Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные характеристики дипломной работы






 

Дипломная работа содержит информацию о теоретико-методологических аспектах рассматриваемой проблемы, аналитическую часть и организационно-управленческие рекомендации по ее решению.

Структура дипломной работы выглядит следующим образом.

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список использованных источниковилитературы

7. Приложения

Титульный лист является первой страницей ВКР и оформляется по строго определенным правилам (см. прил. 10).

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения и его подведомственная подчиненность, наименование факультета и кафедры. Далее указывается тип выпускной квалификационной работы (дипломная работа или дипломный проект), заглавными буквами по центру пишется тема ВКР. Ниже и по центру указывается шифр и название специальности.

Ниже и правее указывается учебная группа, форма обучения, фамилия, имя и отчество (полностью) студента, выполнившего работу, а также звание, должность, фамилия, имя и отчество научного руководителя. При оформлении титульного листа рекомендуется ставить инициалы перед фамилией, а не после нее.

На титульном листе кафедра дает заключение о допуске к защите, это подтверждается датой и подписью заведующего кафедрой.

В нижнем поле титульного листа указывается город и год написания работы.

В оформлении титульного листа точки в конце строк не ставятся. Номер страницы не указывается. Перенос слов по слогам не допускается.

Титульный лист должен быть подписан студентом, его научным руководителем и заведующим кафедрой.

Пример оформленного титульного листа представлен в прил. 11.

После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки (и подзаголовки) выпускной квалификационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заглавием этого листа должно служить слово «СОДЕРЖАНИЕ», написанное в отдельной строке по центру страницы заглавными буквами жирным шрифтом.

Заголовки содержания должны точно повторять заголовки частей работы в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Сокращение слов и использование аббревиатур в содержании не допускается. Номер страницы, на которой располагается содержание, не указывается (см. прил. 12).

В содержании указывают слово «Приложения» и проставляют страницу их начала без расшифровки названия и количества приложений, имеющихся в работе.

ВВЕДЕНИЕ начинается с 3-й страницы, объем введения не должен превышать 3-х страниц. Здесь кратко освещается состояние проблемы и ситуация, в которой она разрешается. Для этого рассматриваются следующие ключевые элементы введения:

- обоснование актуальности выбранной темы,

- оценкауровня разработанности темы в литературе,

- определение цели и постановка задач исследования,

- выделение и определение объекта и предмета исследования,

- выбор методов исследования, применяемых при написании ВКР,

- краткое изложение содержания глав,

- указание количества источников литературы, приложений, рисунков и таблиц.

Обоснование актуальности темы должно быть немногословным. Показывается главное – суть проблемной ситуации. Проблема – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки существующих представлений. Это ситуация познания новых явлений, объяснения ранее неизвестных фактов. Это выявление неполноты старых способов объяснения известных фактов. Это уровень разработанности темы в литературе.

Актуализация темы предполагает ее увязку с важными научными и прикладными задачами. Актуальность в научном аспекте означает, что необходимость разработки данной темы обусловлена современным состоянием науки, то есть проблемами насущных фундаментальных и прикладных исследований. Актуальность темы в прикладном аспекте означает ее связь с конкретными потребностями хозяйственной практики (потребностями конкретного предприятия, группы предприятий, органов управления и т.д.).

Актуальность отражает важность, своевременность выбранной темы, ее социально-экономическую значимость.

При оценке уровня разработанности темы в литературе студент должен указать, какими научными течениями представлена данная тематика, дать оценку уровню разработанности и указать на проблемы, с которыми сталкиваются те, кто изучает это направление научной деятельности. Желательно привести фамилии авторов классических работ, внесших наибольший вклад в развитие избранной темы.

От доказательства актуальности выбранной темы студент должен логично перейти к определению цели работы. Как правило, целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений или методических рекомендаций на основе исследования теоретических аспектов (изученного теоретического материала) и полученных практических результатов анализа объекта исследования.

Здесь и далее будет рассмотрен пример по теме «Кадровое планирование на предприятии (на примере ОАО «Мезопласт»)». Цель работы: на основе анализа теоретических аспектов и практики кадрового планирования в ОАО «Мезопласт» разработать рекомендации по совершенствованию кадрового планирования на предприятии.

Цель выпускной квалификационной работы детализируется посредством постановки конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Задачи указывают на основные направления работы студента при подготовке ВКР и начинаются с глаголов: описать…, установить…, выяснить…, проанализировать…, оценить…, выявить…, вывести формулу…, разработать рекомендации…, предложить методику… и т.п. Формулировку задач необходимо делать очень тщательно, поскольку описание их решения должно составить как название заголовков, так и содержание глав и параграфов выпускной квалификационной работы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- выявить сущность кадрового планирования и его роль в управлении предприятием, описать взаимосвязь со стратегией, исследовать теоретические аспекты кадрового планирования: цели и задачи, виды, принципы, методы, процесс, участники;

- проанализировать практику кадрового планирования в ОАО «Мезопласт»;

- разработать рекомендации по совершенствованию кадрового планирования на предприятии, оценить влияние их внедрения на текучесть кадров.

Определение предметаисследования – процесса, отношений, явления, а также приемов, методов, способов их изучения и изменения в рамках выбранной темы ВКР.

Предмет исследования в общем случае – это то, на что направлена мысль, что составляет ее содержание; конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования. Предметом исследования может быть проблема, задачи и вопросы, возникающие при построении, функционировании и совершенствовании систем управления организацией, при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, элементов, подсистем и прочих составляющих системы.

Например, при изучении кадрового планирования предметом исследования являются управленческие отношения и процессы, закономерности взаимодействия элементов кадрового планирования, его свойства и качества.

Выделение объекта исследования – организации, ее подразделений, рабочих групп, на примере которых рассматривается проблемная ситуация или выбранная для исследования тема.

Объект - философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту и его предметно-практической и познавательной деятельности. Объективная реальность, существующая независимо от человека и его сознания, явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. В нашем примере, объект исследования – это ОАО «Мезопласт», его внутренняя и внешняя среда.

Далее необходимо обосновать выбор методов исследования, применяемых при написании ВКР. Студент должен быть готов пояснить в ходе защиты: как именно и где он использовал тот или иной метод. При написании ВКР используются различные методы исследования. Общенаучные методы: научное наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, моделирование, индукция и дедукция, исторический метод, восхождение от абстрактного к конкретному. Частные и специальные методы: социологическое наблюдение, анализ документов, различные виды опросов, функционально-стоимостной и корреляционный анализ и др.

Краткое изложение содержания глав включает в себя не более 6-10 предложений, лаконично излагающих суть представленной работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ВКР состоит из трех глав, каждая из которых должна включать от 2х до 4-х параграфов.

Стиль письменной научной мысли – это обезличенный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Поэтому автор выпускной работы выступает во множественном числе и вместо «я» должен употреблять «мы». Материал также может излагаться с использованием безличных оборотов или от третьего лица. Например: «Можно предположить, что…», «Представляется важным…», «Автор считает, что…», «По мнению автора…» и т.д.

Излагать материал следует с использованием научной терминологии, профессионального языка. Недопустимо применять обороты разговорной речи или публицистический стиль (за исключением коротких цитат из газетных, журнальных статей).

Каждая глава ВКР должна иметь конкретное название и начинаться с новой страницы.

Глава 1 -теоретическая часть. В этой части работы рассматриваются основные теоретические положения, раскрывающие суть темы. Она должна: содержать теоретическое рассмотрение объекта и предмета исследования, анализ существующих подходов к рассмотрению и решению изучаемых проблем, определение терминов, используемых в работе и т.д., в зависимости от содержания работы. Особое внимание необходимо обратить на трактовку понятий и терминов, используемых в заголовках темы, глав, параграфов работы, в формулировке предмета, цели и задач исследования. По основным понятиям требуется критический анализ различных точек зрения, нежелательно использовать определение одного автора и особенно не согласующееся с общепринятой классической трактовкой (за исключением новых тем, где пока отсутствует устоявшийся единый терминологический аппарат). В дальнейшем, весь материал, приводимый в теоретической главе, должен быть использован на практике. В общем виде первая глава представляет собой теоретическую концепцию всего исследования.

Первая глава должна содержать 2-4 параграфа логично сужающих круг рассматриваемой темы по специфике объекта и предмета. Каждый параграф должен заканчиваться выводами, полученными в ходе рассмотрения материала Глава, как и параграфы, завершается выводами, которые обобщают основные идеи, полученные при теоретическом рассмотрении проблемы.

Для проведения теоретических исследований студент должен пользоваться как фундаментальными литературными источниками (монографиями, учебниками, учебными пособиями), так и периодической печатью (научными и популярными журналами и газетами, брошюрами), интернет источниками.

Объем теоретической главы составляет 15-18 страниц.

Глава 2 - аналитическая часть должна состоять из трех параграфов.

В параграфе 2.1 дается характеристика объекта исследования в рамках избранной темы. Данные собираются на преддипломной практике по следующим позициям: виды деятельности и организационно- правовая форма предприятия (подразделения), история развития и цели предприятия, тип организационной структуры, основные финансовые и экономические показатели деятельности, должностные инструкции руководства, элементы организационной культуры и т.д. В параграф могут быть включены результаты анализа хозяйственной деятельности организации. Анализ может быть детальным или кратким. Он показывает динамику изменения основных показателей деятельности предприятия за последние 3-5 лет.

В параграфе 2.2 проводится эмпирическое изучение предмета исследования, определяемого темой выпускной квалификационной работы. Описываются и анализируются результаты диагностики предмета исследования на примере конкретной организации – объекта исследования. Выявляется влияние предмета исследования на результаты деятельности объекта исследования по показателям, рассмотренным в первой главе.

В параграфе 2.3. детализируется предмет исследования, определяются проблемы и возможности, выявленные в процессе исследования предмета, определяются причины сложившейся ситуации, осуществляется анализ выявленных проблем, формулируется необходимость их решения и потенциальные следствия их не решения для организации.

Глава должна содержать выводы к параграфам и заканчиваться обобщающими выводами, содержащими характеристики сильных и слабых сторон деятельности организации. Объем главы составляет 15-18 страниц.

Глава 3 - рекомендательная, организационно-экономическая часть работы раскрывает причины полученных результатов. В ней делаются основные выводы, обосновывается необходимость изменений в организации, управлении и даются рекомендации по решению проблем (параграф 3.1.-3.2.). Рекомендации должны быть детально проработаны, доведены до уровня возможного их применения на практике. Они должны напрямую быть связаны с полученными результатами анализа проблемы, изложенными во второй главе.

В параграфе 3.3. приводится экономическое обоснование предложенных мероприятий (рассматриваются затраты на реализацию, ожидаемая эффективность, бизнес – план и т.д.). Рекомендации должны быть обоснованы с точки зрения организационной, социальной и экономической значимости. Кроме того, в этой главе могут быть изложены прогнозы и модели развития ситуации, представлены схемы, процедуры, методики.

Рекомендательная глава должна содержать выводы к параграфам и заканчиваться обобщающими выводами. Объем главы 12-15 страниц.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ дается оценка перспектив развития вопросов по теме, формулируются основные выводы по результатам исследования, а так же рекомендации по их использованию. Кроме того, оно должно содержать критику и анализ хода исследования: что удалось, а что не удалось сделать в ходе написания работы, с какими проблемами пришлось столкнуться и какие новые проблемы удалось обнаружить.

Начинается заключение с новой страницы. Объем заключения 2-3 страницы.

Составляя СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ в выпускной квалификационной работе, можно воспользоваться одним из двух способов группировки литературных источников:

а) алфавитный,

б) по видам изданий.

Алфавитный способ группировки литературных источников: фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещаются по алфавиту. Иностранные источники размещают после перечня всех источников на русском языке. Список источников обязательно нумеруется вне зависимости от того, какой тип ссылок используется автором в работе.

Список литературы по видам изданий используется для систематизации тематически однородной литературы. При составлении таких списков обычно классифицируют издания следующим образом: 1) официальные государственные издания, 2) нормативно-инструктивные издания, 3) общие издания в алфавитном порядке. Кроме того, в список литературы могут включаться материалы объекта исследования, дипломные и диссертационные работы.

Список литературы должен начинаться с новой страницы.

Список литературы должен содержать не менее 50 источников. Недопустимо писать выпускную работу только на учебной литературе, или на нормативных источниках, или на периодических изданиях. Список литературы должен быть сбалансирован по видам изданий, годам опубликования, источникам и пр. Эта часть работы должна быть оформлена в соответствии с правилами, изложенными в разделе 3 данного руководства.

В ПРИЛОЖЕНИЯ следует включать вспомогательный материал, на который имеются ссылки в основной части работы (сметы, калькуляции, штатное расписание, положения, инструкции, финансовая отчетность и т.д.). Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте работы. Если приложений много, их следует группировать по функциональному признаку. Каждое приложение начинается с новой страницы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.