Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Операциональное определение «акме» человека






В акмеологии одним из главных рабочих понятий является понятие акме, что в переводе с греческого означает «цветущая сила», «вершина».

А.А. Бодалев определяет это понятие как вершину, на которую поднимается человек в своем индивидном, личностном и субъектном развитии. Выражением этой вершины обычно оказываются наивысшие уровни, которые становятся характерными для формирования каждой из систем организма человека и всего его в целом. Также акме человека может проявляться в отмечаемом у него наивысшем уровне ценностных ориентации, конкретизирующихся в его отношениях к разным сторонам действительности и оказывающих опосредованное или непосредственное воздействие на совершаемые им поступки, которые, как правило, свидетельствуют о нравственном калибре его личности. Наконец, формой акме у человека выступает вся совокупность образований – анатомических, физиологических, нейрофизиологических, психических и всех иных, которые позволяют ему на оптимальном для него уровне действовать в многосложном качестве субъекта познания, труда, общения (А.А. Бодалев, 2004).

Л.Б. Волынская предлагает рассмотреть понятие акме не только как результат, достижение вершины, но и как процесс восхождения к ней, сопровождаемый ощущением счастья. Счастье имеет как эмоциональную, так и когнитивную составляющие. Оно включает в себя поиски, нахождение и пересмотр смысла жизни на разных ее этапах и фактически невозможно без болезней роста. Счастье предполагает умение пройти через них и выйти победителем (Л.Б. Волынская, 2001).

А.А. Деркач и Л.Э. Орбан рассматривают акме в профессиональной деятельности и понимают его как устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области (А.А. Деркач, Л.Э. Орбан, 1995).

В книге «Общее и особенное в характеристиках акме у разных людей» А.А. Бодалев предлагает выделить следующие характеристики акме.

Сравнивая проявления акме у разных людей, следует отметить, что проявление его может быть локальным и не выходить за пределы одной деятельности, одной области знаний, одного типа социальных ситуаций, а может быть и широким, охватывать большее число последних. Например, у выдающегося психолога Б.Г. Ананьева акме состоялось и в научной деятельности, и как педагога, и как организатора науки.

Прослеживая характеристики акме, можно выделить среди них его уровень или говоря словами А.А. Бодалева «калибр». У одних людей «вершина», на которую они поднялись, если судить по их реальным поступкам и деяниям, более заметная и значимая прибавка к ценностям жизни культуры, у других – менее, у третьих – полностью отсутствует. В прямой связи со сказанным возникает проблема так называемого псевдоакме, когда человек совершает поступки и деяния, которые воспринимаются окружающими людьми как вершины его достижений и объявляются как «эпохальный» вклад в сокровищницу общечеловеческого опыта.

Проблему акме можно рассмотреть еще в одном ракурсе: когда человек действительно достигает вершины, и высокой вершины, в своем развитии как личность и как субъект деятельности, но доминирующие в его личности качества не соответствуют моральным нормам, принятым в обществе, в котором он живет, а его деяния по своим результатам являются противоправными (А.А. Бодалев, 2004).

Следующим параметром, который обнаруживается при сравнении акме разных людей, является его продолжительность.

Е.А. Климов, вводя понятие «акме» у человека, ставит вопрос о том, когда оно состоится и состоится ли оно вообще. Имея в виду ход процесса развития человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности, он настойчиво подчеркивает, что в различных временных точках жизненного пути человека, к моменту достижения которых последний уже накопил какой-то определенный опыт познания, труда, общения, наложивший печать на особенности характеристик познавательных процессов, его эмоционально-волевой сферы, его поведения, постоянно возникают объективные ситуации, которые ставят человека перед выбором: что и как делать дальше и как дальше жить? И от того, как он поступит в этот важнейший для его судьбы момент, от этого будет в большей мере зависеть, состоится ли действительно вершина в его развитии на следующих отрезках его жизненного пути и какой она будет (Е.А. Климов, 2003).

Таким образом, можно сказать, что с одной стороны, проявлением «акме» у человека выступает само его развитие как индивида, личности, субъекта, когда каждое из них по отдельности или все они во взаимосвязях друг с другом достигают наиболее высокого в этом развитии человека уровня. Но, с другой стороны «акме» человека может иметь конкретные, вынесенные вовне формы выражения, например, личностное акме – в поступках, имеющих значительные последствия как для человека, так и для общества, а субъектное акме – в его деяниях, объективирующихся в его духовных или имеющих овеществленное воплощение творениях, свидетельствующих о его наивысших достижениях в той области или областях деятельности, которым он посвятил себя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.