Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новокрестьянская поэзия (Обзор)






 

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.(Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещалинам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возмо-жен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцо-ва, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художест-венному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэ-тов с пролетарской поэзией. Художественные и идей-но-нравственные аспекты этой полемики.

 

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчест-во. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не

бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ко-

выль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-  
га нэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь  
советская», «Сорокоуст» (указанные произведения  
обязательны для изучения).   «Собаке Качалова»,  
«Я покинул родимый дом...»,  
«Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Воз-  
             

можен выбор трех других стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есе-

нина. Россия, Русь как главная тема всего его твор-чества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Пе-сенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Коль-цова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий род-ным и любимым людям.

 

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенин-ской лирики. Трагическое восприятие революционной


ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкин-ские мотивы в развитии темы быстротечности человече-ского бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские

мотивы»).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм, Лирический стихотвор-ный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).



 

Литература 20-х годов XX века

 

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Лите-ратурные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

 

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок,

3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Ме-режковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О, Мандель-штам и др.).

 

Поиски поэтического языка новой эпохи, экспери-менты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

 

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля,

«Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром»

 

А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных со-бытий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ре-мизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И, Шмелева), Поиски нового герояэпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавре-

 

нева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность

 

(А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»),

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Орнаментальная проза

(начальные представления).

 

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь итворчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,

 

«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юби-


 

лейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведе-ния являются обязательными для изучения).

 

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

 

(Возможен выбор трех -пяти других стихотворений.) Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа.

 

Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и ре-волюция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое нова-торство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гипер-боличность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие лю-бовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по-эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-но-ватора.

 

Традиции Маяковского в российской поэзии XX сто-летия.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Футуризм (развитие пред-ставлений). Тоническое стихосложение (углубление по-нятия). Развитие представлений о рифме: рифма со-ставная (каламбурная), рифма ассонансная.

 

 

Литература 30-х годов XX века (Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб

 

в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии

в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пас-тернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.