Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности воспитания и обучения одаренных детей






Понятие «одаренность» является производным от понятия «способности». Кратко ода­ренность можно определить как высокий уровень развития и проявления способностей, общих или специальных. Соответственно, говорят об общей или специальной одаренно­сти (таланте). В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное интегральное качество личности, включающее познавательную, эмоционально-потребностную и волевую сферы в их взаимосвязи. В структуре одаренности обычно вы­деляют: ненасыщаемую познавательную потребность, креативность, настойчивость. Синтез этих свойств и приводит к высокому уровню развития и проявления тех или иных способностей.

Общая одаренностьвысокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь боль­ших успехов. Установлено, что общая (умственная) одаренность является фундаментом всех специальных способностей, но представляет собой независимый от них фактор.

Выделяют также «художественную одаренность» (музыкальную, изобразительную, сценическую и т. д.), общую интеллектуальную и академическую одаренность, творческую одаренность, психомоторную (спортивную) одаренность, социальную или лидерскую (ор­ганизаторскую) одаренность, «практическую» одаренность и другие виды одаренности.

Реальные проявления детской одаренности индивидуально своеобразны. Вместе с тем, существуют качества, присущие большинству одаренных детей и отличающие их от свер­стников, развивающихся в пределах нормы.

 

 

Особенности развития познавательной сферы одаренного ребенка Особенности психосоциального развития одаренного ребенка
1.Опережающее познавательное раз­витие: □ отличная память; □ большой словарный запас; широта восприятия; □ высокая концентрация внимания; □ повышенные математические спо­собности; □ большое упорство в решении каких-либо задач; увлеченность тем или иным за­нятием. 2. Сверхчувствительность к про­блемам. 3. Стремление к постоянному углу­блению в проблему. 4. Высокий уровень развития логи­ческого мышления. 5. Склонность к задачам дивергент­ного типа. 6. Оригинальность и гибкость мыш­ления. 7. Легкость генерирования идей (про­дуктивность мышления). 8. Способность к прогнозированию Положительные проявления Отрицательные проявления
1. Повышенное стремление реализо­вать свои личностные возможности (самоактуализация). 2. Перфекционизм. 3.Самостоятельность, социальная автономность. 4. Склонность к лидерству и сорев­новательности. 5. Живое воображение, богатая фан­тазия. 6.Изобретательность, творчество. 7. Чувство юмора. 8. Чуткость к проявлениям неспра­ведливости. 9. Чувствительность к невербальным сигналам окружающих 1. Повышенная возбудимость и чув­ствительность. 2. Эмоциональный дисбаланс. 3. Нетерпеливость. 4. Преувеличенные страхи. 5. Склонность к самообвинению. 6. Предъявление завышенных требований к себе и окружающим. 7. Негативное самовосприятие, заниженная самооценка. 8.Недостаточная общительность сосверстниками, трудности в установлении социальных контактов. 9. Неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств. 10. Неприязнь к школе, протест противстандартных требований, еслиони кажутся ребенку бессмысленны­ми или не отвечающими его интере­сам.

Наибольшие трудности в образовании одаренного ребенка вызывает диссинхрония его развития, понимаемая как неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств. Неравномерность развития проявляется, например, в несоответствии физического развития ребенка его умственным, творческим возможностям.

В систему диагностических методик одаренности обычно включают стандартизированные тесты на интеллектуальное развитие и творческие возможности. Эти методики (применяются в основном специалистами) и дают возможность получения более или менее объективной оценки количественных показателей детской одаренности. Разрабатываются также методики диагностики детской одаренности для педагогов и родителей: схемы наблюдений, алгоритмы составления характеристик. Эти методики, как правило, направлены на выявление качественных сторон детской одаренности.

Основным методом изучения детской одаренности является наблюдение за ребенком в процессе его взаимодействия с окружающей средой. Интенсивность деятельности ребенка в той или иной области, постоянство выбора им соответствующих занятий и материалов могут свидетельствовать о наличии у него ода­ренности в этой области.

Прогресс во всех сферах жизни общества невозможен без повышенного внимания к одаренным детям. В по­следнее время в Республике Беларусь это осознается на государственном уровне. Вместе с тем решение проблемы одаренных детей требует разработки для них специальных образовательных программ и соответствующих учебных, дидактических пособий. Очень важно подготовить и педагогов для работы с одаренными детьми.

В мировой образовательной практике предложены следующие пути образования одаренных детей: обучение этих детей в классах с более высоким уровнем и скоростью обучения; обучение их по индивидуальным программам.

Дифференцированное обучение также имеет широкое применение в работе с неуспевающими детьми. Особенности организации коррекционной работы будут нами изучены на следующем занятии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.