Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Лекция 1. ВВОДНАЯ
Задачами курса источниковедения являются ознакомление с различными типами источников и рассмотрение основных принципов их анализа. Что же мы понимаем под историческим источником? М. Блок писал: «Разнообразие исторических свидетельств почти бесконечно. Все, что человек говорит или пишет, все, что он изготовляет, все, к чему он прикасается, может и должно давать о нем сведения»'. Советская историческая энциклопедия дает такое определение: «Источники исторические - всё, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. все созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка». Другими словами, под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее его воздействие. Каждый документ, каждый материальный продукт человеческой деятельности имеет помимо непосредственного целевого назначения в реальной действительности своего времени еще и вторичное - быть потенциальным историческим источником, служить для получения информации о процессах общественного развития своего времени. Памятник материальной и духовной культуры создается человеком с определенными целями, имеет свое практическое назначение. Но начиная служить цели получения информации, он становится источником информации, и если это информация о прошлом - историческим источником.
Исследовать источник, являющийся результатом целенаправленной деятельности, необходимо с учетом того, какими причинами было вызвано его появление, какое место занимал он в общественной системе своего времени. Без учета объективных закономерностей, вызвавших к жизни данный источник, отразившихся на его форме и содержании, его изучение невозможно. Из этого следует, что источник, возникая в ходе исторического процесса и став позднее объектом исторического изучения, выступает как связующее звено между историей как процессом и научным познанием истории. Исторический источник неисчерпаем. Проблема в том, как извлечь и правильно истолковать содержащуюся в нем информацию. Важность этой задачи определяется тем, что именно данные исторических источников и составляют основу исторического знания. Каждая историческая эпоха порождала и продолжает порождать разные типы источников. Отдельные типы существуют на протяжении ряда исторических периодов, другие встречаются лишь в определенных из них. Проблема классификации. В реальной исторической действительности источники, которые являются документами определенного исторического времени, теснейшим образом взаимосвязаны. Они образуют единое информационно-коммуникативное поле. Каждый отдельный документ, источник - часть этого поля, ее элемент, что и определяет некоторые моменты его содержания, новизны или повторяемости информации. Как уже отмечалось, для каждого периода истории можно выделить свои типы источников, наиболее характерные для той или иной эпохи. Но практически для всех периодов характерны 5 типов источников: 1. Природно-географические. 2. Этнографические. 3. Вещественные. 4. Художественно-изобразительные. 5. Письменные. Для периода новейшей истории можно выделить и 6-й тип. 6. Фото- фоно- кинодокументы. I. Природно-географические - данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и др. компонентах окружающей среды. Эти сведения тесно связаны с проблемой влияния окружающей среды на историческое развитие той или иной территории и, с другой стороны, с вопросом о влиянии человека на природу. Окружающая среда накладывает определенный отпечаток на процесс исторического развития - ускоряя или замедлял его, формируя его специфические местные особенности. Например, климат влиял на выбор людьми открытого, полуоткрытого или закрытого типа жилища. В свою очередь природно-географи ческая среда зависит от уровня развития общества. Одни и те же реки могут служить в одном случае только средством передвижения, в другом - источником энергии. Одна и та же территория в разное время может использоваться как охотничьи угодья, как объект земледелия или как место разработки полезных ископаемых. Под воздействием человека меняется флора и фауна, речная система сообщений дополняется искусственными каналами, отвоевывается земля у моря, вообще ландшафт континента приобретает иной вид. Люди распахивают поля, вырубают леса, сжигают растительный покров, осушают болота, добывают камень, строят дома, спускают воду из озер, возводят плотины, мельницы, мосты, роют каналы и шахты. Чем интенсивнее внедрялись прогрессивные системы хозяйствования, тем сильнее нарушалась гармония различных компонентов флоры. Нерасчетливый выпас скота и сведение лесов обусловили появление густой сети балок и оврагов. Однако определение степени этого взаимного воздействия в каждом отдельном случае требует конкретного анализа, исследования всей совокупности причин, влиявших на особенности развития данного региона. 2. Этнографические - старинные технологии, обычаи, стереотипы мышления, виды жилищ, костюмы, кухня, фольклор, древние пласты современных языков. В современную эпоху научно-техническая революция и социальный прогресс сопровождаются быстрым исчезновением архаичных традиций. Изучение архаики у отставших в своем развитии народов дает дополнительный материал для изучения истории развитых обществ на ранней стадии их развития. В то же время нужно учитывать возникновение новых традиций в том числе в сфере повседневной культуры. Изучение их позволяет представить современные народы (в том числе индустриально развитых стран) как живые, развивающиеся общности. 3. Вещественные - памятники археологии, постройки, орудия труда, средства транспорта, экспонаты музеев, домашняя утварь, оружие и т. д. Вещественные памятники раскрывают перед историком научно-технические достижения той или иной эпохи. Они отражают развитие техники в промышленности и сельском хозяйстве, дают представление об особенностях культуры и пр. 4. Художественно-изобразительные - памятники архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства, отразившие свою эпоху в художественных образах. Памятники изобразительного искусства являются важными источниками по истории быта и нравов. Портреты и скульптура сохранили облик исторических деятелей. Особенно ценны портреты, созданные до изобретения фотографии. Пейзажи и жанровая живопись, изображения на предметах прикладного искусства помогают восстановить историческую географию, виды жилищ (особенно построенных из недолговечных материалов), одежду, домашний быт и т.д. Очень интересный пример вышесказанного дает фаянсовый «Сервиз с зеленой лягушкой», заказанный Екатериной П на английской мануфактуре в 1774 году. В этом столовом и десертном сервизе 952 предмета, на которых изображены 1244 подлинных вида Англии того периода: пейзажи, архитектурные памятники, замки, аббатства, руины монастырей, иногда даже каменноугольные копи, глинобитные хижины, плотины, сельские дороги. Многие из этих видов нигде больше не изображались, а начавшийся промышленный переворот резко изменил общий облик страны. Некоторые произведения искусства являются источниками по истории общественной мысли. Например, карикатуры О. Домье, насчитывающие 5 тыс. экземпляров, отразили историю Франции за 50 лет от Июльской монархии до Третьей республики, для установления которой много сделал великий карикатурист. 5. Письменные - любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами Письменные источники, в свою очередь, можно разделить на 3 класса; - документальные (грамоты, формулы, завещания, долговые расписки и пр.); - законодательные (правительственные постановления, парламентские акты, эдикты королей, постановления органов самоуправления и пр.); ~ нарративные (повествовательные) - хроники, анналы, письма, биографии, генеалогии, мемуары и пр. 6. Фото-фоно-кинодокументы - дагерротипы, фотографии, звуковые Исследователь обычно пользуется всеми доступными видами исторических источников. Хотя, чем ближе к нам изучаемое время, тем большее значение приобретают письменные источники. Для периода новой и новейшей истории они наиболее информативны. Разумеется, любая классификация условна, поскольку многие исторические источники могут одновременно рассматриваться как вещественные, художественно-изобразительные и письменные (пергаментные свитки, средневековые рукописи, памятники архитектуры и пр.). Отнесение источника к тому или иному типу определяется той информацией, которая нужна в процессе конкретного исследования. Не нужно думать, что чем ближе к нам изучаемое время, тем легче добыть источники. Например, трудно ожидать, что даже в наше время орден иезуитов откроет непосвященным доступ к своим документам, без которых столько проблем новой истории остаются абсолютно темными, или что французский банк пригласит специалистов по истории Первой империи исследовать свои реестры, даже самые старые, настолько дух секретности присущ всякой корпорации. И мирное время вовсе не облегчает доступ к источникам. То1да как революции иногда открывают сейфы, где хранились секретные документы. Благодаря революциям в государственные архивы попадали документы частных лиц, церковных и прочих учреждений, которые в обычное время не допустили бы к своим архивам исследователей. Так что историк современности иногда оказывается в худшем положении, чем исследователь античности или средневековья. И сейчас документы теряются по небрежности, скрываются по дипломатическим, деловым, семейным соображениям. Например, нотариусы не имеют права разглашать деловые операции своего клиента. Но они окружают такой же таинственностью и контракты, заключавшиеся клиентами его прадедушки, хотя не несут
никакой ответственности, если документы у них истлеют. Крупные предприятия отказываются от публикации статистических данных, которые необходимы для изучения национальной экономики. То есть при изучении современной истории исследователи испытывают тоже немало трудностей. Историк должен учитывать, что много свидетельств, имеющих для науки огромное значение, вообще не сохранилось. В то же время до нас дошли и такие материалы, которые отражают лишь случайные явления. Но даже те источники, которые зафиксировали исторически значимые факты, дают сведения в большинстве случаев о каком-то отдельном фрагменте исторического процесса, а часто и об одном конкретном явлении. Поэтому так важно использовать все доступные типы источников. Следует учитывать и то обстоятельство, что авторы и создатели источников чаще всего мало задумывались над тем, какие сведения могут понадобиться потомкам. Возникновение тех или иных документов вызывалось требованиями жизни, и их содержание отражало жизнь с той стороны, с которой это было важно его создателю. Но даже в тех случаях, когда источники дают, на первый взгляд, ценные сведения об исторических событиях, историки не могут пользоваться ими без проведения предварительной проверки. Перед исследователями возникает много вопросов. Нужно прежде всего доказать подлинность источника и восстановить его в том виде, какой он имел в прошлом. Следует выяснить, например, играл ли вещественный памятник в прошлой жизни ту роль, которую должен был играть по нашим представлениям. Так, если это орудие труда, то насколько широко оно использовалось; если это текст международного договора - был ли он заключен или остался в проекте. Примером могут служить чертежи технических изобретений Леонардо да Винчи. Если судить только по ним об уровне технических достижений в период средних веков, то мы должны будем считать, что уже в XVI в. существовали подводные лодки и летательные аппараты. Если источник рассказывает о событиях, необходимо установить, в какой мере автор был о них осведомлен. Наконец, нельзя забывать, что исторические деятели всегда выражали интересы определенных политических и социальных групп, и это отражалось на создаваемых ими документах, Только учитывая все это можно выявить реальную основу в сообщениях источников. Из этого вытекает, что каждый в отдельности источник нуждается в глубоком, индивидуальном изучении, на основе которого и можно решить вопрос о степени его достоверности, о точности сообщаемых им сведений и о возможности использования его в историческом исследовании. Поэтому овладеть навыками научной критики источников можно только на основе самостоятельной работы над различными документами прошлого, сохранившимися от разных эпох, т. е. в процессе практической работы с ними. МЕТОДИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
«Нет ничего вредней для начинающего историка, - писал М. Блок, - чем советовать ему просто ждать в состоянии бездействия, пока сам источник не пошлет ему вдохновение. При таком методе многие вполне добросовестные изыскания потерпели неудачу или дали ничтожно мало...» Даже самые понятные на первый взгляд источники могут что-то «сказать» историку, только если он умеет их спрашивать. То есть любое историческое исследование предполагает, что с самого начала необходимо составить вопросник, по которому будет вестись изучение источника. Можно ли собрать все факты? В принципе исследователь должен стремиться собрать все факты, имеющие отношение к поставленной проблеме. Это необходимо для самостоятельности выводов. «Всегда неприятно сказать: «Я не знаю», «я не могу узнать». Но говорить об этом надо только после самых энергичных, отчаянных розысков. Бывают, однако, моменты, ко-гда настоятельный долг ученого велит, испробовав все, примириться со своим незнанием и честно в нем признаться»2. Поскольку все источники по новой и новейшей истории из-за их обилия не всегда могут быть собраны, встает вопрос: в какой момент исследователь вправе прекратить накопление фактического материала? Пока фактов мало, никакие обобщения невозможны Но слишком долгое накопление фактов тормозит исследование. То есть количество собранных фактов должно быть оптимальным. Это оптимальное накопление фактов наступает тогда, когда собранный материал позволяет исследователю сделать определенные выводы, а новые факты лишь подтверждают их. Историзм в исследовании. Исследователь должен исходить из принципа историзма, который требует учитывать специфику эпохи, в том числе характер мышления живших в изучаемое время людей Не следует переоценивать развитие общественного сознания и модернизировать психологию лю-
дей прошлого. Нельзя критиковать действия исторических персонажей с современной точки зрения. «Историзм предполагает рассматривать историю как внутренне закономерный и причинно обусловленный процесс развития общества». Итак, историческая наука не может обходиться без источников, поскольку она изучает прошлое, часто весьма отдаленное от современности.
|