Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III династия Ура.






За время более чем столетнего правления III династии Ура в Шумеро-Аккадском царстве произошли некоторые изменения в экономике. Была полностью восстановлена прежде нарушенная ирригационная систе­ма, предпринято строительство новой обширной сети каналов, на царско-храмовой земле были организованы в больших масштабах земледельческие и скотоводческие хозяйства, ремесленное производство в царских мастерских, увеличен объем монополизированной государством внешней торговли с соседними странами, унифицирована система мер и весов внутри страны.

 

Основную массу земель при III династии Ура составлял царский земельный фонд, вобравший в себя земли местных правителей, все храмовые владения и вновь завоеванные территории. Царская земля делилась на несколько категорий. Часть земли была собственно царской.

Общество Месопотамии времени III династии Ура приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер. Господствующее положение принадлежало в нем классу рабовладельцев, представленных служилой, в том числе военной знатью.

 

Цари III династии Ура, стремясь приостановить процесс неуклонного разорения, запретили куплю-продажу общинных земель.

Класс рабов увеличился количественно за счет военнопленных, захваченных во время походов и при подавлении восстании, а также за счет проданных в рабство разорившихся свободных. Цена на рабов была не­велика: раб стоил 9—10 сиклей, рабыня — вдвое или втрое меньше.

 

Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную форму древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда «царем четырех стран света». Власть царя идеологически обосновывалась религией.

 

Со времени правления Шульги (2093—2047 гг. до н. э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчи­нено царю. Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезает и местная общинная знать.

Основные земли – гос-ные.

Вся страна была разделена на наме­стничества, которыми управляли назначае­мые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский — «энси», аккадский —«ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю. Был организован царский суд. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы.

 

Для нужд судебного ведомства был создан один из древнейших судебников в мире — законы Шульги.Внешняя политика государства в эпоху III династии Ура не отличалась активностью. Совершались отдельные походы в северные районы Месопотамии и восточные области Ирана, сделавшие их подвластны­ми Шумеро-Аккадскому царству. Но приходилось больше заботиться о сохранении спокойствия внутри государства, где существовали весьма острые социальные противоречия и напряженная обстановка. С запада на Месопотамию надвигались кочевые племена амореев, против которых была воздвигнута система укреплений. Строи­лись крепости и на востоке — для защиты от кутиев и эламитов.

 

На юге страны — в Ларсе — возникло царство, основанное одним из вождей наемников-амореев. Удар нанесли и эламиты, которые вторглись в Месопотамию, разрушили Ур, захватили статуи богов и увели в плен в Элам последнего представителя царской династии (2003 г. до н. э.).

 


 

В XX-XIX вв. до н.э. приобретает независимость и возвышается город Вавилон, где воцарилась I Вавилонская, или Аморейская, династия, время правления которой называют Старовавилонским периодом (1894— 1595 гг. до н. э.).

Его местоположение в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом, было стратегически удобным и для нападения, и для обороны. Здесь сходились основные звенья ирригационной сети — основы жизни всей Южной Месопотамии, проходили важнейшие сухопутные и речные пути всей Передней Азии.

Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии—Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э). Первоначально Хаммурапи заключил договор о взаимопомощи с Ларсой и начал захват городов юга, подчинив себе Урук, а затем и Иссин. Далее его внимание было переключено на государство Мари, только что освободившееся от власти Ассирии. Опираясь на союз с Мари (дружественные отношения с представителем династии Зимрилим), Хаммурапи разгромил Эшнунну. Следующий удар союзников обрушился на Ларсу. Рим-Син был побежден и бежал в Элам, его царство также досталось Хаммурапи.

 

Теперь на территории Месопотамии осталось два крупных государства: Вавилон, объединивший под своей властью всю южную и среднюю часть страны, и его союзник Мари, чей правитель считал себя «владыкой Верхней страны».

 

В 1759 г. до н. э. Хаммурапи, имея вполне благовидный предлог — разрыв Зимрилимом союза, — появился под стенами Мари, захватил город и подчинил себе это крупное северомесопотамское государство. После разгрома государство Мари перестало существовать.

 

На севере осталась лишенная союзников ослабевшая Ассирия, крупнейшие города которой (Ашшур, Ниневия и др.) признали власть Вавилона.

35 лет царствования Хаммурапи ушли на создание обширной Вавилонской державы, раскинувшейся по всей территории Месопотамии. За эти годы Вавилон из небольшого города превратился не только в столицу нового огромного государства, но и в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

 

Экономика Вавилонского государства базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, внешней и внутренней торговли.

Расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных (сезам) культур.

Развивалось скотоводство. В законах упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, ослы.

Ремесло представлено самыми различными профессиями: строителя домов, кораблей, столяра.

 

Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия. Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши.

Торговля была предметом особой заботы государства, и ею занимались специальные торговые агенты — тамкары, которые вели крупную государственную и собственную торговлю, притом часто осуществляли ее через более мелких торговцев-посредников. Важнейшими торговыми центрами были Вавилон, Ниппур, Сиппар, Ларса, Ур.

 

Свободный полноправный гражданин именовался «авилум» — «человек» (крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне-общинники, ремесленники).

Кроме свободных в вавилонском обществе имелась такая категория, как мушкенумы. Они работали в царском хозяйстве.

Низший класс вавилонского общества составляли рабы («вардум»). Источниками рабства служили война, имущественное расслоение. Рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт: рабы могли иметь небольшое имущество, которым в конечном счете распоряжался хозяин, могли вступать в брак со свободными женщинами, сохранявшими при этом свои гражданские и имущественные права, дети от таких браков считались свободными.

 

Сформировалось судебное ведомство. Видное место в нем занял царский суд, сосредоточивший в своих руках основные судебные функции.

Создание централизованного Вавилонского государства и возвышение Вавилона нашли в дальнейшем свое отражение и в религиозном культе: во главе пантеона был поставлен местный бог, покровитель города Вавилона Мардук, некогда бывший одним из младших богов. Мифы приписывали этому богу функции демиурга — творца Вселенной и людей, царя богов.

 

Самсуилуна – сын Хаммурапи – (1749—1712 гг. до н. э.). Пытается поддерживать свой престиж, строит зиккураты и украшает храмы, воздвигая в них золотые троны в честь богов, проводит новые каналы. Однако на юге вавилонян теснят эламиты; восстает Сиппар, стены и храмы которого с ожесточением разрушаются в ходе подавления мятежа; вскоре отпадает Иссин.

Внешнеполитическая обстановка также становится все более неблагоприятной для Вавилона. Все активнее проникают на его территорию воинственные племена касситов. На северо-западе Месопотамии расселяются хурриты, которые отрезают Вавилонию от основных торговых путей. Вторжение хеттов в Вавилонию в 1595 г. до н. э. – разорение Вавилона, увоз статуи бога-покровителя Мардука, кладет конец правлению I Вавилонской династии и завершает трехстолетний старовавилонский период.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.