Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники предпринимательского права.






 

Рассматривая вопрос об источниках предпринимательского права необходимо иметь в виду, что источник права можно рассматривать как минимум в трех значениях: в материальном, идеальном и формально-юридическом.

В основе понятия источник права в материальном смысле лежат причины, определяющие необходимость создания в государстве общеобязательных правил поведения, имеющих характер правовых норм. К таким причинам относятся: экономический уровень развития государства, материальные условия жизни общества, духовные и другие.

Под источником права в идеальном смысле понимается уровень правосознания, которого достигло общество, его правовая культура.

В формально-юридическом смысле под источником права понимаются совокупность установленных форм внешнего выражения правовой нормы, благодаря которым они приобретают общеобязательный характер.

Характеристика источников предпринимательского права должна производиться, опираясь, главным образом, на теоретические положения об источниках права в формально-юридическом смысле. При этом следует исходить из того, что в теории права различают следующие формы права: нормативный правовой акт; правовой обычай; юридический прецедент; нормативный договор.

Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она содержит основные принципы регулирования предпринимательских отношений, гарантии предпринимательской деятельности, конституционные ограничения.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ и имеют повышенную юридическую силу. К ним относятся законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде и др.

К примеру, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» закрепляет за данным органом исполнительной власти широкий круг полномочий. В частности, Правительство РФ осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

Далее в иерархической структуре источников предпринимательского права выделяют предпринимательское законодательство.

Ряд исследователей (В.В. Ровный, Е.А. Суханов и др.) характеризуют предпринимательское законодательство как разновидность гражданского законодательства.

Представители теории предпринимательского (хозяйственного) права (А.Г. Быков, В.В. Лаптев, В.К. Мамутов и др.) рассматривают предпринимательское законодательство с позиции предметного единства общественных отношений в сфере предпринимательства. Они предлагают разработать и принять предпринимательский (хозяйственный) кодекс.

В отличие от них В.Ф. Попондопуло считает, что предпринимательское (коммерческое) законодательство есть совокупность комплексных нормативных правовых актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности.

К специальным признакам предпринимательского законодательства относят во-первых – сферу предпринимательской деятельности, и, во-вторых, - субъектный состав (субъекты предпринимательской деятельности, органы государственной власти (местного самоуправления)).

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что термин «предпринимательское законодательство» носит в основном учебный и научный характер, не имея практической ценности.

Предпринимательское законодательство включает в себя:

1. Действующие кодексы: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Градостроительный, Земельный, Об административных правонарушениях, Уголовный и др. Центральное место занимает ГК РФ, в котором определены понятие предпринимательской деятельности, закреплен правовой статус субъектов предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности.

2. Федеральные законы:

- регулирующие общее состояние рынка (ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», ФЗ от 22.04.1996 г. «О рынке ценных бумаг» и др.);

- устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке (ФЗ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах», ФЗ от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.);

- регулирующие отдельные виды деятельности (Закон РСФСР от 26.06.1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» и др.);

- устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся определенным видом предпринимательской деятельности (Закон РФ от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности», Закон РФ от 20.02.1992 г. ФЗ от 07.02.2011 г. «О клиринге и клиринговой деятельности» и др.);

- устанавливающие требования к предпринимательской деятельности (ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании», ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др.).

Подзаконные нормативные акты также играют важную роль в регулировании отношений, связанных с ведением предпринимательской деятельности.

К ним относятся:

1) указы Президента РФ (от 11.09.2012 г. «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности», от 31.12.2008 г. «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка», от 15.05.2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и др.);

2) нормативно-правовые акты Правительства РФ. Их можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, и акты по вопросам собственной компетенции. Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Нормативные правовые акты Правительства РФ в регулировании предпринимательских отношений:

- устанавливают правовые ориентиры деятельности:

а) органов исполнительной власти (постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе», от 05.06.2008 г. «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» и др.);

б) организаций и индивидуальных предпринимателей (постановления Правительства РФ от 31.12.2010 г. «О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями», от 19.11.2003 г. «О знаке обращения на рынке» и др.);

- вводят нормативные правовые основы для издания других правовых актов (постановления Правительства РФ от 26.12.2005 г. «Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества», от 21.08.2003 г. «Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию» и др.);

3) приказы и инструкции федеральных министерств и ведомств (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», Приказ Минтранса России от 26.07.2012 г. «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию перевозок воздушным транспортом грузов» и др.);

4) в практике регулирования предпринимательских отношений в качестве регуляторов используются действующие постановления Верховного Совета РФ (от 27.12.1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»);

5) нормативно-правовые акты СССР также применяются, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству РФ (Закон СССР от 26.05.1988 г. «О кооперации в СССР», Закон СССР от 10.07.1991 г. «О промышленных образцах» и др.);

6) в систему источников предпринимательского права РФ входят и акты субъектов РФ (Закон Воронежской области от 12.03.2008 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Воронежской области», Закон Липецкой области от 27.10.2010 г. «Об инновационной деятельности в Липецкой области» и др.).

Представительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления – постановления и распоряжения. Форма опубликования актов определяется уставом административно-территориальной единицы. Органы местного самоуправления могут издавать акты об утверждении местного бюджета, акты об охране природы, развитии коммунального хозяйства и т.д.;

7) локальные нормативные акты, принимаемые субъектами предпринимательского права в целях регулирования собственной хозяйственной деятельности. Локальные нормативные акты принимаются либо во исполнение требований законодательства (стандарты саморегулируемых организаций, приказ об учетной политике организации), либо по решению самого субъекта (положение о коммерческой тайне, положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности);

8) обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Обычаи делового оборота наиболее часто применяются во внешней торговле, особенно при морских перевозках. Международная торговая палата систематизирует и публикует в сборниках обычаи для факультативного применения предпринимателями (например, Инкотермс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и др.);

9) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная конвенция).

Дискуссионным остается вопрос об отнесении к источникам предпринимательского права судебных актов Высшего арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что относительно Постановлений Конституционного Суда РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, и об утрате его силы мнение ученых все больше склоняется к признанию их в качестве источников предпринимательского права. Что касается постановлений Высшего арбитражного суда РФ, то в науке предпринимательского права вопрос об их правовой природе остается не решенным. Одни ученые считают, что руководящие разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда РФ выступают в роли судебных прецедентов, которые необходимо учитывать при разрешении соответствующих споров, другие считают их источниками предпринимательского права.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.