудов в Новгороде была разнообразной. Кроме преподавательской работы они собирали обширную библиотеку для учеников, по заказам Петра Первого выполняли переводы. В 1707 году Петр Первый прислал для перевода две книги на латинском языке и книгу Сигизмунда Альберта «Об артиллерии и способах победить турок» на итальянском языке. Задумав в 1707 году новый славянский перевод Библии, Лихуды обратились к царю с просьбой перевести из Москвы в Новгород типографию Симеона Полоцкого. Разрешение было получено. За типографией отправился один из братьев – Софроний, но в Москве его оставили для преподавания греческого языка. Ионикию пришлось одному продолжать начатое в Новгороде дело.

В 1715 году новгородскую школу пополнили дворянские недоросли, направленные Петром Первым для обучения русской грамоте. Они составили особое отделение училища, в котором к февралю 1716 года было 60 человек.

Первые выпускники новгородского училища были высокообразованными людьми. Они преподавали не только в Новгородской губернии. Василий Михайлов работал в Знаменской школе, Дмитрий Федоров – в Великих Луках, Петр Петров – в Старой Руссе, Афанасий Григорьев был направлен в Оштинскую школу при Петровских железоделательных заводах. В открытую в 1721 году в Петербурге «словенскую школу» при Александро-Невском монастыре направили выпускника новгородского училища Родиона Тихонова.

Дело, начатое Лихудами, продолжалось и после того, как в 1716 году старый и больной Ионикий покинул Новгород и уехал в Москву, к своему брату.

В 1721 году в Новгородской губернии открылись Знаменская, Новоторжская и Великолуцкая школы, в 1722-м – Устюжно-Железнопольская, Городецкая, Старорусская, Тихвинская и Валдайская, в 1723-м – Олонецкая и Каргопольская, в 1724 – Оштинская и Юрьевская (при Юрьеве монастыре в Новгороде). Первые губернские школы были всесословными. Несмотря на тяжелое материальное положение учеников, плохое питание (многие ученики нищенствовали), количество учащихся в школах не уменьшалось. Больше всего учеников – 96 – было в Бежецкой, в Знаменской и Новгородской – по 82, в Валдайской – 74, в Старорусской школах – 64.

В 1726 году в четырнадцати школах губернии обучалось 723 ученика, а в следующем – 1007. Школы делились на партикулярные и епархиальные. Первые давали начальное элементарное образование, вторые – возможность получить какую-либо церковную или гражданскую должность.

После отъезда Ионикия Лихуда новгородским училищем руководил один из его учеников Федор Максимов. Он был известен как составитель руководства по славянской грамматике, напечатанного в 1724 году. Вскоре новгородское греко-славянское училище стало своеобразным центром подготовки и переподготовки учителей для других училищ и школ России. В нем обучались учителя из Великого Устюга, Ростова, Суздаля, Рязани, Коломны, Воронежа, Твери.

В XVIII веке просвещение носило в основном сословный характер. В учебных заведениях учились дети дворян и духовенства. Крестьяне и их дети были неграмотными.

В середине и во второй половине XVIII века повсеместно открывались так называемые малые и главные народные училища. В Новгороде главное двухклассное училище открыли 22 сентября 1786 года. Первый класс состоял из двух отделений, в котором обучалось 59 человек, а во втором классе – 22 ученика. В подготовительное отделение при училище в первый год было принято 60 человек. Знания учеников определялись так: «посредственен», «понятен», «остер» и «изряден».

В начале 1787 года в Новгороде был открыт класс для семинаристов, готовивший учителей для работы в малых народных училищах. В апреле 1787 года, после подготовки десяти учителей, открылись училища в Валдае, Чудове и Крестцах. В сентябре того же года начали работать училища в Старой Руссе, Тихвине, Боровичах и Белозерске.

В 1790 году в Новгородской губернии было 13 училищ, в которых 20 учителей обучали 606 учеников. По количеству учащихся, приходившихся на все население (в ней тогда проживало 576 500 жителей), Новгородская губерния стояла на третьем месте после Санкт-Петербургской и Московской.

Особенно популярны в училищах были азбука, «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого. Срок обучения длился от трех до пяти лет.

После основания в Петербурге Академии наук при ней были открыты гимназия и университет. Среди первых студентов, обучавшихся в академическом университете, были и новгородцы.

В 1748 году известный поэт, переводчик и филолог В. К. Тредиаковский отобрал из новгородской семинарии для обучения в столице двух самых способных учеников – Михаила Софронова и Филиппа Яремского. Михаил Софронов осенью Д750 года был отмечен в университете как лучший студент и награжден за усердие. За два года сын дьячка из деревни Устюжна Новгородской губернии, воспитанник новгородской семинарии стал «звездой» университета.

Уже в декабре 1751 года специальным распоряжением по Академии наук Михаил Софронов был допущен к преподаванию математики студентам второго курса академического университета. Его талант ученого открылся необычайно быстро: в декабре того же года он написал свой первый научный труд, получивший высокую оценку членов Петербургской Академии. Весьма высоко отозвался о работе молодого ученого почетный член Петербургской Академии наук, известный математик и физик Леонард Эйлер. Вскоре Софронов стал учеником Эйлера и через два года, в 1755 году, возвратился из Берлина в Россию. К тому времени Михаил Софронов был известен как крупный математик, адъюнктская диссертация которого заслужила высокую оценку его учителя, а многие работы молодого ученого были широко известны в академии. Однако бюрократическая обстановка, царившая в академии, засилье ученых-иностранцев, заботившихся не столько о развитии русской науки, сколько о личном обогащении, отсутствие материальных средств отрицательно повлияли на судьбу Михаила Софронова. Сначала его «не сочли возможным» использовать по специальности, а затем исключили из адъюнктов Академии наук. Через год талантливый математик скончался.

Другой питомец Академии Филипп Яремский был сыном сельского священника из деревни Сабля Новгородской губернии. Имея склонность к словесным наукам, он учился у В. К. Тредиаковского и слушал лекции по стихосложению у М. В. Ломоносова.

В университете Ф. Яремский серьезно занялся изучением жизни и творчества известного римского философа и оратора Цицерона. Итогом его работы явился доклад «О философии Цицероновой», прочитанный на торжествах, посвященных первому выпуску воспитанников академического университета в сентябре 1753 года. По распоряжению президента Академии наук доклад был напечатан по-латыни и в русском переводе.

В декабре 1753 года Яремский был утвержден в звании магистра философии, а в феврале следующего года стал преподавателем Московского университета, где читал риторику, грамматику и латынь. Он оставил заметный след в истории русской науки.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.