Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Результаты ЕГЭ по географии в динамике






    Итоги Единого государственного экзамена по географии в 2015 году (результаты выполнения заданий по темам и разделам)

    С момента проведения ЕГЭ по географии в Санкт-Петербурге наблюдается тенденция улучшения экзаменационных результатов: повышение среднего балла, увеличение количества выпускников, получивших 100 баллов за экзамен. Основная часть выпускников имеет результат в диапазоне от 50 до 70 баллов. Наблюдается постепенное снижение доли выпускников, не преодолевших минимальный порог.

    Результаты ЕГЭ по географии в динамике

    Процент участников, не преодолевших минимальную границу в 37 баллов
    2013 г. 2014 г. 2015 г.
    10, 9 7, 8 1, 9
    Процент участников, набравших от 81 до 100 баллов по данному предмету
    14, 3 13, 9 18, 2
    Количество участников, набравших 100 баллов
         
           

     

    Контрольно-измерительные материалы (КИМ), направленные в Санкт-Петербург, по своему основному содержанию и структуре полностью соответствовали плану экзаменационной работы, заявленной в материалах демонстрационной версии ФИПИ.

    В 2015 г. экзаменационная работа по географии (КИМ) состояла из двух частей. Часть 1 содержала 35 заданий с кратким ответом:

    1) задания, требующие записать ответ в виде одной цифры или числа;

    2) задания, требующие записать ответ в виде слова;

    3) задания, требующие записать ответ в виде последовательности цифр, в том числе на установление соответствия географических объектов и их характеристик, с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка, на установление правильной последовательности элементов.

    Часть 2 содержала 6 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть рисунок, а в остальных – запись полного и обоснованного ответа на поставленный вопрос.

    Общее количество заданий в КИМ - 41. Максимальный балл за выполнение всех заданий работы - 51.

    Среди разделов и тем, составляющих КИМ по географии в 2015 году, можно выделить как темы, уровень усвоения которых был достаточно высок (что и продемонстрировало подавляющее большинство участников экзамена), так и темы, результаты выполнения заданий по которым оказались очень низкими (справилась примерно половина участников ЕГЭ по географии).

    Анализ «успешного» и «неуспешного» выполнения заданий даёт возможность учителю определять не только основные задачи по подготовке учащихся к итоговой аттестации по предмету, но и выстраивать общую стратегию обучению географии с учётом требований образовательного стандарта.

     

    Результаты выполнения заданий по теме «Источники географической информации»:

    1. с заданиями, проверяющими умения определять по картам географические координаты, справился 91% выпускников; с заданиями, в которых требовалось при помощи масштаба определить по плану местности расстояние, – 84%;

    2. задания на сравнение климатических показателей в различных районах России (требовалось сравнить максимальные температуры, среднемесячные температуры, количество атмосферных осадков и т.д.) – 89%;

    3. задания, в которых необходимо было проанализировать статистическую информацию с использованием диаграмм (выборка показателей, проведение расчётов, определение величины миграционного прироста населения региона) - 81%.

    Высокие результаты выполнения таких заданий явились прямым следствием использования учителями непосредственно на уроках различных источников дополнительной учебной информации при составлении ими отдельных заданий для учащихся и при разработке комплексных практических работ.

    Некоторые затруднения вызвали задания по определению направлений по карте с использованием значений азимута (59%).

    В данном случае сыграло свою роль не сколько неумение использовать транспортир при определении азимута, сколько неточности при определении угла (считывание информации с транспортира), а также технические погрешности при снятии замеров.

    Результаты выполнения задай по теме «Природа Земли»:

    среди заданий по теме «Природа Земли и человек» были как задания, с которыми выпускники справились успешно, так и задания, которые из года в год вызывают затруднения при их выполнении.

    1) 85% выпускников продемонстрировало знание и понимание закономерностей изменения температуры воздуха и атмосферного давления в зависимости от высоты над уровнем моря и понимание зависимостей между содержанием водяного пара в воздухе, его температурой и относительной влажностью;

    2) 72% владеют информацией о классификации горных пород и минералов;

    3) 75-78% - знают особенности природы, географическое расположение крупных природных объектов в пределах материков Земли, их отдельных регионов (знание карты, умение её читать и понимать);

    4) 66% имеют сформированное представление о географических следствиях вращения Земли (тема «Земля как планета»);

    5) 35% - справилась заданием на знание географических следствий формы, размеров и движений Земли. Эти выпускники не смогли применить знания о положении Солнца над горизонтом на разных параллелях для сравнения продолжительности светового дня;

    6) 50% - справилась с заданием, где требовалось применить знания о следствиях суточного и годового движений Земли для сравнения высоты Солнца в определенное время суток в конкретном месте или определить географическую долготу места по имеющимся данным о времени суток;

    7) 65% - процент выполнения задания на понимание на базовом уровне природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем;

    8) 66% - результат выполнения задания на определение последовательности основных этапов геологической истории Земли.

     

    Результаты выполнения заданий по теме «Население мира»: тема «Населения мира», изучаемая в10-11 классе, является одной из наиболее «успешных тем»:

    1) умение оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира продемонстрировало 86%;

    2) знание основных закономерностей размещения населения по планете, основные очаги концентрации населения, умение оценивать уровень урбанизации по странам и регионам, знать и понимать основные направления миграции населения –76- 88%;

    3) знать и понимать различия в уровне и качестве жизни населения – 83%;

    4) 69% - знание основных мировых религий, география религий по странам и регионам;

    5) 59% - характеристика населения отдельных стран (59%).

     

    Результаты выполнения заданий по темам «Политическая карта», «Мировое хозяйство»:

    1) 74% - определение положения страны на карте с использованием фрагмента карты);

    2) задания на определение особенностей хозяйственной деятельности людей в различных странах, связанных с географическим положением страны – 69%;

    3) задания на понимание географической специфики отдельных стран мира – 58%;

    4) знание столиц ведущих стран мира – 77%;

    5) 63% - задания на определение страны мира по представленному описанию (умение выделять существенные признаки страны);

    6) задания, в основе которых лежат знания особенностей отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, - 65-70%;

    7) 70% - задания, где, используя данные диаграммы, требовалось указать страну, в которой большинство экономически активного населения занято в той или иной сфере хозяйства.

    8) 73% - оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов на основе приведенных в таблице количественных показателей.

    9) знание основных понятий экономической и социальной географии: «международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», «урбанизация», «миграции населения» - 88%.

     

    Результаты выполнения заданий по разделу «География России»:

    1) 81% - знание особенностей географического положения России, знание стран пограничных с нашим государством;

    2) 79% - знание особенностей размещения населения по территории нашей страны, мест концентрации населения: знание крупнейших городов и промышленных центров (86%);

    3) 84% - понимание географических особенностей хозяйственной специализации субъектов Российской Федерации; знание основных отраслей специализации региона в зависимости от природных особенностей и исторических предпосылок.

     

    Низкий результат в 33% показали выпускники при выполнении заданий по теме «Природно-хозяйственной районирование России. Регионы России». В задании требовалось определить верность представленных двух утверждений о хозяйстве одного из экономических районов России.

    Задание ориентировано на базовое знание выпускником специфических, отличительных особенностей природы, населений, хозяйства, истории развития каждого из девяти экономических районов страны. В этом случае ученик действительно должен знать географию региона в полном смысле этого слова: конкретные факты, сведения, особенности и т.д. Такие знания были продемонстрированы не в полной мере. Об этом свидетельствует и результат в 45% при выполнении задания на определение субъекта Российской Федерации по представленному описанию (умение выделять существенные признаки географических объектов). При этом, задание на знание и понимание основных особенностей и тенденций размещения основных отраслей хозяйства России, знание основных центров производства было выполнено вполне успешно – 79% правильных ответов.

    Можно отметить явную тенденцию на улучшение результатов при выполнении задания №23, в котором требовалось на основе статистических данных, характеризующих динамику показателей социально- экономического развития отдельных регионов России в процентах к предыдущему году, определить, в каких регионах наблюдался рост объемов производства в рассматриваемый в задании период. Суть задания: показатель более 100% означает прирост объемов по сравнению с предыдущим годом, и наоборот, любое значение показателя менее 100% означает уменьшение объемов производства. Еще два года назад это задание выполняло порядка 30% выпускников.

    Значительно вырос показатель правильных ответов (89%) при определении поясного времени (расчётная задача). Еще несколько лет назад с этим заданием справлялась лишь половина выпускников.

    Результаты выполнения заданий с развёрнутым ответом:

    1) Задание №36 (требуется построить профиль рельефа местности по топографической карте) - 79%;

    2) Задание № 37 (продемонстрировать умения объяснять существенные признаки географических объектов или явлений) - 62%;

    3) Задание №38 (проверялось умение использовать полученные знания для анализа и оценки представленных данных в виде текста, фрагмента карты, картосхемы, диаграммы, климатограммы, графического рисунка и т.д.) – 66%;

    4) Задание №39 (анализ количественной информации, представленной в таблице) – 75%.

    5) Задание №40 (определение высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географического положения - широты и долготы, сезона года в зависимости от полушария, поясного времени) - 50%;

    6) Задание №41 (две расчётные задачи): на определение естественного прироста населения в промилле – 52 %, на определение миграционного прироста или убыли населения в регионе России - 64%.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.