Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система органов исполнительной власти.






Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственного аппарата, созданное специально для обеспечения исполнения законов в процессе управления экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Органы исполнительной власти характеризуются следующими признаками:

1. Создаются при участии Президента РФ.

2. Самостоятельны.

3. Издают правовые акты управления.

4. Являются юридическими лицами разновидностью государственных организаций.

5. Находятся на государственном финансировании

6. Права защищаются в порядке согласительного производства или в судебном порядке.

Органы исполнительной власти можно классифицировать на следующие виды:

1. В зависимости от государственного устройства РФ

а) федеральные органы исполнительной власти,

б) органы исполнительной власти субъектов РФ.

 

2. В зависимости от установленного порядка образования:

а) исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ – федеральные органы исполнительной власти,

б) исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев и т.д. отнесено к ведению субъектов РФ.

 

3. В зависимости от характера компетенции:

а) органы исполнительной власти общей компетенции (правительства, администрации, мэрии);

б) органы исполнительной власти отраслевой компетенции;

в) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции.

г) органы исполнительной власти специальной компетенции.

 

4. В зависимости от порядка разрешения вопросов в органе:

а) коллегиальные органы исполнительной власти.

б) единоличные органы исполнительной власти.

 

5. В зависимости от организационно-правовой формы органа исполнительной власти:

а) Правительства (создаются на уровне РФ, республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях);

б) министерства (федеральные и республиканские);

в) федеральные агентства, федеральные службы (только на федеральном уровне);

д) администрации или мэрии (в субъектах РФ, не являющихся республиками);

е) департаменты, главные управления, управления, комитеты (создаются как структурные подразделения органов исполнительной власти, либо как самостоятельные органы в субъектах Федерации).

Согласно Указу Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» федеральные органы исполнительной власти создаются в форме министерств, агентств и служб.

Федеральное министерство – это орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Федеральное агентство – это орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Агентство ведет реестры, регистры и кадастры в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба – это орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности и функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и органы Государственной границы, борьбы с преступностью. Службы выдают лицензии, осуществляют регистрацию актов, документов, объектов, прав.

Высшим органов исполнительной власти является Правительство РФ, которое состоит из Председателя, его заместителей и членов Правительства. Членами Правительства являются руководители министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, приравненных по статусу к министерствам. Основным направлением деятельности Правительства РФ является разработка и представление в Государственную думу федерального бюджета и осуществление контроля за его исполнением; обеспечение единой финансовой, денежной, кредитной политики; обеспечение осуществления государственной политики в социально-культурной сфере; управление федеральной собственностью; обеспечение защиты прав, свобод, интересов граждан РФ.

 

16. Правительство РФ: состав и компетенция.

. правительство – орган общей компетенции. Ст. 13-22 ФКЗ не носят исчерпывающего хар-ра. Это полномочия по опред. сферам жизнедеятельности. Прав-во может принять к своему ведению вопрос, который прямо не указан в перечне, если он не входит в исключительную компетенцию другого органа. Статья 13 ФКЗ «О правительстве» - сферы деятельности правительства. => конкретные полномочия в след.статьях.(реализ внутр и внеш политики рф, регулирование в соц эк сфере, единство системы ив в рф, контрол дет ее органов, формирует фед целевые программы и обеспеч их реализацию, реализует право зак инициативы. Группы бюджет соц наука природопользование Экономика образование)

С точки зрения внутренней организации Правительство характеризуется составом и структурой.

Состав – виды должностей, образующих орган (установлен ФКЗ):

Председатель правительства

Заместители Председателя Правительства

Члены правительства – федеральные министры

Структура – количество и конкретное наименование должностей, определяемое Президентом по Представлению Председателя Правительства в процессе формирования органа.

Структура Правительства РФ по состоянию на май 2012

Председатель Правительства – 1

Заместители Председателя Правительства РФ (всего 7):

– Первый заместитель Председателя Правительства РФ - 1

– Заместители Председателя Правительства - 6 В том числе: Заместитель Председателя Правительства РФ – руководитель аппарата Правительства.

Члены Правительства РФ – федеральные министры-21.

Актуальную структуру и список ФОИВ см. на официальном сайте Правительства РФ.

Деятельность правительства регулируется двумя основополагающими НА (нормативными актами):

- ФКЗ «О правительстве» от 17.12.1997. В системе регулирования деятельности правительства это статутный з-н. Закрепляет статус органа. Что за орган, его компетенция, принципы организации и т.д.

- Регламент Правительства РФ. Утвержден Постановлением Правительства от 1.06.2004. Документ, регулирующий текущую деятельность правительства:

1. Планирование и организация работы правительства:

1.1.составление планов деятельности правительства (подготовит.работа)

1.2. порядок подготовки проведения заседания (кто присутствует, кто председательствует, если отсутствует председатель и т.д)

1.3. порядок оформления решений, принятых на заседании правительства

2. порядок исполнения поручений, содержащихся в актах правительства

3. порядок внесения в правительство проектов актов, как нормативных, так и индивидуальных.

4. создание правительством межведомственных координационных совещательных органов

5. законопроектные вопросы правительства. 90% проектов ФЗ вносит правительство

6. порядок взаимодействия правительства с органами законодательной и судебной власти

7. порядок работы с обращениями граждан.

Аппарат Правительства.

 

Функционирование правительства как органа само по себе без помощи со стороны невозможно. => кто осуществляет всю техническую работу по обеспечению функционирования деятельности правительства РФ => аппарат правительства РФ.

Аппарат правительства является самостоятельным гос.органом, при этом не являясь органом власти, и вся его деятельность сводится к обеспечению функционирования деятельности правительства РФ.

Положение об аппарате правительства от 01.06.2004 г.

Структура Аппарата Правительства:

Руководитель аппарата

8 секретариатов

3 пол преда в ГД сф и высших судах

22 департамента н-р культура

Организационно-правовые формы деятельности правительства:

3 формы деятельности правительства:

- заседание правительства, в котором участвуют члены правительства, при невозможности присутствовать направляют заместителей. Помимо этого могут приглашаться иные лица, которых затрагивают вопросы, рассматриваемые на заседании + всегда сидят руководители служб и агентств (но вообще не обязательно), к ним могут обратиться, чтобы они дали разъяснения по тому или иному вопросу. Могут сидеть представители субъектов. Заседания проводятся не реже 1 раза в месяц. Ключевые вопросы могут быть рассмотрены (в частности рассмотрение НА) только на заседании. (см.ФКЗ). При этом любой иной вопрос, относящийся к компетенции правительства, тоже может быть рассмотрен на заседании.

- заседание президиума правительства. Заместители председателя = президиум. Формируется для решения текущих вопросов деятельности правительства. Форма обсуждения и выработки решения. Но принимать решение все равно надо на общем заседании. Еженедельно. Любой вопрос, который может быть решен НЕ ТОЛЬКО на общем заседании

 

В компетенции Правительства есть 2 " половинки":

 

- компетенция во внешнеаппаратных отношениях, связанная с руководством отдельными сферами жизнедеятельности населения, в рамках которой правительство принимает нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы в тех или иных отраслях или межотраслевые отношения. (Указано в ФКЗ 13-22)

- компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ). Правительство руководит всеми ОИВ, которые ему подведомственны – ФОИВ, включая министерства, ведомства, агентства. В отношении органов, подчиненных Президенту РФ (), Правительство осуществляет остаточное регулирование в то части, в которой руководство этими органами не урегулировано Указами Президента. Правительство всегда адресует свои акты всем органам власти. Если есть специфика в отношении органов, подчиненных президенту – учитывается.

Компетенционные блоки:

1. Компетенция по регулированию отдельных сфер жизнедеятельности населения (ст.13-22 ФКЗ)

2. Компетенция в системе исполнительной власти – руководит подведомственными ему ФОИВ, а в отношении остальных осуществляет остаточное регулирование:

Утверждает положения о подведомственных ФОИВ

Осуществляет в отношении подведомственных ФОИВ кадровые полномочия (назначение, освобождение от должности, привлечение к дисциплинарной ответственности):

– Заместителей федеральных министров

– Руководителей служб и агентств всех

– Заместителей руководителей служб и агентств, напрямую подведомственных Правительству

– Руководителей органов и учреждений при Правительстве

Вправе отменять и приостанавливать действие актов подведомственных ему ФОИЫ

Распределяет функции и полномочия между ФОИВ в случае их реорганизации

Устанавливает основы регламентного регулирования деятельности ФОИВ

Заслушивает отчеты и дает обязательные для исполнения указания (поручения)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.