Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное управление.






В руках «ишшиаккума» сосредоточиваются также и функции «укуллума». В связи с развитием ирригационного земледелия и военной политики роль правителя как верховного военачальника и организатора общественных работ в государстве все более возрастает. Ашшур-убаллит I эпизодически начинает употреблять новый титул — «шарру» (царь), а позднее появляется развернутая титулатура: «царь множеств, царь могучий, царь Ассирии». Царю подчиняется большой административный аппарат: от областеначальников до старост и советов «великих» каждой общины.

Роль ашшурского совета старейшин — органа ассирийской знати — постепенно уменьшается. Должность «лимму» обычно замещается членами царского дома. Цари начинают ограничивать права совета.

Однако роль совета все еще значительна. В XIV—XIII вв. до н. э. им создаются так называемые среднеассирийские законы, на основе которых старейшинами вершился суд в воротах города Ашшура. В конце периода Ашшур получает «иммунитет» — освобождение от всякого рода налогов и повинностей, что было явной уступкой царей ашшурской знати, и эти права ревностно сохраняются ею на протяжении всей дальнейшей истории Ассирии.

Ассирийцы продуманно стали создавать особую систему управления завоеванными областями, которая получает полное развитие в следующий, новоассирийский период. Это переселение их жителей в Ассирию или в другие подчиненные ей области, включение побежденных государств в состав Ассирии в качестве провинций, насаждение в них ассирийской военной и гражданской администрации, выработка системы налогового обложения и др.

 


 

Причины:

1. Приостановилось дальнейшее продвижение арамейских племен и прекратились их набеги на Ассирию.

2. Освоение железа и внедрение его в военное дело.

3. Благоприятствовала и международная обстановка: не было крупных конкурентов, наблюдалось военное затишье.

4. Была потребность экономики Ассирии в сырье, не имевшемся в стране или имевшемся в недостаточном количестве (металлы, дерево).

5. Побуждало к войне и стремление к грабежу чужих территорий, который осуществлялся как непосредственно во время военных действий, так и в виде единовременной дани, систематического выплачива­ния налогов, всевозможных даров в пользу государства-победителя.

 

Особенная активизация в правление двух царей: Ашшурнацирапала II (883—859 гг. до н. э.) и Салманасара III (859—824 гг. до н. э.).

При первом из них Ассирия успешно воевала на севере с племенами Наири. Ряд поражений ассирийские войска нанесли мидийским племенам, жившим к востоку от Тигра.

Ашшурнацирапала II предпринимает главные военные походы. Ему удалось разбить арамейские племена, жившие в Северной Сирии, и утвердиться на караванных путях, шедших через Сирийско-Месопотамскую степь к средиземноморским торговым центрам.

 

Завоевательную политику Ашшурнацирапала продолжал его сын Салманасар III, также действовавший в традиционных для Ассирии направлениях.

На севере велись войны с молодым Урартским государством. Салманасару III вначале удалось захватить его столицу и обратить в бегство урартского царя, но Урарту далее консолидировалось и войны с ним приняли затяжной характер.

Большой успех принесла ассирийцам борьба с Вавилоном. Их войска вторгались далеко в глубь страны и доходили до берегов Персидского залива. Вмешавшись в борьбу претендентов на вавилонский трон, Салманасар III помог утвердиться на нем тому из них, кто признал верховную власть Ассирии. В последнее десятилетие его правления имели место столкновения с мидянами на востоке.

В 856 г. до н. э. Салманасар III окончательно покорил княжество Бит-Адини, с которым воевал еще его отец.

Ожесточенное сражение произошло при городе Каркаре на реке Оронт в 853 г. до н. э.

Лишь в 840 г. до н. э., после шестнадцати походов за Евфрат, Ассирии удалось добиться решающего перевеса. Газаил, царь Дамаска, был разбит и осажден в свой столице, захвачена богатая добыча и многочисленные пленники.

 

IX век до н. э. был временем экономического и военно-политического подъема Ассирии, и его часто называют временем ее «второго возвышения». В 745-727 гг. до н.э. к власти в результате очередной гражданской войны приходит Тиглатпаласар III. Ему предстояло решить сразу множество задач: заселить опустошенные завоеваниями земли; реорганизовать управление провинциями, чтобы пресечь попытки к отделению; удовлетворить экономические запросы различных группировок верхушки ассирийского общества; реорганизовать и укрепить армию.

 

*Была реорганизована и армия. Теперь она состояла из постоянного профессионального войска, находившегося на полном содержании у царя. Армия была единообразно экипирована и превосходно обучена. Воины на полном царском довольствии. Ассирийцы первыми начали широко применять стальное оружие. Они же впервые ввели два новых рода войск - регулярную кавалерию и инженерные (строили переправы). Новая ассирийская армия имела превосходно налаженную службу разведки и связи. Была введена разведка. 120 000 воинов!

 

*Реорганизовал систему управления государства: ввод провинциальной системы (Прежние большие области были разделены на множество мелких, во главе их стояли уже не наместники, а " областеначальники", по большей части из евнухов).

 

*Политика переселения народов.

Восстановил политику. Тиглатпаласар явился в Вавипонию как восстановитель порядка и спокойствия. 729 г. – Тиглатпаласар предпочел короноваться в качестве вавилонского царя (под именем Пулу), объединив таким образом всю Месопотамию личной унией.

 

*Активная военная политика.

В Вавилонии он прошел до самого Персидского залива, племена Загроса и созданы две новые области. Поход начался в 743 г., борьба с Урарту за Сирию. Взял Арпад, в это время центр Северосирийского союза. Поход был повторен в 738 г. Многие страны Сирии, а также юго-востока Малой Азии (Табал) и арабские племена Сирийской полупустыни были. В Сирии были созданы новые провинции. в " страну могучих мидян". В 735 г. Урарту и осадило его столицу Тушпу. Но взять ее с налета не удалось, но всю страну, нанеся урартам страшный ущерб. Последующие годы Тиглатпаласар III провел в Сирии и Палестине, где дошел со своим войском до самой Газы на границе Египта. В 732 г. был взят Дамаск, стоявший во главе почти всех антиассирийских движений. Ассирийская гегемония в Сирии была, таким образом, вновь подтверждена и закреплена.

 

Наследнику Тиглатпаласара III, Салманасару V (726-722 гг. до н.э.), досталась империя, простиравшаяся от Персидского залива до Средиземного моря. Возможно, переоценив свое могущество, Салманасар V попытался отменить привилегии священных храмовых городов. Поэтому его царствование оказалось недолгим. Он умер (или, скорее, был убит) во время осады Самарии, столицы Израильского царства.

Новый царь, Саргон II (722-705 гг. до н.э.), его права на престол были весьма проблематичны. Саргон начал с внутренних дел. Он привлек на свою сторону горожан и жречество (в том числе и в Вавилонии).

Поход на Вавилонию, предпринятый в 720 г., оказался неудачным: ассирийцы потерпели поражение.

721 г. – разрушен Израиль.

 

Синаххериб (705-689 гг. до х.э.) в отличие от своего отца был сторонником военной партии, а со жрецами и горожанами не ладил. В своей политике он опирался исключительно на грубую силу. Он пренебрег совершением коронационных обрядов в Вавилоне, вследствие чего там вновь захватил власть Мардук-апла-иддин, немедленно возобновивший союз с Эламом и получивший от него военную помощь.

Его кощунственная жестокость ужаснула всю Переднюю Азию, но вместе с тем вы-звала серьезное недовольство даже в самой Ассирии. Наследником престола Синаххерибу пришлось назначить сторонника жреческой партии, своего младшего сына Асархаддона, сына вавилонянки. Все ассирийцы " от мала до велика" присягнули новому наследнику, но это, естественно, вызвало недовольство его старших братьев. На границах империи тоже начинались смуты, некоторые государства вернули себе независимость (Табал в горах на юго-востоке Малой Азии), а Урарту снова отвоевало Муцацир.

В действительности же он нажил множество недоброжелателей среди людей, и не исключено даже, что вдохновителем убийства был сам Асархаддон. Впрочем, Асархад-дону (689-669 гг. до н.э.) пришлось предпринять поход на Ниневию, чтобы отстоять свои права на престол. Привилегии ассирийских и вавилонских городов были вновь подтверждены и расширены, а подати в пользу храмов увеличены.

Много волнений на политической арене беспокоили Асархаддона. Победы, которые еще продолжала одерживать Ассирия, доставались ей со все большим трудом. Но все-таки Ассирия была очень сильна. Хотя первый поход в Египет в 674 г. окончился неудачей, Асархаддон предпринял в 671 г. новый поход, разгромил армию фараона Тахарки и захватил Мемфис. Он принял титул " царь царей Египта, Верхнего Египта и Эфиопии", т.е. проявил намерение продолжать захват долины Нила. Но как только Асархаддон вернулся в Ассирию, в Египте начались волнения. Ассирийские гарнизоны оказались в осаде. В 669 г. Асархаддон снова повел войска на Египет, но дорогою умер.

 

Наследником его стал Ашшур-бан-апли (Ашшурбанапал). А его брат - вавилонским царем, однако верховная власть над обоими царствами вручалась Ашшурбанапалу. Такое решение таило в себе семена будущего конфликта между братьями, но на первое время все обошлось благополучно. Еще при жизни Асархаддона все население Ассирии было приведено к присяге на верность Ашшурбанапалу. Он смог беспрепятственно занять ассирийский престол (669-631 или 629 гг. до н.э.). Через несколько месяцев его старший брат короновался в качестве вавилонского царя.

он почти никогда не принимал личного участия в военных походах. Но он в самом деле был довольно образован. В своем ниневийском дворце он собрал огромную библиотеку - более 20 тыс. превосходно выполненных клинописных табличек, своего рода энциклопедию тогдашних знаний и литературы.

 

В 655 г. Ассирию постиг тяжелый удар: Египет вернул себе независимость. Ашшурбанапал не решился послать против него войска - из-за угрозы со стороны Элама. В 653 г. эламский царь ТеУмман вторгся в Южную Месопотамию, был разбит, собрал новое войско и снова потерпел поражение, погибнув в этом бою вместе с сыном. Элам был отдан под власть царевичей, нашедших в свое время приют в Ассирии.

 

Тем временем на нее надвинулась еще более грозная опасность - мятеж Шамаш-шум-укина, брата Ашшурбанапала и номинального царя Вавилона. Ему удалось привлечь на свою сторону Египет, сирийских и палестинских царей, шейхов арабских племен, мидян, Элам и Приморье. Всех их объединяла ненависть к Ассирии и надежда сбросить ее тяжелое ярмо. Впрочем, многие племена и города Южной Месопотамии сочли более вы-годным сохранить верность Ассирии.

Военные действия начались в 652 г. Ашшурбанапал по обыкновению действовал силой и хитростью. Вавилон после трехлетней осады и ужасающего голода пал в 648 г.

 

Последним походом Ашшурбанапал руководил лично и победителем вступил в Сузы. Город был разрушен до основания. Ашшурбанапал вывез в Ниневию неисчислимые сокровища, статуи богов и даже кости эламских царей, а также огромное число пленных. Элам после этого разгрома утратил свое прежнее значение " великой державы".

 

Падение Ассирии:

1. Борьба внутри страны

2. Ассирийское вооружение переняли соседние государства.

3. Постоянные восстания против Ассирии

 

Между тем вокруг Ассирии сгущались тучи. В 626 г. халдей Набопаласар захватил царскую власть в Вавилонии. Еще раньше к востоку от Ассирии разрозненные племена мидян объединились в Мидийское царство. Опасность с этой стороны была особенно велика: Так закончила свое существование первая в истории человечества " мировая" держава.


 

Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого из них были и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Это были бог неба Ану, бог земли Энлиль (аккадцы называли его также Белом) и бог вод Энки, или Эа. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. Каждому божеству приписывались особые функции. Энлиль, центром которого был древний священный город Ниппур, был богом судьбы, создателем городов, а также изобретателем мотыги и плуга. Большой популярностью пользовались бог солнца Уту (в аккадской мифологии он носит имя Шамаш), бог луны Наннар (по-аккадски Син), считавшийся сыном Энлиля, богиня любви и плодородия Инанна (в вавилонском и ассирийском пантеоне — Иштар) и бог вечно живой природы Думузи (вавилонский Таммуз), олицетворявший умирающую и воскресающую растительность. Бог войны, болезней и смерти Нергал отождествлялся с планетой Марс, верховный вавилонский бог Мардук — с планетой Юпитер, Набу (сын Мардука), считавшийся богом мудрости, письма и счета, — с планетой Меркурий. Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур.

Вначале Мардук был одним из самых незначительных богов. Но его роль начала расти вместе с политическим возвышением Вавилона, покровителем которого он считался. Согласно вавилонскому мифу о со­творении мира, первоначально существовал лишь хаос, олицетворенный в виде чудовища по имени Тиамту. Последняя породила богов, которые, однако, вели себя очень шумно и стали постоянно беспокоить свою мать. Поэтому Тиамту решила погубить всех богов. Но бесстрашный Мардук решился на единоборство с чудовищем, заручившись согласием остальных богов на то, что в случае его победы они станут повиноваться ему. Мардуку удалось одолеть Тиамту и убить ее. Из ее тела он сотворил небо со звездами, землю, растения, животных и рыб. После этого Мардук создал и человека, смешав глину с кровью одного бога, казненного за переход на сторону Тиамту. Миф этот вавилоняне заимствовали от шумеров лишь с незначительными отклонениями. Естественно, в соответствующем шумерском мифе Мардук, бог Вавилона, вовсе не упоминался, и героем-победителем чудо­вища был Энлиль.

Против злых духов стре­мились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных. Особенно популярны

были так называемые ламассу, которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.

Шумеры и аккадцы верили в загробный мир.


 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.