Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вавилонское царство при касситской династии






Касситы — одна из групп горных племен североцентрального Ирана — появились на границах Месопотамии вскоре после смерти Хаммурапи. Около 1742 г. до н. э. касситский вождь Гандаш вторгся в Вавилонию и присвоил себе пышную титулатуру «царя четырех стран света, царя Шумера и Аккада, царя Вавилона», однако реального завоевания страны еще не произошло. И лишь разгром, учиненный хеттами, способствовал окончательному утверждению касситских царей на вавилонском троне.

 

С начала XVI в. до н. э. начинается правление касситской династии и так называемый средневавилонский период, который завершается около 1155 г. до н. э.

В касситский период отмечается регулярное использование в военном деле и транспорте лошадей и мулов, применение в сельском хозяйстве комбинированного плуга-сеялки, создание сети дорог, активизация внешней торговли. Но в целом в связи с уменьшением товарности хозяйства и сокращением притока рабов в экономике ощущается известный застой.

Несколько увеличивается значение таких архаических форм общественных структур, как родовые объединения и большие семьи, обозначаемые термином «биту» («дом») и возглавляемые «бэл бити» (господином дома). Касситские роды контролировали определенную территорию, следили за сбором налогов, выполнением общественных повинностей. В касситскую эпоху укрепляются сельские общины. Вместе с тем интенсивно идет процесс обогащения касситской родовой знати и создания крупного частного землевладения, отделяемого от общинного, что закрепляется царскими указами, удостоверяющими право собственности того или иного аристократа на пожалованную землю и освобождение от повинностей и налогов. Эти указы высекаются на особых межевых камнях — «кудурру».

Касситы восприняли высокую вавилонскую культуру, отождествляли касситских богов с вавилонскими, покровительствовали традиционным культам месопотамской религии. Так, Агум II в XVI в. до н. э. вернул на родину захваченные во время хеттского похода священные для Вавилона статуи Мардука и его супруги Царпанит и много сделал для реставрации и украшения их храмов. К XVв. до н. э. относится постройка храма в Уруке, к XIV в.—реставрация зиккуратов и храмов в Уре.

 

Централизация при касситах несколько ослабла, так как известной самостоятельностью пользовались главы касситских родов, управлявшие отдельными областями Вавилонии. Независимое положение занимали крупные города (Вавилон, Ниппур, Сип-пар), не только освобожденные от всех налогов и повинностей, но даже имевшие свои собственные воинские контингенты. Снабженная иммунитетными грамотами касситская знать, со временем слившаяся с местной, вавилонской, и крупнейшие вавилонские храмы, из которых особое место принадлежало ниппурскому храму Энлиля, также располагали известным политическим влиянием.

Внешняя политика касситских царей отличалась достаточным размахом. По традиции именуя себя «царями четырех стран света», они владели всей Нижней Месопотамией (где аннексировали Приморское государство), «страной Кашшу» — территорией, непосредственно заселенной касситскими племенами в горах южноцентрального Загроса, некоторыми областями Кутиума (страны кутиев) в североцентральном Загросе, долиной Среднего Евфрата, а с рубежа XV—XIV в. до н. э.— обширными районами Сирийской степи с центром в Тадморе, вплоть до границ Южной Сирии и Заиорданья. Касситские цари совершали дальние походы в Центральный и Южный Иран и пытались закрепиться там. Выступив против Египта в конце XV в., касситский царь Караиндаш заставил египтян пойти на мир с Митанни и явился одним из учредителей «Амарнской» международной системы. В результате с конца XV в. до н. э. между Египтом и Вавилонией установились стабильные мирные отношения, постоянно курсировали послы, ходили торговые караваны. Касситские цари обычно посылали в дар египетским фараонам упряжки лошадей и колесницы, сосуды из бронзы, ценные сорта масла, изделия из лазурита и др. В качестве ответных даров они получали золото, великолепную мебель из ценных сортов дерева, украшенную золотом и слоновой костью, ювелирные изделия.

Для упрочения отношений касситские цари выдавали своих дочерей за египетских фараонов, но на аналогичную просьбу получили отказ на том основании, что египетских царевен не выдают замуж за пределы страны. По письмам из Телль-Амарнского архива можно предположить, что между Египтом и Вавилонией заключались и возобновлялись договоры о «дружбе» и «братстве», включавшие пункты о взаимопомощи.

При временном ослаблении Египта вавилонское правительство становится более требовательным. В тоне писем звучит недовольство. Бурна-Буриаша II (середина XIV в. до н. э.) возмущает невнимание египетского фараона к его болезни, маленькая свита, присланная за вавилонской царевной, отправляющейся в его гарем, отсутствие подарков, особенно золота. «Если ты не можешь быть столь же щедрым, как твой отец, — пишет он Эхнатону, — то пришли хоть половину». Особенно недоволен был Вавилон приемом в Египте ассирийского посольства, ибо в первой половине XIV в. Ашшур успел побывать вавилонским вассалом, и с тех пор вавилоняне отказывались признать его независимость и внешнеполитическую правоспособность.

Правление Бурна-Буриаша II можно считать апогеем касситского могущества. Он захватил Аррапху, утвердил свое главенство в Эламе и Южном Иране, установил союз с хеттским Суппилулиумой (за которого выдал дочь, ставшую великой царицей Хатти) и с относительным успехом отразил первое нашествие арамейских (ахламейских) племен на Сирийскую степь и Средний Евфрат. Однако после его правления начинается череда войн Вавилона с усилившейся Ассирией, занявшая в общей сложности около полутораста лет. Проходя в целом с переменным успехом, они иногда оборачивались катастрофами для вавилонян. Так, ассирийский царь Тукульти-Нинурта I смог на время вообще аннексировать Вавилонию (ок. 1230—1220 гг. до н. э.). Соответственно, падает авторитет Вавилонии во внешнем мире, несмотря на устойчивый союз с хеттами. В начале XII в. при царе Ададшумуцуре происходит кратковременное возрождение касситского могущества, под влияние которого подпадает сама Ассирия.

Неожиданный и смертельный удар Касситской Вавилонии нанесли эламиты. Во второй четверти XII в. до н. э. они совершили несколько опустошительных набегов на Месопотамию и полностью оккупировали Вавилонию. Ок. 1150 г. до н. э. ими был свергнут последний царь из дома Гандаша, и касситская династия прекратила свое существование. Месопотамские касситы к этому времени совершенно ассимилировались с вавилонянами.

 

Средневавилонский (касситский) период 16-12 вв.

Касситы смогли удержать Вавилонию от развала. С 18 в. касситы проникали в Вавилон, приняли их культуру, поэтому им и удалось удержать государство. К середине 15 в. усилии свою власть.

Караиндаш – касситский правитель, в 15 в. были предложены мирные договоры с Египтом (Амарнская мирная система). Вавилон поставлял коней, Египет - золото, слоновую кость. Династические браки.

Бурна-Буриаш 2.

Касситы не сохранили свой язык, ассимилировались в Вавилоне.

В 13 в. ассирийцы стали сильным врагом для Вавилонии. Тукульти-Нинурта 1 (1239-1220) воспользовался нападением в 1225 г. – эламитов на Вавилон.

Соц.-экон.: касситы опирались на жречество, торговцев, храмам давалось много привилегий. У городского населения появлялось больше привилегий, чем у сельского. Частные собственники объединяются в коллективы («братства» или «дома»). Сельские платят налоги.

Закончился период тем, что в 1158 г. до н.э. на Вавилон напали Эламиты, вывезли базальтовый столб Хаммурапи.


 

Набопаласар. Стремление к независимости не ослабевало в Вавилонии, одной из самых высокоразвитых областей Передней Азии. В начале 626 г. до н. э. вспыхнуло восстание против ассирийского владычества, во главе которого встал халдейский вождь Набопаласар. Утвердив свою власть на севере страны и восстановив традиционный союз с Эламом, он провел несколько удачных военных операций против ассирийцев. В октябре 626 г. до н. э. Вавилон перешел на сторону Набопаласара, и 25 ноября 626 г. до н. э. последний торжественно воцарился в этом городе и основал халдейскую (или нововавилонскую) династию.

Однако лишь в конце первого десятилетия войны вавилонянам удалось захватить один из крупнейших городов Вавилонии Урук, а затем пал и священный город Ниппур, ценой больших жертв сохранявший верность ассирийцам. В 616 г. до н. э. вавилоняне осадили древнюю столицу Ассирии Ашшур, но успеха не имели.

 

Неожиданная поддержка пришла с востока. В 614 г. до н. э. мидийцы захватили ассирийскую провинцию Аррапху, а затем окружили столицу Ассирии Ниневию. Не сумев ее взять, они захватили Ашшур, истребив его жителей. Когда город уже был превращен в руины, туда явился Набопаласар со своим войском. Мидийцы и вавилоняне заключили между собой союз, укрепив его династическим браком между Навухсдоносором, сыном Набопаласара, и дочерью мидийского царя Киаксара.

 

Пока победители были заняты разделом захваченной добычи, ассирийцы снова собрались с силами и продолжили военные действия в долине Евфрата. Но вскоре мидийцы и вавилоняне осадили Ниневию, и через три месяца, в августе 612 г. до н. э., город пал и был разрушен, а его жители вырезаны. Это была жестокая месть государству, которое в течение многих столетий грабило и опустошало страны Передней Азии и истребляло целые племена и народы.

 

Часть ассирийской армии сумела пробиться на запад, в крупный город Харран в Верхней Месопотамии, и там продолжала сопротивление, но в 609 г. до н. э. мидийцы и вавилоняне нанесли окончательное поражение ассирийцам. Многовековая борьба за освобождение Вавилонии от ассирийского владычества была завершена.

В результате крушения Ассирийской державы мидийцы захватили коренную территорию Ассирии, а также город Харран (607 г.) с окружающей областью, вавилонянам же досталась вся остальная Месопотамия. Теперь на Ближнем Востоке было лишь три могущественных государства: Мидия, Вавилония и Египет. Кроме того, в Малой Азии существовали сильные государства —Лидия и Киликия.

Развивая военные успехи и опираясь на союз с могущественной Мидией, вавилоняне начали готовиться к захвату всех областей к западу от Евфрата, которые прежде принадлежали ассирийцам. Но Египет также претендовал на эти земли и стремился захватить Сирию и Палестину, что вызвало довольно острые египетско-вавилонские противоречия.

 

Египетский фараон Нехо II начал помогать ассирийцам, отправил гарнизон в Каркемыш.

 

В 607 г. до н. э. Набопаласар, оставив в своих руках управление внутренними делами государства, передал командование армией своему сыну Навуходоносору. Прежде всего Навуходоносор решил захватить город Каркемиш на Евфрате, где находился сильный египетский гарнизон, в составе которого были и греческие наемники. В 605 г. до н. э. в жестокой битве, превратившей город в пылающие руины, весь египетский гарнизон был уничтожен. После этого вавилоняне захватили Сирию и Палестину, даже не встретив никакого сопротивления.

 

Навуходоносор II. После смерти Набопаласара в 605 г. до н. э. Навуходоносор был провозглашен царем Вавилонии (Навуходоносор II). Вскоре он возобновил военные действия на западе: в 605 г. до н. э. завоевал финикийский город Аскалон, в 598 г. до н. э. совершил поход в Северную Аравию, где захватил в свои руки контроль над важными караванными путями. Тем временем при поддержке Египта от Вавилонии отпала Иудея. В 597 г. до н. э. Навуходоносор II осадил и взял ее столицу Иерусалим, уведя в плен в Вавилонию более 3000 ее жителей. Однако положение на западе не было стабильным. Пока Навуходоносор II подавлял вспыхнувшие против него волнения, египтяне захватили финикийские города Газу, Тир и Сидон, а также побудили Иудею к новому мятежу против Вавилона. Вавилонянам удалось оттеснить египетское войско обратно к прежней границе, осадить мятежный Иерусалим и после двухлетней осады в 587 г. до н. э. захватить его. Навуходоносор ликвидировал Иудейское царство, присоединив его к Вавилонской державе в качестве провинции. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в плен, поселены в разных городах Вавилонии, в том числе и в Вавилоне (так называемый вавилонский плен иудеев). Затем вавилоняне осадили финикийский город Тир, который им удалось взять лишь через 13 лет, в 574 г. до н. э.

 

Царствование Навуходоносора II было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древнем Востоке с населением около 200 000 человек. Город был расположен у Евфрата и двух его крупных каналов. Часть его лежала к западу от Евфрата (так называемый Новый город) и соединялась с остальной территорией Вавилона с помощью моста длиной 123 м и шириной 5—6 м. На одном конце города находился огромный царский дворец, на другом было расположено возведенное на искусственной платформе главное святилище вавилонян — Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 м. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу от нее семиступенчатый зиккурат высотой 91 м, который назывался Этеменанки («храм краеугольного камня небес и земли»). Названый в Библии Вавилонской башней, он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось святилище верховного бога Вавилонии Мардука, облицованное глазурованными кирпичами, стены и потолки его были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями.

 

От главного входа в зиккурат вела мощеная улица для религиозных процессий, в ряде мест достигавшая 35 м ширины. Эта улица кончалась у ворот, посвященных богине Иштар, высота которых равнялась 12 м.

Одним из чудес света считались также знаменитые висячие сады Амитиды (Нитокрис), которые покоились на высоких каменных уступах, державших грунт с экзотическими деревьями. Эти сады предназначались для жены Навуходоносора. Около Сиппара было вырыто огромное водохранилище («море»), откуда на сотни километров тянулись каналы для орошения полей.

 

При Навуходоносоре II Вавилон превратился в неприступную военную крепость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 3, 7 м, а длина ее в окружности равнялась 8, 3 км. Внутренняя стена, расположенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой в 11—14 м и шириной 6, 5 м. Город имел 8 ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на расстоянии 20 м от нее находился глубокий и широкий ров, наполненный водой.

 

Черты: Производство железа, орудий труда. Бурное развитие товарно-денежных отношений. Земля попала в товарооборот. Частная (храмовые тоже считаются. Храмам платили 1/10 часть произведенного продукта. Часто храмы выступали крупными торговцами), гос-ная. Крупные частные собственник; Ниппур – город, Мурашу – дом.

Появилось сословие рабов, которые могли иметь рабов. Долговая кабала практически исчезла, основной источник рабства – война и покупка. Наемные работники и рабы работали в царских, храмовых, частных хозяйствах.

 

Набонид и крушение державы. После смерти Навуходоносора II в 562 г. до н. э. вавилонская знать и жречество начали активно вмешиваться в политику и устранять не угодных им царей. После долгой междоусобной борьбы престол достался Набониду (556—539 гг. до н. э.). Отец его был правителем одного из арамейских племен, а мать — жрицей в храме бога Сина в Харране.

Хотя Набонид поклонялся традиционным вавилонским богам Мардуку, Нергалу, Шамашу и др., на первое место он постепенно стал выдвигать культ бога луны Сина. Так при помощи религии Набонид стремился создать могущественную державу, объединив вокруг себя многочисленные арамейские племена Передней Азии и объявив Сина вместо Мардука верховным государственным богом.

 

Воспользовавшись тем, что из-за войны с Персией мидийский царь Астиаг отозвал из Харрана свой гарнизон, Набонид в 553 г. до н. э. захватил этот город и распорядился о восстановлении разрушенного в 609 г. до н. э. во время войны с ассирийцами храма бога Сина.

Набонид завоевал также область Тейма в северной части Центральной Аравии и овладел караванным путем, шедшим по пустыне через оазис Тейма в Египет и имевшим большое торговое значение для Вавилонии. Набонид перенес в Тейму царскую резиденцию, поручив правление в Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру, упоминаемому в Библии как Валтасар.

 

Положение Вавилонии было безнадежно трудным: она почти со всех сторон была блокирована персами. Жреческие круги, недовольные религиозной политикой Набонида, готовы были помочь любому его противнику. Подавляющее большинство населения Вавилонии, земледельцы и ремесленники, безучастно относились к военным приготовлениям Набонида и готовы были без сожаления поменять старых правителей на новых. Вавилонская же армия, измотанная в многолетних войнах в Аравийской пустыне, вряд ли была в состоянии отразить натиск во много раз превосходящих сил прекрасно вооруженной персидской армии.

Весной 539 г. до н. э. персы выступили в поход и начали наступать вниз по долине реки Дияла. Мощные оборонительные сооружения, возведенные Навуходоносором II от Сиппара на западе до Описа на востоке, и хорошо укрепленный Вавилон могли бы отсрочить падение Вавилонии на продолжительное время. Но эти укрепления мало помогли Набониду, лишенному поддержки внутри страны.

 

В августе 539 г. до н. э. у города Опис близ Тигра персы разгромили вавилонское войско, которым командовал царевич Бел-шар-уцур. Обойдя укрепления, возведенные Навуходоносором II, и переправившись через Тигр к югу от Описа, персидская армия окружила Сиппар, оборону которого решил возглавить сам Набонид. После взятия слабо сопротивлявшегося Сиппара персами он направился в Вавилон, чтобы организовать оборону столицы, но тщетно. 12 октября 539 г. до н. э. вражеская армия вступила в Вавилон, а через семнадцать дней туда торжественно въехал персидский царь Кир П. Набонид был взят в плен и сослан в почетную ссылку правителем области Кармания (к востоку от Персиды), а его сын Бел-шар-уцур казнен.

 


 

Староассирийский период (20-16 вв. до н.э.)

 

В так называемый староассирийский период на востоке Северной Месопотамии существовали небольшие номовые государства: Ниневия, Арбелы с примыкающей сельскохозяйственной округой и др. Наиболее крупным среди них был город-государство Ашшур. Сам город Ашшур на рубеже III—II тысячелетий стал центром поклонения одноименному племенному богу расселявшихся вокруг ассирийцев — второй ветви аккадцев (первой являлись вавилоняне). Бог Ашшур также покровительствовал охоте и скотоводству. Ок. 2000 г. ему был построен храм, а сам город вскоре обнесен стенами. С этих событий и берет начало ассирийская государственность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.