Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






За­да­ние 21 № 991.






С ка­ки­ми тремя из­ме­не­ни­я­ми в об­ще­ствен­ной жизни свя­зы­ва­ет автор ста­нов­ле­ние со­вре­мен­ной си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

 

Об­ра­зо­ва­ние в об­ще­стве

 

Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в те­че­ние по­след­них двух или трех веков. По­че­му это про­ис­хо­ди­ло так долго?..

 

Пер­вой из ко­рен­ных пе­ре­мен стала де­мо­кра­ти­че­ская ре­во­лю­ция. Как видно на при­ме­ре Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции конца XVIII в., она была вы­зва­на рас­ту­щим стрем­ле­ни­ем не­а­ри­сто­кра­ти­че­ских клас­сов... участ­во­вать в по­ли­ти­че­ских делах. В ответ на это тре­бо­ва­ние были пре­жде всего рас­ши­ре­ны воз­мож­но­сти по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния: ведь новые ак­те­ры на по­ли­ти­че­ской сцене не долж­ны пред­став­лять «не­ве­же­ствен­ные на­род­ные массы». По­это­му в 30-е гг. XIX в. ре­фор­ма­то­ров об­ра­зо­ва­ния в США вол­но­ва­ла про­бле­ма по­вы­ше­ния гра­мот­но­сти бу­ду­щих из­би­ра­те­лей, их осве­дом­лен­ность в со­ци­аль­ных во­про­сах и спо­соб­ность при­ни­мать ра­зум­ное ре­ше­ние при го­ло­со­ва­нии... Идеал об­ще­ства рав­ных воз­мож­но­стей пред­став­ля­ет собой дру­гой ас­пект де­мо­кра­ти­че­ской ре­во­лю­ции... Рав­ные со­ци­аль­ные воз­мож­но­сти стали почти си­но­ни­мом рав­ных воз­мож­но­стей по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния...

 

Важ­ней­шим со­бы­ти­ем... стала про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция... Раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти в ши­ро­ких мас­шта­бах по­тре­бо­ва­ло рас­ши­ре­ния си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния для под­го­тов­ки ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бот­ни­ков, ко­то­рые могли бы вы­пол­нять новые, более слож­ные виды де­я­тель­но­сти... В стра­нах, кон­ку­ри­ру­ю­щих между собой в борь­бе за ми­ро­вой рынок, быст­ро осо­зна­ли, что пре­вос­ход­ство в про­мыш­лен­ном раз­ви­тии тесно свя­за­но с более вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния...

 

Важ­ная пе­ре­ме­на... была свя­за­на с раз­ви­ти­ем са­мо­го ин­сти­ту­та об­ра­зо­ва­ния. Когда со­ци­аль­ный ин­сти­тут укреп­ля­ет свое по­ло­же­ние, его члены обыч­но об­ра­зу­ют груп­пу, объ­еди­нен­ную об­щи­ми за­кон­ны­ми ин­те­ре­са­ми, и предъ­яв­ля­ют тре­бо­ва­ния к об­ще­ству — на­при­мер, от­но­си­тель­но под­дер­жа­ния сво­е­го пре­сти­жа или ма­те­ри­аль­ной под­держ­ки со сто­ро­ны го­су­дар­ства... [К тому же] аме­ри­кан­цы все­гда были склон­ны ве­рить: чем выше уро­вень их об­ра­зо­ва­ния, тем боль­ше ве­ро­ят­ность до­бить­ся успе­ха в жизни.

 

 

Н. Смел­зер

9. За­да­ние 21 № 1139. Какие две ре­а­лии со­вре­мен­но­го об­ще­ства тре­бу­ют, по мне­нию ав­то­ра, но­во­го по­ни­ма­ния гу­ма­ни­сти­че­ско­го иде­а­ла? В чём он видит сущ­ность этого но­во­го по­ни­ма­ния?

 

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1—С4.

 

Мне пред­став­ля­ет­ся, что се­год­ня, когда че­ло­ве­че­ство вплот­ную по­до­шло к эко­ло­ги­че­ской ка­та­стро­фе, когда пре­дель­но ясны все страш­ные по­след­ствия уто­пи­че­ских пре­тен­зий на то­таль­ное управ­ле­ние со­ци­аль­ны­ми про­цес­са­ми, судь­ба гу­ма­ни­сти­че­ско­го иде­а­ла свя­за­на с от­ка­зом от идеи овла­де­ния, по­дав­ле­ния и гос­под­ства. Но­во­му по­ни­ма­нию от­но­ше­ний при­ро­ды и че­ло­ве­че­ства со­от­вет­ству­ет не идеал ан­тро­по­цен­триз­ма, а раз­ви­ва­е­мая рядом со­вре­мен­ных мыс­ли­те­лей, в част­но­сти, из­вест­ным нашим учёным Н. Н. Мо­и­се­е­вым идея ко­э­во­лю­ции, сов­мест­ной эво­лю­ции при­ро­ды и че­ло­ве­че­ства, что может быть ис­тол­ко­ва­но как от­но­ше­ние рав­но­прав­ных партнёров, если угод­но, со­бе­сед­ни­ков в не­за­про­грам­ми­ро­ван­ном диа­ло­ге...

 

Это может и долж­но быть по­ня­то в более ши­ро­ком плане. Сво­бо­да как не­отъ­ем­ле­мая ха­рак­те­ри­сти­ка гу­ма­ни­сти­че­ско­го иде­а­ла мыс­лит­ся не как овла­де­ние и кон­троль, а как уста­нов­ле­ние рав­но­прав­но-партнёрских от­но­ше­ний с тем, что на­хо­дит­ся вне че­ло­ве­ка: с при­род­ны­ми про­цес­са­ми, с дру­гим че­ло­ве­ком; с цен­но­стя­ми иной куль­ту­ры, с со­ци­аль­ны­ми про­цес­са­ми, даже с не­ре­флек­си­ру­е­мы­ми и «не­про­зрач­ны­ми» про­цес­са­ми моей соб­ствен­ной пси­хи­ки.

 

В этом слу­чае сво­бо­да по­ни­ма­ет­ся не как вы­ра­же­ние про­ек­тив­но-кон­струк­тив­но­го от­но­ше­ния к миру, не как со­зда­ние та­ко­го пред­мет­но­го мира, ко­то­рый кон­тро­ли­ру­ет­ся и управ­ля­ет­ся, а как такое от­но­ше­ние, когда я при­ни­маю дру­го­го, а дру­гой при­ни­ма­ет меня. (Важно под­черк­нуть, что при­ня­тие не озна­ча­ет про­сто­го до­воль­ство­ва­ния тем, что есть, а пред­по­ла­га­ет вза­и­мо­дей­ствие и вза­и­мо­из­ме­не­ние.) При этом речь идёт... о сво­бод­ном при­ня­тии, ос­но­ван­ном на по­ни­ма­нии в ре­зуль­та­те ком­му­ни­ка­ции. В этом слу­чае мы имеем дело с осо­бо­го рода де­я­тель­но­стью. Это не де­я­тель­ность по со­зда­нию пред­ме­та, в ко­то­ром че­ло­век пы­та­ет­ся за­пе­чат­леть и вы­ра­зить са­мо­го себя, т. е. та­ко­го пред­ме­та, ко­то­рый как бы при­над­ле­жит субъ­ек­ту. Это вза­им­ная де­я­тель­ность, вза­и­мо­дей­ствие сво­бод­но участ­ву­ю­щих в про­цес­се рав­но­прав­ных партнёров, каж­дый из ко­то­рых счи­та­ет­ся с дру­гим и в ре­зуль­та­те ко­то­рой оба они из­ме­ня­ют­ся.

 

(В. А. Лек­тор­ский)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.