Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по организации подготовки обучающихся к ЕГЭ-2016






 

К основным задачам учителя-предметника при подготовке выпускников к процедурам государственной итоговой аттестации можно отнести:

  1. Актуализацию физико-географических знаний при изучении программных разделов социальной и экономической направленности
  2. Дифференциацию учебных задач в зависимости от ученической аудитории
  3. Дозированное включение в диагностику и контроль тестовых заданий, заданий формата КИМ
  4. Консультации по вопросам ГИА и выбора профессии
  5. Организацию диагностики на различных этапах рассмотрения ключевых разделов курса с целью коррекции учебного процесса в случае необходимости.
  6. Организацию системы повторения ранее изученных знаний при освоении нового материала
  7. Соблюдение методически обоснованных пропорций теоретической и практической составляющей процесса преподавания
  8. Усиление практико-ориентированной составляющей учебного процесса.
  9. Методические объединения учителей географии могут провести ряд мероприятий (семинаров, круглых столов и т.д.) по темам: «Организация практической работы на уроках географии», «Основные подходы к организации повторения как обязательного компонента учебного процесса», «Возможные направления использования материалов ФИПИ в качестве методических и учебных материалов», «Направления эволюции КИМ по географии», «Соотнесение требований образовательного стандарта с содержанием ГИА» и т.д.
  10. Целесообразно посещение учителем курсов повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация выпускников: технологии подготовки (география)» 108 час, «ФГОС: организация практической работы учащихся на уроках географии» 108 час, «Теория и методика обучения в контексте ФГОС (география)» 144 час.

Ежегодно (в начале учебного года) на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) https://www.fipi.ru/ размещается пакет документов, дающий полное представление о структуре, объеме, содержании и критериях оценивания заданий экзаменационной работы.

При ознакомлении с демонстрационным вариантом КИМ следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в режиме реального экзамена.

Полный перечень тем и разделов школьных курсов географии, которые могут использоваться на едином государственном экзамене в текущем году, приведен в кодификаторе и в плане экзаменационной работе.

Всем участникам ГИА следует ознакомиться с данным пакетом документов, комментирующим особенности контрольных измерительных материалов, задействованных в ходе ЕГЭ текущего года (спецификация, кодификатор, демонстрационная версия контрольно-измерительных материалов, справочные материалы). Особое внимание также необходимо обратить на правила оформления бланков для ответов на задания КИМ, о которых говориться в самой демоверсии КИМ.

Справочные материалы будут впервые использоваться в ходе экзамена в 2016м году. Каждый участник экзамена получит возможность воспользоваться ими в ходе работы.

Эти материалы представляют собой политическую карту, где нанесены все государства мира без указания их столиц. Таким образом, карта даёт информацию только о географическом положении государств - какая страна где находится.

Это может существенно облегчить выпускникам выполнение целого ряда заданий, но при условии, если ученик научен пользоваться политической картой, знает и понимает карту, легко в ней ориентируются. В этом случае карта будет являться на экзамене многофункциональным инструментом для выполнения учебных заданий, и не будет представляться ему источником новой и незнакомой информации.

Следует помнить, что любой географический факт, закономерность, явление имеют свою территориальную привязку. Зная географическое положение объекта, процесса, события, логически можно вывести целый ряд их характеристик. И, наоборот, имея информацию о природных и экономических особенностях территории, можно выйти на её географическое положение, в любом случае, на региональное положение.

Необходимо подчеркнуть, что комплект материалов по предмету, размещенных на сайте ФИПИ, может и должен рассматриваться учителем в качестве методических рекомендаций, которые могут быть задействованы при подготовке заданий, в том числе разноуровневых, при составлении инструкций по выполнению практических заданий, индивидуальных и групповых практико-ориентированных проектов.

В мае 2015го года Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) одобрены примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования (программы размещены в Реестре примерных основных общеобразовательных программ: https://fgosreestr.ru/). В этих программах дается примерный перечень практических работ. Организация и проведение ряда работ может быть осуществлена в логике заданий КИМ.


Пример соответствия практических работ, приведённые в перечне ПООП (география) и заданий КИМ ЕГЭ 2016 года
Название практической работы ПООП (география, основная школа) Примеры заданий из демонстрационной версии ЕГЭ-2016 г.
  Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.   Задание№2 В пунктах, обозначенных на рисунке цифрами, одновременно проводятся измерения атмосферного давления. Расположите эти пункты в порядке повышения в них атмосферного давления (от наиболее низкого к наиболее высокому).
  Описание основных компонентов природы материков Земли.   Задание№5 Установите соответствие между точкой, обозначенной на карте мира, и климатическим поясом, в котором она расположена: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ТОЧКА КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПОЯС А)1 1) экваториальный Б)2 2) субэкваториальный В)3 3) тропический 4) субтропический  
  1. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.   2. Определение демографической ситуации России и отдельных ее территорий. 3. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы. 4. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.   Задание№9 Какие три из обозначенных на карте России территории имеют наибольшую среднюю плотность населения?  
  Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России. Задание№14 Какие из утверждений о Западной Сибири верны? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. В Западной Сибири находится крупнейший в России по добыче каменноугольный бассейн. 2. Значительная часть территории Западной Сибири занята болотами и заболоченными землями. 3. Бό льшая часть электроэнергии в Западной Сибири производится на ГЭС. 4. Южная часть Западной Сибири находится в степной зоне.
  1. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России. 2. Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.   Задание№16 Какие из следующих выводов тенденциях изменения объёмов и промышленного производства, сделанные на основе анализа данных приведённой ниже таблицы, верны? Запишите цифры, под которыми они указаны. Динамика объёмов промышленного производства (в процентах к предыдущему году)   1) Объёмы промышленного производства в Алтайском крае ежегодно уменьшались в период с 2010 по 2013 г. 2) Объёмы промышленного производства в Республике Башкортостан ежегодно возрастали в период с 2010 по 2013 г. 3) Объёмы промышленного производства в Томской области ежегодно уменьшались в период с 2010 по 2013 г. 4) Объёмы промышленного производства в Самарской области ежегодно уменьшались в период с 2010 по 2013 г.
  Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.   Задание №20 В соответствии с Законом о возврате к «зимнему» времени с 26 октября 2014 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту). Исходным при исчислении местного времени часовых зон служит московское время время II часовой зоны.   Самолёт вылетел из Сургута (IV часовая зона) в Ростов-на-Дону (II часовая зона) в 5 часов по местному времени Сургута. Расчётное время полёта составляет 4 часа. Сколько времени будет в Ростове-на-Дону, когда самолёт приземлится? Ответ запишите в виде числа.
  1. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий. 2. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России. 3. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.   Задание №21 Используя данные диаграммы, определите величину миграционного прироста населения Республики Северная Осетия – Алания в 2011 г. Ответ запишите в виде числа (по образцу, указанному в инструкции по выполнению работы). Распределение числа мигрантов по основным потокам передвижения, 2011 г. (тыс. человек)
  1. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России. 2. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.   3. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий. 4. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.   Задание №33 Используя данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) в 2011 г. для Пермского края. При расчётах используйте показатель среднегодовой численности населения. Запишите решение задачи. Полученный результат округлите до десятых долей промилле. Задание № 34На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Пермского края в 2011 г. Запишите решение задачи.

Составляя рабочую программу, учителю следует соотнести содержание типовой программы (в том числе, перечень предлагаемых практических работ) с реальными условиями преподавания, с учетом возможностей и запросов ученической аудитории.

При этом следует обратить внимание на Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

Так, в Письме говорится:

1. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.

2. Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются;

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Следует помнить, что рабочая программа должна давать ясную картину по организации и графику проведения практических работ, повторения и закрепления изученного материала, организации процедур диагностики и контроля.

Учитель должен помнить, что основой успеха на экзамене является систематическое, последовательное повторение основных вопросов курса школьной географии, восстановление в памяти с помощью карт атласов представлений о положении на карте основных географических объектов.

При организации повторения как можно чаще использовать разнообразные карты – общегеографические и тематические, картосхемы, в том числе, создаваемые учениками – индивидуально или в ходе групповой работы, в соответствии с инструкцией практической работы.

Эффективен прием «наложения карт», сравнения, сопоставления, выборки необходимой информации из множественной, составления картосхемы на основе карты, статистической информации или географического текста, в том числе – дополнительного к учебнику, взятого в сети Интернет, СМИ и т.д.

Правомерно использование возможностей учебных компьютерных программ.

Продуктивны комплексные практические работы, соединяющие физико-географическую, социальную и экономико-географическую составляющие школьного географического курса в разноплановое географическое задание, дающее многоаспектную характеристику территории (любого уровня пространственного охвата).

Начальным этапом рассмотрения новой темы традиционно должно быть знакомство с географическим положением объекта, процесса, явления, события.

Консультации накануне экзамена способствуют систематизации ранее усвоенных знаний и умений, знакомят с правилами оформления работы, конструирования ответа по форме и объему, с правилами заполнения бланков, регламентом работы.

Исходя из вышесказанного, в качестве рекомендаций по организации учебного процесса можно предложить в первую очередь обратить внимание на наличие следующих его направлений:

  1. организация чёткого внутришкольного контроля в системе работы образовательной организации, активное участие в процедурах внешнего мониторинга успеваемости по предметам
  2. в основу системы работы педагогического коллектива заложено единство требований к планируемым результатам и к процессам их достижений
  3. наблюдается полноценная и всесторонняя информированность учеников и родительской общественности по вопросам организации и содержания ЕГЭ
  4. идёт процесс постоянного информирования педагогического коллектива по вопросам организации и содержания ГИА
  5. в образовательной организации представлен современный УМК, активно используются возможности ИКТ
  6. разработано Положение о рабочей программе учителя, в структуре которой обозначены: диагностика, контроль, практика, повторение и т.д.

В настоящее время в широком доступе находится большое количество ресурсов (печатные, электронные), которые могут оказать существенную помощь учителю в организации продуктивного учебного процесса по географии с учётом направлений развития и содержания контрольно-измерительных материалов по географии в формате ЕГЭ.

Источники информации:

1. Материалы ФИПИ: справочные материалы, кодификатор, спецификация, демонстрационная версия КИМ ЕГЭ 2016

https://www.fipi.ru

2. «Аналитический отчет предметной комиссии о результатах ЕГЭ по географии в 2015 году» / Т.С. Кузнецова, 2015. (РЦОКО и ИТ) https://rcokoit.ru

3. Готовимся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ): география: методическое пособие/ Т.С. Кузнецова. - СПб: СПб АППО, 2014, - 58 с.

4. Материалы ФИПИ: В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по географии» https://www.fipi.ru

5. Методические рекомендации «О преподавании учебного предмета «География» в 2015-2016 учебном году» / Т.С. Кузнецова, 2015. СПб АППО. https://www.spbappo.ru

6. Открытый банк заданий ЕГЭ https://www.fipi.ru

7. Современная оценка образовательных достижений учащихся: Методическое пособие / Научн. ред.: И.В. Муштавинская, Е.Ю. Лукичёва. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 304 С. – (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО). Т.С. Кузнецова «География» с. 152-168.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.