Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Лекция 5. Документальные источники
Эти источники мы можем обозначить объединенным понятием акты. Акты - документы юридического характера, фиксирующие правовые отношения между двумя и более контрагентами. В качестве контрагентов могут выступать физические и юридические лица, а также государство. В эту группу документов входят акты в узком смысле этого слова, т. е. документы, в которых по определенным нормам фиксировались сделки; а также и в более широком смысле - вообще все официальные материалы: жалованные грамоты верховной власти и центральных учреждений, записи, протоколы и т. п., составленные в том порядке, который предусматривался законом. То есть это документы, в которых оформлялись судебные решения, фиксировались имущественные или иные права, привилегии, обязанности, удостоверялись юридические факты. Документы могут фиксировать отношения только между частными лицами, частным лицом и государством, церковью и государством, а также между государствами. Исходя из этого документы можно разделить на несколько видов. 1. Публично-правовые акты: а) акты светских властей, б) акты церковных властей. 2. Публично-частные акты. 3. Частные акты. 4. Делопроизводственные документы. Как различать документальные и законодательные источники, если они исходят от государственной власти? Главное различие состоит в том, что в законодательстве верховная власть выступает как источник права и создает правовую норму, а в актах верховная власть действует на основе уже существующих норм, как одна из сторон. В чем состоит анализ актового материала? Есть специальная наука, занимающаяся изучением актов, - дипломатика. Наиболее успешно она разрабатывается на средневековом материале. Но она мало привлекает внимание исследователей XVHI-XX вв. В то время как актовые источники, особенно частноправовые акты, содержат очень ценную информацию, которую трудно почерпнуть из какого-либо другого источника. Но однако для получения такой информации необходимо исследовать репрезентативные комплексы актов. Документальные источники очень хорошо поддаются обработке с помощью математических методов исследования, но для этого нужно располагать достаточно большим количеством исследуемого материала. Из всех видов актов хуже всего сохранялись частноправовые документы, поскольку они имели значение лишь для лиц, вступавших в договорные отношения. В связи с этим они не поступали на государственное хранение, но даже сохранившиеся акты распылены по различным хранилищам и фондам. Поэтому, прежде чем применить к актовому материалу методы математической статистики, необходимо тщательно исследовать достоверность отдельных актов и их комплексов, а также установить степень полноты дошедшего до нас актового материала. Изучение актов начинается с анализа их внешней формы: материала, на котором написан документ, почерка, хронологии, знаков, удостоверяющих документ. По результатам такого анализа делается вывод о подлинности данного акта - действительно ли он создан в то время, в том месте и тем человеком, как это указано в тексте. Однако это лишь предварительный этап оценки данного акта как исторического источника. Основная работа по его изучению начинается с исследования внутренней формы - структуры и стилистики текста. Структуру текста акта принято называть формуляром. Формуляр более или менее стабилен. Он состоит, как правило, из стандартных оборотов, расставленных в определенном порядке. Документ может быть не подписан или не датирован. Поэтому изучение текста акта необходимо начинать с выяснения его происхождения. Проблемы происхождения очень сложны и не всегда могут быть решены. Для их решения нужно провести историко-юридический, историко-географичес-кий, историко-политический и историко-экономический анализ условий создания изучаемого текста. Историко-юридический анализ заключается в сравнении акта с законодательными источниками своего времени, чтобы выяснить, какие нормы и как отразились в изучаемом документе. Кроме того, такое сравнение помогает понять, как реализовывались на практике существующие юридические нормы. В ходе историко-географического анализа идентифицируются те географические названия, которые упоминаются в акте. Это не только конкретизирует географическое происхождение акта, но и дает важную информацию для разных исторических реконструкций (например, уточняет представление о владениях того или иного лица или целого рода). При историко-политическом анализе сопоставляются сведения, сохранившиеся в данном акте, со сведениями других видов источников. Благодаря этому воссоздаются обстоятельства политической борьбы, породившие документ, конкретизируется состав участников происходивших событий (международных договоров, договоров между различными политическими группировками, между церковью и государством и т.д.). Историко-экономический анализ является важной составной частью реконструкции экономической истории района или региона, в котором был создан изучаемый акт. Например, анализируя договоры займа необходимо знать, каковы были официально допустимые проценты по займу в той стране и в то время, которые вы изучаете. Без этого невозможно определить адекватность картины, полученной при анализе актового материала. Наиболее сложно в изучении актового материала определить степень достоверности информации, полученной из того или иного акта. До сих пор методика и практика выяснения того, насколько она соответствует реальным событиям и обстоятельствам, слабо разработана. Одной из причин такого положения является то, что традиционно акты относились к категории источников, которая в меньшей степени чем, например, мемуары, нуждается в критическом анализе. Поэтому основное внимание уделялось проблемам установления подлинности актового материала. Между тем верное понимание исторической информации, заключенной в акте, невозможно без всестороннего сопоставления с известными реалиями прошлого.
Статистические источники Статистика - система сбора сведений для обеспечения обратной связи в системах управления разного уровня и выработки управленческих решений. Существует множество определений слова «статистика». Историки чаще всего имеют дело с выраженной в цифрах количественной стороной общественно значимых явлений. Статистические документы - наиболее сложный вид исторических источников. Английский политический деятель Дизраэли замечал: «Есть три способа обманывать людей: уклончивый ответ, прямая ложь и статистика». В то же время нет ничего убедительнее, чем добротные, надежные цифры. Английский премьер-министр Мак Миллан сравнил статистические сведения, необходимые правительству для руководства страной, с данными о больном - температура, пульс, болезни в прошлом, без которых врач не может осуществлять лечение. Существует несколько способов статистического учета. Они могут различаться: а) по выбору объекта учета - единичный, отраслевой, всеобщий (завод - машиностроение - народное хозяйство в целом); б) по ширине, глубине, разнообразию - учет по отдельным показателям (урожайность) или по их группе, монографические описания (все стороны деятельности народного хозяйства); в) по количеству охватываемых объектов - выборочные (5%, 10%), массовые или всеобщие (переписи) и регулярные (годовые, квартальные, месячные); г) по способам выражения учета - формирование абсолютных данных и относительных (в процентах). Можно также выделить разовый временной срез, обычно на начало или на конец года, и динамичный погодный ряд. При сравнении сведений является важным, чтобы они были однотипными (например, только переписи), составленными по одинаковым или схожим программам, сопоставимыми хронологически и территориально. Можно, конечно, внеся определенные коррективы, сравнивать и первоначально несопоставимые материалы. Если эти условия не будут соблюдаться, то могут возникнуть мнимые противоречия источников, или данные разных источников окажутся несопоставимыми. Статистические материалы являются важными историческими источниками для изучения экономического, внутриполитического и внешнеполитического состояния любого государства. Статистика дает сведения (ежегодные, ежеквартальные, ежемесячные и еженедельные) по комплексу важных проблем: они касаются территории страны, ее естественных богатств, состава населения, национальных богатств и их распределения, состояния промышленности, сельского хозяйства, транспорта, денежной системы, цен и сферы обращения, политических партий и массовых организаций, заработной платы, прямых и косвенных налогов, индекса стоимости жизни, доли различных слоев в национальном доходе, производительности труда, форм социальной борьбы, бюджета и его распределения по отдельным статьям и др. Таковы лишь некоторые, наиболее важные виды статистических данных. Но какой бы аспект истории любой страны ни стал объектом научного изучения, статистические данные, несомненно, способствуют более правильному его выяснению, они дают возможность понять общие закономерности развития общества и конкретные их проявления. Вышесказанное не означает, что статистические материалы являются универсальными историческими источниками, которые можно использовать для характеристики абсолютно всех сторон жизни общества. К статистическим материалам целесообразно прибегать в тех случаях, когда сущность изучаемых явлений можно лучше охарактеризовать с помощью количественно-цифровых показателей. Но многие вопросы культурной, идеологической жизни, общественных настроений трудно выразить только в цифровых показателях. Если есть возможность, то сухие статистические источники желательно совмещать с эмоциональными мемуарными материалами или актовым материалом. Например, при описании инфляции в Германии в 1923 г. можно привести такие статистические данные: в этом году 1 доллар стоил: 2 января -7260 марок, 2 мая - 31700, 2 июля - 160 тыс., 1 августа - 1, 1 млн, 1 октября - 242 млн, 1 ноября - 130 млрд, 1 декабря - 4, 2 биллиона марок. Мемуаристы же рассказывают, что, получив зарплату, все стремились истратить ее тут же, ибо спустя несколько дней она превращалась в кучу бумаги. Или вспоминают, как некий профессор, пообедав с приятелем в ресторане, обнаружил, что не может расплатиться, так как во время обеда курс марки вновь резко понизился1. Можно ли определить время появления статистических источников? Отдельные элементы учета появились уже в древние времена в связи с потребностью государства в определении состава населения, численности армии, размеров налогового обложения. Но возникновение статистического учета, статистики как науки связано с появлением крупного производства в период нового времени. Важной вехой на ее пути явилась школа «Политической арифметики», основателем которой был Уильям Пегги (1671-1773). Представители этой школы широко использовали учет как прием анализа экономической жизни той или иной страны. Их заслуга состоит в постановке теоретических вопросов, практическом применении различных методов статистического учета, статистических наблюдений, метода группировки как важного этапа обработки статистических данных в построении статистических сводок. Кроме школы «Политической арифметики» в ХУШ в. возникла «Описательная школа», представители которой составляли сборники сведений о различных сторонах экономической и политической жизни отдельных стран. Наиболее выдающимися представителями этого направления были немецкие ученые Ахенвальд и Шлецер, определявшие статистику как науку, которая дает цифровое описание государства. К концу XVBT в. в различных странах накопилось большое количество учетно-статистических данных и были сделаны попытки разработать некоторые приемы статистического учета. В конце XIX и начале XX в. в связи с быстрыми темпами развития промышленного производства, как и других отраслей хозяйства, значительно возрастает потребность в более полном, многообразном учете основных показателей хозяйственного, политического и культурного развития стран. Если раньше статистические сборники, как правило, содержали небольшое количество разделов, учитывающих только наиболее важные показатели (территорию, население, финансы, промышленность, транспорт, сельское хозяйство) и носили довольно общий характер, то к концу XIX - началу XX в. каждый из этих показателей детализируется. Появляются новые отрасли учета, связанные с данными по каждому виду сферы производства, сферы обращения, средств связи. Усиление вмешательства государства в процесс производства и регулирования экономики привело к усилению централизации учета по всем показателям. Подготовка статистических материалов все более и более сосредоточивалась в руках специальных государственных органов. Усиление роли государственных статистических публикаций не умаляет значение публика-
См Биск А Я Курс лекций по источниковедению новой и новейшей истории Тамбов. 1971 С 38 цин частных предприятий - отчетов различных фирм, ведомств, монополистических объединений. Организация статистики в западноевропейских странах неоднотипна. В течение длительного времени сбор, обработка и публикация статистических материалов были децентрализованы. Этим занимались многочисленные организации, которые часто ничего общего друг с другом не имели. Только в 30-40-е гг. XX в. стали создаваться центральные статистические управления, которые взяли на себя роль координирующих центров в деле сбора, обработки и публикации статистических материалов. Такие организации были созданы в Англии, Франции, Германии, США и др. Например, в США государственными статистическими органами являются: а) Бюро переписи, считающееся главным статистическим органом страны. Оно было создано в 1902 г., хотя переписи населения США начали производиться с 1790 г.; б) Бюро статистики труда, входящее в состав Министерства труда. Оно было создано в 1884 г.; в) Служба сбыта с/х продуктов при Министерстве сельского хозяйства, ведающая статистикой сельского хозяйства. Она была создана в 1953 г.; г) Национальное управление статистики естественного движения населения Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения. Это управление занимается разработкой и публикацией официальных национальных отчетов о смертности, рождаемости, браках, разводах и заболеваемости. В Англии статистические данные собирали отдельные ведомства и учреждения, имевшие специальные отделения статистики, которые обрабатывали поступающие к ним сведения. В 1941 г. в стране было создано Центральное статистическое управление. Оно координирует статистическую работу государственных учреждений, готовит статистические сводки, собирает сведения от ведомств. Статистическую работу ведут несколько постоянных межведомственных комитетов. Почти во всех европейских странах применяются одни и те же методы получения статистических данных: переписи и различные обследования, проводимые как фронтально, так и выборочно. Применяются анкетный метод, метод опросов. В каждой из стран статистические данные публикуются в государственных и частных изданиях.
Критический анализ статистических источников Исследователь, использующий эти важные исторические источники, должен учитывать, что в его распоряжении, обычно, находятся сборники документов, предварительно обработанные и сгруппированные статистиками, т. е. исследователь получает те или иные сведения как бы из вторых рук. Сбор первичных сведений осуществляется либо путем устного опроса по заранее составленным пунктам, либо путем письменного анкетирования. Следующим этапом является обобщение собранных сведений, т. е. их обработка и систематизация. На этой стадии для наглядности собранным сведениям придается вид статистических таблиц, графиков и диаграмм. Например, при работе с результатами переписи населения исследователь имеет дело не с первичным массивом данного источника, т. е. с самими анкетами. Он изучает вторичную, обработанную и обобщенную информацию. Конечно, в какой-то мере это компенсируется тем, что первичный анализ данных уже проведен. Здесь уместно заметить, что любой массовый источник без первичной обработки его данных мало о чем говорит исследователю. И на этапе первичной обработки очень важна помощь ЭВМ. Как правило, ближе всего к действительности данные о численности населения, возрастном составе, распределении по профессиям. Но даже они зависят от тех методик, которые применялись при сборе материала. Гораздо сложнее обстоит дело с определением уровня жизни населения, доходов отдельных предприятий, бюджетных ассигнований и т. п. Трудности при сборе статистических данных связаны как с объективными причинами, так и с сознательной фальсификацией. Сознательная фальсификация встречается при определении доходов предприятия, издержек производства, оплате женского и детского труда и т. п. Статистические данные о внешней торговле иногда сознательно фальсифицируются, а иногда являются неполными в силу объективных причин. Например, во Франции, США, Бельгии, Англии, Австрии уже с первой половины XIX в. ежегодно публиковались статистические отчеты по внешней торговле. Они носят официальный характер и выпускаются государственными учреждениями (Министерством финансов или Министерством торговли). Но они не учитывают «скрытую торговлю» военными материалами или товарами стратегического значения. В годы Первой и Второй мировых войн в ряде воевавших и нейтральных стран статистика внешней торговли была засекречена. Это затрудняет статистические подсчеты за тот период. Это касается не только западных стран, но и России. Если мы откроем любой статистический справочник 80-х гт. XX в. и посмотрим раздел «Внешняя торговля», то не найдем даже намека на поставки Советским Союзом оружия за рубеж. Но если заглянуть в публикации Стокгольмского института по исследованию проблем мира, Лондонского института стратегических исследований, то можно обнаружить, что СССР довольно представительно участвовал в мировых поставках оружия. Так что это было секретом исключительно для советских людей. Он стал раскрываться лишь после агрессии Ирака против Кувейта в 1990 г., когда выявилась роль СССР в вооружении Ирака. Достаточно осторожно нужно относиться и к демографическим данным. Серьезные проблемы имеются как при первичном сборе материала, так и при обработке этих данных.
Начало регулярных переписей населения относится к концу XVIII - началу XIX в. В США первая перепись была организована в 1790 году. Она положила начало регулярному проведению один раз в десять лет переписи населения. В Англии и Франции переписи населения проводятся с 1801 года. К концу XIX в. регулярная перепись населения велась во всех европейских странах. Но данные первых переписей были далеко не точными. В США, например, при проведении первых цензов старики и дети часто не регистрировались, рабовладельцы преуменьшали число принадлежавших им рабов. Много ошибок было обнаружено и в цензе 1840 года. Не лишены также дефектов первые переписи, проведенные в Англии, Франции и других странах. Нужно иметь в виду, что оплата регистраторов зависела от количества лиц, ими переписанных. При отсутствии достаточного контроля это вело к злоупотреблениям. Техника проведения переписей улучшилась во второй половине XIX века. Была создана целая система регистрации естественного движения населения: установление единого дня проведения переписи в отдельных странах, подготовка счетчиков, проведение переписей не только в метрополиях, но и в колониях. Но и это не избавило от ошибок. Применение в настоящее время в отдельных регионах мира метода аэрофотосъемок для статистических подсчетов прибавило дополнительные проблемы. Чтобы оперировать статистическими источниками, нужно знать, хотя бы в общих чертах, те характеристики отдельных видов статистических данных, о которых мы говорили. И приводя те или иные цифры или проценты, обязательно оговаривать, откуда они взяты и каким образом эти данные появились (в результате применения какой методики статистических подсчетов, кем проведены и пр.). Лекция 6. НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Характерные для периода средних веков повествовательные источники, такие как летописи и хроники в период нового времени, уже не были распространены. Все большее значение приобретают мемуары, воспоминания, дневники, биографии и т. п. Характеристику нарративных источников изучаемого периода логично начать с мемуаров. Слово «мемуары» происходит от латинского «теплопа», т. е. «память». Мемуары, т. е. воспоминания, записи личных наблюдений, часто с примесью автобиографических моментов, появились только со времени Возрождения и связаны с интересом гуманистов к человеческой личности. Главное назначение мемуаров - запечатлеть для современников и потомства свой опыт участия в исторических событиях, осмыслить себя и свое место в них. Мемуары условно можно разделить на 3 вида - автобиографии, воспоминания и дневники. В основе различия - цель написания. Мемуары - необычайно богатый источник. Можно отметить несколько важных свойств этого типа источников. Во-первых, они содержат очень большое число деталей о быте и нравах, яркие характеристики людей. Мемуары знакомят нас с одеждой, питанием, жилищем, работой, отдыхом, развлечениями - с разными сторонами быта прошлого; со складом ума, с надеждами и идейными устремлениями прошлых поколений - с нравами прошлого. Это роднит мемуары с художественной литературой. Порой история и литература в равной мере считает их своими источниками. Мемуары позволяют историку судить о прошлом без модернизации мышления наших предков, смотреть на него не с точки зрения современного человека. То есть если мемуары теперь редко открывают новые факты, то они дают возможность глубже понять уже известные факты. Во-вторых, можно отметить большую ценность мемуаров для истории идеологии, политики и социальных отношений. Именно из-за своей субъективности они содержат богатый материал, позволяющий представить интересы социальной и политической группы, к которой примыкал автор, а иногда взгляды и программы его врагов. В-третьих, если автор был крупным политическим деятелем, он сообщал и о таких фактах, которые не находили места в официальных документах: о секретных совещаниях, о частных беседах и мнениях руководящих политиков, о тайных мотивах принятия тех или иных решений и т. п. Но вместе с тем среди других описательных источников мемуарам в наибольшей степени присуща недостоверность. Как правило, от мемуаристов нельзя ждать точной хронологии, строгой последовательности в изложении фактов, наконец, элементарной правдивости. Даже лучшие из мемуаристов о многом умалчивают, преувеличивают свою роль в событиях. В ряде случаев встречается сознательное и часто очень тонкое искажение действительности. В силу недостоверности мемуары должны использоваться в сочетании с документальными источниками. Для иллюстрации этого можно привести пример из истории Франции XVD века. От первой половины века до нас дошли мемуары Сюлли и Ришелье. Герцог Сюлли был участником гражданских войн и сюринтендантом финансов при Генрихе IV. Его мемуары называются «Принципы государственного хозяйства» (1611-1617). Основной целью этого произведения было прославление Генриха IV и его верного министра. Изложение имеет форму речей секретарей Сюлли, обращенных к нему, что дало автору возможность восхвалять себя не от первого лица. В XVIII и XIX в. репутация мемуаров Сюлли в качестве источника по истории правления Генриха IV и регенства Марии Медичи стояла очень высоко. Но критические исследования конца XIX - начала XX в., опиравшиеся на изучение документальных источников, подорвали эту репутацию. Многие письма Генриха IV, которые приведены Сюлли в своих мемуарах, оказались подложными. Были обнаружены многочисленные искажения фактов. Похоже сложилась судьба мемуаров кардинала Ришелье. Достоверность их тоже не вызывала сомнений до начала XX века. Но в 1907 г. в связи с новым научным изданием была проделана большая критическая работа. В результате оказалось, что мемуары Ришелье не являются таковыми в точном смысле слова. Это что-то вроде апологии кардинала, составленной по его приказанию и под его наблюдением. Факты в них подобраны с таким расчетом, чтобы возвеличить роль Ришелье. Поэтому ни мемуарам Сюлли, ни мемуарам Ришелье нельзя доверять при изложении хода событий. Но они представляют большой интерес для изучения идеологической истории, способов создания нужного общественного мнения и пр. Мемуарная литература XVlIi-ХХ вв. очень обширна и чрезвычайно разнообразна как по содержанию, так и по форме. Наиболее распространены воспоминания. Они, как правило, рассказывают о делах не только личных, но и общественно-политических. Одни воспоминания пишутся и публикуются спустя много лет после описываемых событий, другие - сразу по свежим следам этих событий. В ряде случаев содержанием мемуаров является не рассказ о лично пережитых событиях, а изложение жизненной позиции, мыслей и воспоминаний исторических личностей, которых хорошо зная мемуарист. Примером такого рода воспоминаний в новейшее время могут служить воспоминания Эллиота Рузвельта «Его глазами» (М., 1947). Он излагает взгляды своего отца Франклина Рузвельта по некоторым внешнеполитическим вопросам, основываясь на личных беседах с отцом, на наблюдениях за ним во время участия в международных встречах и пр. Часто мемуары представляют собой описание событий, охватывающих долгий период времени. Примером могут служить 3-томные мемуары От-то фон Бисмарка «Мысли и воспоминания». В них автор рассказывает о своем восприятии истории Германии примерно за 30 лет, пока он фактически руководил внутренней и внешней политикой Пруссии, а затем Германии. Другие мемуары посвящены событиям, занимающим небольшой отрезок времени, или отдельной проблеме. Таковы мемуары Коленкура о походе Наполеона в Россию. Воспоминания эти отличаются друг от друга большей или меньшей до-кументированностью текста. Например, Бисмарк в ряде случаев приводит тексты полученных и отправленных писем. Коленкур ведет изложение событий почти не прибегая к ссылкам на документы. Известны и такие мемуары, когда автор делит свое произведение на две части. В первой содержится описание событий, во второй - документы. Примером могут служить военные мемуары Шарля де Гэлля, в которых более половины каждого из двух томов составляют документы. Своеобразной формой мемуарных произведений являются литературные записи. Их отличие от других видов мемуаров заключается в том, что они написаны не самим участником событий, а другим лицом с его слов. Формой мемуарной литературы являются и автобиографии. В них наряду с интересными фактами личной жизни содержатся важные сведения об общественно-политической или экономической жизни того времени, к которому относится автобиография.
Обзор мемуарной литературы нового и новейшего времени Практически все события и процессы, имеющие отношение к новой и новейшей истории, нашли отражение в мемуарной литературе - Английская буржуазная революция XVII в., борьба североамериканских колоний за независимость, Великая французская буржуазная революция 1789-1794 гт., мировые войны и многое другое. Процессы и события освещаются в мемуарной литературе с различных, часто диаметрально противоположных точек зрения. Например, события Английской буржуазной революции описаны в мемуарах Кларендона, Уор-вика, архиепископа Кентерберийского Лода, Карла П, Якова II. Еще больше мемуарной литературы вызвала к жизни Великая французская буржуазная революция. Можно упомянуть мемуары генерального контролера Неккера, Лафайета, главы Директории Барраса, одного из вождей жирондистов Брис-со и многих других. Наполеоновский период отражен в мемуарах самого Наполеона, его родных - Жерома, Жозефа и Люсьена Бонапартов, Евгения Богарнэ, полководцев - Бертье, Коленкура, Нея, Макдональда и других, политических деятелей - Фуше и Талейрана. О Наполеоне оставили свои мемуары мадам де Сталь, мадам де Рекамье, мадам Ремюза. Обширную мемуарную литературу вызвали к жизни революции 1848-1849 гт. во Франции, Германии, Австрии, Венгрии, Италии, чартистское движение в Англии. Мемуары писали и публиковали представители различных политических направлений - от открытых роялистов до буржуазно-либеральных деятелей. Большое количество мемуаров осталось после событий Парижской коммуны. Целый поток мемуарной литературы оставили конец XIX и начало XX в. Это было вызвано осложнением международной обстановки, острой политической борьбой. Особенно многочисленны воспоминания и дневники, относящиеся к периоду Первой мировой войны. Их писали представители обеих воюющих группировок, государственные и политические деятели, императоры, премьер-министры, министры иностранных дел, главнокомандующие и начальники штабов, маршалы, генералы и адмиралы, послы и многие другие. Обо всех перечисленных событиях оставляли воспоминания не только представители официальных кругов. С иных позиций судили о происходившем Жан-Поль Марат и Максимилиан Робеспьер, после которых осталась обширная переписка. Опубликованы произведения Сен-Жюста, Дантона и других. Свои воспоминания оставила Шарлота Робеспьер. От революционных событий 1848-49 гг. остались воспоминания не только Альфреда Фалу (министра просвещения), но и Марка Кассидьера (одного из организаторов тайных обществ в период Июльской монархии); или немецкого рабочего Фридриха Лесснера, члена Союза коммунистов, соратника Маркса и Энгельса. О национально-освободительной войне венгров во время революции 1848-1849 гт. оставил свои мемуары один из организаторов этой борьбы Михай Танчич. Мемуары Джузеппе Гарибальди или Луизы Мишель («Красной девы Монмартра»), несомненно дадут другую картину описываемых событий, нежели воспоминания официальных лиц Австрии или Франции. Очень интересны мемуары, отражающие период между двумя войнами (1919-1939), К их числу можно отнести мемуары Ллойд-Джорджа, Эдуарда Эррио, Леопольда Эмери, крупнейшего политического обозревателя Же-невьевы Табуи. Из этих мемуаров можно составить представление о международных отношениях рассматриваемого времени, о подготовке Второй мировой войны. Обширная мемуарная литература посвящена Второй мировой войне. Можно сказать, что ни одно событие новейшей истории не вызвало такого количества воспоминаний. Среди них можно упомянуть 6-томные мемуары У. Черчилля, мемуары Г. Трумэна, А. Идена, Д. Эйзенхауэра, Д. Макартура, И. Риббентропа, А. Розенберга, Й. Геббельса, Г. Гудериана и множество других. Указанные мемуары можно разделить на 3 группы: I) мемуары, написанные государственными и политическими деятелями стран, одержавших победу; 2) мемуары деятелей побежденных стран; 3) воспоминания государственных деятелей - эмигрантов. Естественно, что об одних и тех же событиях они пишут с разных позиций. Мы указали лишь на незначительную часть государственных и политических деятелей XVID-XX вв., оставивших мемуары. Все они в той или иной степени характеризуют свою эпоху, пополняют наши представления о внутренней и внешней политике правительств, о системе международных отношений, о подготовке международных соглашений, договоров, конференций, что помогает анализировать официальные документы. К той же группе источников, что и мемуары, можно отнести письма и телеграммы (эпистолярные источники, от лат слова «epistola» - письмо). Письма - уникальный, ни на что не похожий вид исторических источников. Они представляют большую ценность для исторических исследований. До недавнего времени письма были самым распространенным средством общения между людьми, а также между обществом и властью. Они могут лечь в основу изучения широких общественных настроений. Дневники и воспоминания в этом плане явно проигрывают, так как их значительно меньше и писали их далеко не все. К тому же мемуары, как правило, имеют социальный и политический заказ и целевую установку. Если подходить формально, то письма можно рассматривать с нескольких позиций: 1) как газетный жанр, т. е. это постоянная почта в газеты. Некоторые редакции сохранили письма в своих архивах. После того как письма обрабатывались в редакциях газет (изложенные факты проверены корреспондентами, написаны ответы адресатам и пр.), оперативная жизнь писем кончалась. Сохраненные письма имеют разную судьбу - они могут быть опубликованы в различных сборниках документов или специальных журнальных подборках; наиболее интересные письма выставляются в виде экспозиции в музеях; хранящиеся в архивах и опубликованные в газетах письма используются в научных исследованиях; 2) письма как разновидность делопроизводственных документов, т. е. послание в государственные и общественные учреждения. Это жалобы, претензии, предложения, доносы и прочее, практически то же самое, что и письма в газеты. Эти письма - великолепный источник. Но, увы! Срок хра-
нения этих материалов очень невелик - в лучшем случае несколько лет, а затем они уничтожаются; 3) письма известным политическим деятелям, артистам, писателям и т. д. Некоторые из этих деятелей имеют частные архивы, так что в личных фондах письма сохраняются очень долгое время; 4) письма как разновидность эпистолярного жанра, т. е. частная переписка. Среди этих писем есть письма к родным, друзьям, знакомым, когда речь идет об устойчивой переписке. Семейная переписка, как правило, удел лишь семейных архивов. На государственное хранение они обычно не поступают. Кое-что, конечно, можно встретить в личных фондах архивов, но это все же письма известных людей. В целом же эпистолярный жанр вырождается. Технический прогресс, особенно всеобщая телефонизация, этому активно способствует. А в XIX в. умели и любили писать. Было принято писать длинные письма, которые часто становились почти художественными, публицистическими или философскими произведениями. Это был самостоятельный жанр со своими нормами и канонами. В них авторы подробно излагали свои мысли и чувства, оценивали происходившие события, рассказывали о своей жизни и деятельности. При всем разнообразии видов писем все они относятся к документам личного происхождения. Как отмечалось, письма - уникальный источник. Но они плохо сохраняются. Те же, что дошли до нас, рассеяны по разным архивам, фондам, коллекциям. Чтобы получить более или менее целостное представление о протекавших в обществе социальных процессах, необходима громадная поисковая работа с письмами, их сбор и изучение с точки зрения представительности, анализа содержания, информационной ценности, возможностей использования и т.д. Обычно для иллюстрации какого-либо положения автор приводит для примера 2-3 подобных документа. В сущности, это иллюстративный метод. Лишь достаточно большая совокупность писем дает базу для анализа и делает аргументацию вполне доказательной. Такую возможность предоставляет применение контент-анализа - метода количественной обработки описательных документов. Лекция 7. ПРИЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕМУАРНОЙ И ЭПИСТОЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Критический анализ мемуарной литературы является очень сложным. Рассказ мемуариста часто выглядит так убедительно, что читатель все изложенное воспринимает как безусловную истину, тем более, что часто автор во введении обещает писать только правду. Начинать следует с характеристики личности автора. Личность автора определяет во многом значение мемуаров, их ценность для правильного понимания тех исторических событий, о которых пишет автор. Нужно учитывать биографию мемуариста, его социальные и идейные позиции. Необходимо выяснить степень осведомленности автора о событиях, о которых он пишет, способность его правильно понять и объяснить эти события. Был ли он активным участником описываемых событий, свидетелем их или просто современником. Знал ли автор все факты досконально по личному опыту или же сообщал их с чужих слов или на основании документов. Несомненно, степень осведомленности мемуаристов различна. Вполне понятно, что мемуары Бисмарка при всей их тенденциозности и апологе-тичности заслуживают серьезного внимания. То же самое можно сказать о мемуарах Б. фон Бюлова. Противники Бюлова утверждали, что его воспоминания лживы и основаны лишь на памяти автора. Бюлов опровергал эти утверждения, ссылаясь на то, что он и его жена постоянно вели дневники, что им был использован как личный архив, так и разно] о рода публикации документов, собственные письма и письма современников. Исключительно велика степень осведомленности таких мемуаристов, как Эдуард Эррио, У. Черчилль, Энтони Идеи, Шарль де Голль, Дуайт Эйзенхауэр. В распоряжении этих деятелей находились все необходимые документы, которые могли восполнить провалы памяти или же просто подтвердить необходимые факты и события. Так, Энтони Идеи имел возможность пользоваться такими источниками информации, которые не каждому доступны - архивами английского Министерства внутренних дел, отчетами о заседаниях кабинета министров, протоколами о переговорах с иностранными государственными деятелями, докладными записками и донесениями британскому правительству, личными дневниками. В целях выяснения осведомленности автора о событиях полезно использовать вводные статьи к мемуарам, в которых обычно авторы или издатели ссылаются на источники и условия написания. Но главным остается анализ текста самих мемуаров. Следующей составной частью критического анализа является выяснение мотивов и времени написания, а также опубликования мемуаров. Очень часто мемуаристы, определяя цель написания воспоминаний, заявляют, что хотят изложить события так, как они на самом деле происходили. Но каждый мемуарист привносит в описание свою личную точку зрения и господствующие в обществе представления. Кроме того, некоторые мемуаристы пишут свои воспоминания непосредственно в целях борьбы со своими политическими противниками. Мотивы написания мемуаров могут быть разные: стремление извлечь уроки из прошлого, воспитать молодое поколение в определенном духе; в наилучшем свете выставить свои действия перед современниками и потомками; возвеличить себя, свою семью, социальную группу; очернить противника, извлечь материальную выгоду с помощью лести вышестоящим людям и др. В качестве примера можно привести те характеристики, которые дают Витте Александру Ш и Николаю П, а также Бисмарк Вильгельму I и Вильгельму U. Александр Ш был для Витте «великим императором», «святым человеком», «хорошим хозяином» и «идеальным казначеем». Витте стремился доказать, что Александр ГЛ был умным императором, которого современники недостаточно ценили. Одновременно он не жалел мрачных красок для характеристики Николая И, виновника его вынужденной отставки. Такую же субъективную оценку дает Бисмарк Вильгельму!. Он исключительно высоко оценивает личные качества императора и всю его государственную и политическую деятельность. В то же время Вильгельму И он приписывает недостатки всех его предков. Эти оценки не случайны. Они определялись теми отношениями, которые сложились между императорами и их канцлерами, а также политической линией, проводимой ими. Очень важно знать и правильно учитывать время написания мемуаров. Одни мемуаристы приступают к написанию воспоминаний сразу после происшедших событий и даже когда эти события еще не завершились, а сам мемуарист активно участвует в них. Другие авторы воспоминаний берутся за перо, когда их политическая и государственная карьера закончилась и сами они оказались в вынужденной отставке, обиженные, недовольные, но все еще фрондирующие, порой не потерявшие надежду вернуться снова в строй. Третьи начинают писать свои мемуары на склоне лет, когда жизненный путь их фактически завершен и стерлось в памяти многое из того, о чем мемуарист мог бы сообщить раньше, потому что разрыв во времени между пережитым и написанным слишком велик. Хотя нужно иметь в виду, что способность к запоминанию у разных людей разная. Один мемуарист с хорошей памятью может запомнить события далекого прошлого лучше, чем другой - произошедшее недавно. Многие люди, забывая важные факты, хорошо помнят мелкие детали. Если мемуарист пишет воспоминания спустя много лет после событий, он может оценивать «дела давно минувших дней» через призму новых данных, которые раньше ему были неизвестны. При всех этих различиях следует учитывать, что выбор времени написания мемуаров, так же, как и их опубликования, не случаен. Он определяется не только личными мотивами, но и конкретной политической обстановкой в стране и даже на мировой арене. Примером влияния политической обстановки, в которой пишутся мемуары, на то, как излагаются события прошлого, могут служить 6-томные мемуары У. Черчилля «Вторая мировая война». В первых двух томах Черчилль выступает с резким осуждением мюнхенской политики тех правительств Англии, которые возглавлялись его коллегами по консервативной партии Болдуином и Чемберленом. В этих томах он признает роль Советского Союза в борьбе за безопасность в Европе. В последующих томах, которые писались во время «холодной войны», все чаще звучали антисоветские высказывания. И в конце воспоминаний с полной очевидностью выступает стремление приуменьшить роль Советского Союза во Второй мировой войне. Интересен вопрос и о времени издания мемуаров. Например, Бисмарк начал писать (вернее диктовать) свои 3-томные мемуары сразу же после вынужденной отставки в 1890 г. Спустя 2 года, в 1893 г., из первоначальной рукописи был изготовлен типографский макет «Мыслей и воспоминаний», который автор снова два или три раза перерабатывал. Первые два тома вышли в свет спустя несколько месяцев после смерти Бисмарка (1898), третий том, содержавший резкую характеристику Вильгельма II и его политики, должен был по воле Бисмарка выйти в свет только после смерти Вильгельма. Но вскоре после революции и отречения Вильгельма, когда изменилась ситуация в стране, издатели, вопреки протестам наследников Бисмарка, опубликовали третий том как самостоятельное издание. Или другой пример: в 1960 г. был опубликован второй том мемуаров А. Идена, посвященный событиям 1951-1957 гг., и лишь в 1962 г. - первый том, посвященный 1931 - 1938 гг. Это не было случайностью. Идену нужно было в первую очередь объяснить свою политику в период Суэцкого кризиса 1956 г., которую тогда много критиковали и которая, в конце концов, привела к его уходу с поста премьер-министра. Сам Идеи писал по этому поводу: «Сперва я хотел написать в хронологическом порядке, -.. но на это ушло бы четыре года... Мне не следует ждать так долго. Эта книга вскроет раны, тем самым она поможет их залечить»1. Вопрос о подлинности текста воспоминаний и приемах их издания также является непременным условием научного анализа мемуарных произведений. Много воспоминаний подготавливались к печати и публиковались уже после смерти авторов либо их родственниками, либо доверенными лицами. Например, мемуары К. Меттерниха были подготовлены к печати и опубликованы его сыном более чем через 20 лет после смерти автора. Мемуары Ф. Гизо подготовила к изданию его дочь мадам де Витт. Первоначальный текст мемуаров часто обрабатывался наследниками авторов, издателями и редакторами, поэтому важно суметь выделить из него все эти наслоения, дополнения, изменения. Трудно бывает очистить подлинный текст мемуаров, когда отсутствует рукопись самого автора, что приводит к многочисленным спорам о подлинности тех или иных мемуаров. Например, горячую полемику вызвали «Мемуары князя Талейрана», изданные в Париже в 1891-1892 гт. Было известно, что Талейран приступил к написанию мемуаров вскоре после ухода из министерства. В завещании он распорядился, чтобы мемуары были изданы не раньше чем через 30 лет после его смерти. Опубликованы они были через 53 года. За это время бумаги много раз переходили из рук в руки. Среди воспоминаний и дневников во все времена было немало фальшивок. В качестве примера можно привести историю с «дневниками» Муссолини. В 1960 г. сфабрикованный военный дневник Муссолини был продан за 5400 ф.ст. Подделку удалось разоблачить и изготовительница подделки Розетти Панвини была приговорена к 3 годам тюремного заключения. Важнейшим этапом критического анализа мемуаров является изучение самого текста, выяснение его достоверности и ценности как исторического источника с помощью методов логического, текстологического и сравнительного изучения.
Логический анализ текста Текст мемуаров состоит из разнообразных эпизодов (или сообщений). Все они играют неодинаковую роль в источнике, но их объединяет общность замысла, целей и позиции автора. Логический анализ является первоначальным этапом внутренней критики источника. Начинать нужно с прочтения источника с целью выявления структуры текста, определения особенностей каждого из сообщений, роли их в тексте воспоминаний, соотношения с другими фрагментами.
Майский И О мемуарах Иле на // Мировая экономика и международные отношения М.1963 №11 С 61 Исследование структуры мемуаров стоит начать с разделения текста на эпизоды, т.е. тематически обособленные отрывки, каждый из которых содержит рассказ об определенном факте, мысль или характеристику персонажей. Разделение текста мемуаров на эпизоды позволяет выяснить внутреннюю структуру воспоминаний, сгруппировать их по тематической общности. Выделение эпизода как самостоятельного объекта изучения подготавливает сопоставление его со свидетельствами других источников. Оно позволяет применять сравнительно-статистический метод исследования, поскольку дает возможность группировать однотипные эпизоды (или данные) из разных источников. Результаты этих подсчетов при всей их относительности и условности дают возможность делать обобщения. Членение текста на эпизоды можно представить в виде таблицы, что позволяет не только наглядно представить структуру текста, но и облегчает сравнение его с другими источниками. Выделение эпизодов предшествует выяснению вопроса о полноте и достоверности сведений мемуаров в целом. На первом этапе такому анализу подвергается каждый из отдельно взятых эпизодов. Анализ эпизодов начинается с выяснения их структуры, формы и способов отражения событий. В эпизодах могут отражаться факты разной степени сложности - от поступков отдельных людей до действий всего общества. В эпизоде могут описываться единичные факты, групповые, даваться количественные подсчеты и т. п. Наряду с описанием конкретных фактов мемуаристы применяют и разные формы обобщений. Это связано с естественным стремлением людей представить себе общий процесс развития или описываемое явление в его единстве, а не в виде хаотичных индивидуальных действий. Формой обобщения является использование мемуаристами разнообразных подсчетов и цифровых данных, чтобы показать распространенность, типичность каких-либо явлений или действий, а также масштабы описываемого процесса, события, явления. Логический анализ эпизодов дает основания для предварительной оценки их соотношения с реальностью. Анализ конкретного эпизода позволяет отметить в нем пробелы. В результате намечаются направления дальнейших поисков. В частности, выделив упомянутые в источнике имена участников событий, можно сосредоточить внимание на поисках исходящих от этих лиц документов, воспоминаний и т. п. На основании анализа эпизодов можно дать предположительную оценку достоверности некоторых сведений Например, если в эпизоде автор излагает свои впечатления от каких-то событий, хотя известно, что он не был их участником, тогда логично предположить, что его рассказ базируется на косвенных источниках (документах, рассказах очевидцев). Рассказ автора о конкретных фактах или поступках людей доступен перепроверке. Если же автор рассказывает о своем душевном состоянии или ходе мыслей, не связанных с конкретными действиями, то это очень трудно подвергнуть объективной проверке. Подобные сообщения чаще всего приходится принимать на веру, учитывая сведения о личности мемуариста. С еще большей осторожностью нужно относиться к подобным рассказам о других людях. Их размышления или душевное состояние могут быть поняты автором весьма приблизительно. Чтобы оценить степень полноты и достоверности описываемых фактов в источнике, нужно провести анализ внутренней логики сообщения, в частности, выявить противоречия в описании и оценке фактов. Сомнения, возникшие при анализе конкретного эпизода, делают необходимым тщательное изучение факта по другим источникам. Например, мемуары Талейрана полезны для исследователей, изучающих историю не только Франции, но и других стран конца Х\ТЛ - начала XIX в. Но обязательно нужно иметь в виду, что о многом автор сознательно умалчивает, многое искажает. Человек, которого называли не просто лжецом, но «отцом лжи», остался верен себе и в своих мемуарах. Талейран ни слова не пишет о своей измене Наполеону во время его Эрфуртского свидания с Александром I. Он не пишет о своих почти ежедневных свиданиях с русским императором, о той информации, которую он давал ему о внутреннем и внешнем положении Франции, вдохновляя его на борьбу с Наполеоном. Не случайно так тщательно скрывалось его имя в переписке между Нессельроде и Петербургом под псевдонимами «Анна Ивановна», «Мой кузен Анри», «Та», «Наш книгопродавец», «Юрисконсульт» и т. п. Талейран не пишет и о тайных переговорах, которые он вел с Меггернихом вскоре после Эрфуртского свидания. Он не пишет и о том, как в последующие годы он тайно информировал правительство России обо всех намерениях Наполеона в отношении Польши, Пруссии, Испании, Англии, России, получая за это большие деньги. Изолированное изучение сообщения о событиях редко приводит к определенным выводам о полноте и достоверности сведений. Текстологический анализ включает изучение вариантов исследуемого текста и его первоисточников. Цель текстологического исследования состоит в выяснении, насколько написанный текст соответствует первоначальному впечатлению. Является ли он ретроспективным взглядом на прошлое или воспроизведением мемуаристом научных концепций, изложением аргументов из научной литературы. Текстологаческий анализ выявляет следы самоцензуры, насколько автор учел политическую и идеологическую конъюнктуры, замечания, редакторов, лиц, причастных к изданию, и т. п. Данный анализ проводится в виде сопоставления текста мемуаров с дневниками, записными книжками, устными выступлениями автора. Это позволяет в какой-то мере реконструировать эволюцию взглядов автора в период формирования текста, соотнести те или иные его суждения с определенным этапом этой эволюции и, в конечном итоге, сделать заключение о причинах и направленности изменения суждений. Кроме того, текстологический анализ помогает выявить влияние общего развития событий на представления мемуаристов.
Сравнительное изучение мемуаров Сравнение мемуаров с другими источниками позволяет уточнить степень полноты и достоверности изучаемого источника. Одни и те же исторические события и факты по-разному освещаются различными мемуаристами. Взаимопроверка мемуаров разных авторов уточняет многие важные факты. С этой точки зрения, например, очень интересно сравнение воспоминаний разных авторов о роли Германии в развязывании Первой мировой войны и причинах ее поражения. Представители «военных» Тирпиц и Людендорф основную причину поражения своей страны возлагают на бездарную политику Бетман-Гольвега. Последний в своих мемуарах стремится доказать, что виновниками поражения были Тирпиц, Людендорф и другие, а также фон Бюлов. Мемуары Бюлова ответственность за развязывание войны возлагают на Германию, а виновниками ее поражения считают лично Вильгельма II, Бетман-Гольвега и других политических деятелей. Каждый из авторов стремился подкрепить свою точку зрения теми или иными фактами, причем, отбирая эти факты, он, естественно, был заинтересован в их возможно полной достоверности. Это дает возможность исследователю использовать данные воспоминаний, сопоставляя фактический материал. Другим способом проверки является сравнение данных, приведенных в мемуарах, с документальными материалами, как опубликованными, так и находящимися в архивах. Например, в 1925 г. были опубликованы воспоминания бывшего министра иностранных дел Англии Эдуарда Грея. В этих воспоминаниях Грей стремился доказать, что Англия войны не хотела, что она вынуждена была вступить в нее, только выполняя свой союзнический долг по отношению к Бельгии, ставшей объектом нападения Германии. Война, по утверждению Грея, была навязана Англии, а сам он делал все от него зависящее, чтобы не допустить возникновения этой войны. Утверждения Грея интересно сравнить с донесениями русского посла в Лондоне Бенкендорфа. Из телеграммы и письма Бенкендорфа от 12 июля 1914 г. Сазонову видно, что британская дипломатия фактически способствовала усилению международной напряженности и развязыванию войны 1914 года. Одним из путей проверки достоверности мемуарных произведений является сравнение приведенных в них данных с официальной и неофициальной перепиской этих же авторов, а также других корреспондентов.
Источники разных типов являются носителями специфической информации. Каждый источник обладает способностью фиксировать лишь более или менее ограниченный круг сведений о событиях. Эта информация фиксируется специфическими, присущими лишь данному виду источников способами (письменные, художественно-изобразительные или вещественные источники имеют свои способы отражения действительности). И чем сильнее различаются способы отражения того или иного объекта или явления в источниках, тем доказательнее результаты сравнения. Но возникает вопрос о сопоставимости источников, т. е. о том, что и как можно сравнивать. Могут сравниваться лишь такие аспекты разных источников, которые порождены одной системой отношений. Например, на многие мемуары оказывает влияние художественная литература и процессы, происходящие в исторической науке. Мемуары отражают идеологическую жизнь общества, политические события и т. п. В каждом из перечисленных аспектов они могут сопоставляться с разными источниками. Вопрос о сопоставимости источников связан и с масштабом отображения событий. Возможности сравнения источников тем больше, чем ближе они друг к другу по масштабу отражения действительности. Сравнительный анализ позволяет установить относительную полноту разных источников и выявить расхождение между ними. Процесс сравнительного изучения переходит в научно-историческое построение. То есть он завершает процесс накопления материала для самостоятельного научного творчества. Именно на этом этапе происходит отсев ошибочных сообщений, сведение воедино данных, признанных достоверными. Проведя логическое, текстологическое и сравнительное изучение исследователь способен оценить источник в целом, т. е. его полноту и достоверность, а также соотношение с другими мемуарами и иными источниками. И только на этой базе возможно собственно научно-историческое творчество. Критическому анализу должны подвергаться и эпистолярные произведения - письма, телеграммы, записки. Среди них есть множество различного рода подделок. Достаточно вспомнить историю с Эмской депешей, направленной Вильгельмом 1 в ответ на ультиматум Наполеона Ш. Текст этой депеши был извращен Бисмарком. Эта подделка, в которой впоследствии он сам сознался, сыграла определенную роль в подготовке и развязывании франко-прусской войны 1870-71 гг. Уже упоминались письма Марии-Антуанетты, которые не имели к ней никакого отношения. Лекция 8. ПУБЛИЦИСТИКА
|