Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия, признаки и виды правового акта управления.






Правовой акт управления – это односторонне-властное предписание государственных органов принятое в соответствии с установленной процедурой и компетенцией и порождающее строго определенные юридические последствия. Признаками правового акта управления являются:

1. Властный характер: именно путем издания акта управления, государственные органы непосредственно реализуют предоставленные им государственно-властные полномочия.

2. Официальный характер: правовые акты управления принимаются только государственными органами от имени государства в целом.

3. Формальная определенность акта управления: каждый акт управления должен содержать четкое и логичное предписание, не имеющее внутренних противоречий.

4. Правовой акт управления вызывает конкретные юридические последствия: основным последствием можно считать обязанность субъектов административно-правовых отношений исполнять предписания, содержащиеся в правовом акте управления.

Акты управления можно классифицировать по нескольким основаниям:

I. По наименованию: законы, постановления; указы; приказы; инструкции и др.

II. По характеру юридических предписаний:

1. Нормативно-правовые акты управления – они регулируют однородную группу административных правоотношений и содержат общие обязательные правила поведения для широко круга участников, например, законы.

2. Индивидуальные акты управления или акты применения права. Они содержат решения государственных органов по конкретным административным делам и спорам и адресованы только непосредственно к участникам данных дел и споров.

3. Акты управления смешанного характера сочетают в себе признаки нормативных и индивидуальных актов и принимаются в случае отсутствия нормативной базы для регулирования конкретных административных отношений.

4. Акты управления общего характера. Они содержат краткосрочные общеобязательные предписания и обязательны для исполнения на определенной территории. Это может быть административно-территориальная единица или вся территория РФ в целом, например, решение о переносе выходного дня.

III.Деление правовых актов управления в зависимости от охраняющей их юридической ответственности:

1. Акты управления, защищенные дисциплинарной ответственностью. Они регулируют отношения подчинения внутри органа исполнительной власти.

2. Акты управления, защищенные административной ответственностью. Они регулируют отношения, возникающие между органом исполнительной власти и иными невластными субъектами управления.

Каждый правовой акт управления должен соответствовать определенным требованиям:

- Правовой акт управления должен соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, конституциям и уставам субъектов РФ.

- Правовой акт управления должен соответствовать актам и решениям вышестоящих органов исполнительной власти.

- Правовой акт управления не должен содержать предписания, ущемляющие права и свободы граждан, исключением из этого требования являются акты управления, устанавливающие административную ответственность для лиц, совершивших правонарушение.

- Правовой акт управления должен быть принят в строгом соответствии с компетенцией данного органа государственного управления.

- Правовой акт управления должен быть принят в строгом соответствии с установленной процедурой. Выделяют 2 разновидности таких процедур:

а) процедуру принятия нормативно-правового акта, которая состоит из этапов:

- законодательной инициативы;

- разработки проекта нормативного акта;

- обсуждения нормативного акта;

- принятия нормативного акта;

- опубликования и реализации;

б) процедура принятия индивидуальных актов управления, которая состоит из этапов:

- подачи обращения,

- выявления и выяснения основных фактических обстоятельств дела,

- принятия решения по делу

- исполнения принятого решения.

Правовой акт управления должен содержать все установленные внешние реквизиты, а именно: наименование органа, принявшего акт управления, название самого акта управления, место и дату его принятия, должность, фамилию и подпись должностного лица, его принявшего, а также печать данного органа.

Несоблюдение любого из установленных требований влечет признание правового акта недействительным и его отмену.

Правовые акты управления могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. В административном порядке акт управления может быть изменен или отменен. В судебном порядке могут быть отменены только индивидуальные правовые акты. Нормативно-правовые акты в судебном порядке могут быть признаны несоответствующими действующему законодательству. После чего на основании судебного решения только орган, принявший этот акт, может его изменить или отменить.

Правовой акт управления может быть опротестован прокурором в соответствии с Законом «О Прокуратуре», т.е. прокурор вправе направить протест в орган, издавший неправомерный акт, который обязан его изменить и привести его в соответствие с действующим законодательством или отменить.

 

26. Административно-правовые методы: понятие и виды.

Под методом осуществления исполнительной власти понимают способы и средства, используемые органами государственной власти для достижения целей государственного управления.

Методы в зависимости от характера их использования делятся на:

I. Общие методы. Они используются всеми органами исполнительной власти. Общие методы бывают 2-х видов:

1. Экономические методы или методы косвенного воздействия. Характерной особенностью экономических методов является то, что они оказывают лишь опосредованное воздействие на субъектов административно-правовых отношений, т.е. они не создают для субъекта новых прав либо обязанностей. Целью применения экономических методов является создание условий для нормального функционирования субъекта административно-правовых отношений с учетом интересов личности, общества и государства. Экономические методы могут быть благоприятными или негативными.

а) Благоприятные методы оказывают стимулирующее воздействие на поведение субъекта административно-правовых отношений и создают для него дополнительные условия для реализации им своего правового статуса. Благоприятными экономическими методами являются: государственное кредитование и субсидирование, предоставление налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий инвесторам и иные способы государственной поддержки оказываемой субъектам административно-правовых отношений.

б) Негативные экономические методы ограничивают возможность совершения неправомерных действий. Такими методами являются: введение финансовых и иных экономических санкций, проведение установленной законом процедуры банкротства, а также приостановление или прекращение государственного финансирования тех или иных субъектов управления и т.д.

2. Административные методы или методы прямого воздействия. Эти методы создают непосредственно для субъекта новые права, обязанности или запреты. Как правило, применение административных методов сопровождается изданием специальных актов управления, подтверждающих властный характер применяемых методов.

II. Специальные методы. Они характерны только для отдельных отраслей исполнительной власти. Применение специальных методов регулируется в соответствии с внутриведомственными правовыми актами соответствующего органа исполнительной власти, и используются только в отношении субъектов непосредственно подчиненных данному органу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.