Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни диагностики 9 страница






По отношению к учреждению М. р. решает следующие задачи:

- нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;

- совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов социально-культурной деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий;

- информационное обеспечение.

По отношению к специалистам методическая работа решает следующие задачи:

- повышение уровня профессионализма (профессионализма знаний, общения и самосовершенствования);

- ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик, приемов и способов;

- совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов;

- обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга качества услуг;

- поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;

- организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;

- организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников;

- внедрение в практику работы основ научной организации труда.

По отношению к коллективу М. р. решает такие задачи, как:

- согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам социально-культурной деятельности;

- сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;

- способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;

- организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;

- создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространения передового опыта (внешнего и внутреннего).

По отношению к участникам творческих коллективов М. р. обеспечивает оказание учебно-методической помощи по конкретным видам творчества.

Таким образом, мы дали общее представление о М. р. как объекте управления. Рассмотрим теперь сущность и функции методической работы в учреждении культуры.

Функции М. р. в учреждении культуры

  Осуществление связи с " внешней средой" - осмысление и своевременное доведение до каждого члена коллектива социального заказа, современных тенденций, нормативно-правовых и программно-методических требований вышестоящих органов культуры; - внедрение в систему деятельности работников достижений и рекомендаций науки и передовой практики; - трансляция лучшего опыта специалистов учреждений
  Повышение эффективности деятельности коллектива диагностика, коррекция и повышение уровня профессионализма и квалификации сотрудников; - выявление, обобщение и распространение передового опыта; - стимулирование инновационной деятельности, творчества и инициативы сотрудников; - развитие экспериментальной работы
  Повышение индивидуального профессионального мастерства руководителей - диагностика, коррекция и развитие профессионализма знаний каждого руководителя; - развитие и совершенствование прогностических, аналитических, организационных и пр. умений руководителей; - повышение культуры общения, эмоций и волевых проявлений руководителей, саморегуляции деятельности; - формирование и развитие социально значимых мотивов деятельности, нравственных качеств личности; - повышение готовности к профессиональному самосовершенствованию

 

Опираясь на иерархию менеджмента можно выделить следующие уровни управления М. р.:

Стратегический уровень – определение целей системы методической работы в целом и координация деятельности учреждений культуры. Этот уровень представлен органами управления культуры (федеральных, субъектов Российской Федерации, муниципальных); научно-исследовательскими институтами; институтами (факультетами, курсами) повышения квалификации; научно-методическими (учебно-методическими) центрами, кабинетами и т. п.

Тактический уровень – управление процессом методической работы в учреждении культуры в целом и координация деятельности работников, осуществляемые администрацией учреждения и методической службой.

Оперативный уровень – непосредственное управление методической работой в каждый момент времени со стороны руководителей методических объединений.

Управление М. р-ой осуществляется методической службой, которая решает широкий спектр вопросов. Это:

– Образовательные: создание системы непрерывного повышения квалификации руководителей и специалистов по основным направлениям деятельности; повышение управленческой культуры руководителей.

– Информационные: обеспечение профессиональной информацией по различным направлениям социально-культурной и культурно-досуговой деятельности; информационно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности коллектива.

- Консультативные: консультации по различным профессиональным проблемам, оказание помощи творческим коллективам.

- Проектировочные: участие в разработке программ, проектов и др.

- Экспертные: экспертиза разработанных специалистами инновационных форм, методов и средств культурно-досуговых технологий.

- Аналитические: анализ итогов деятельности учреждений.

- Прогностические: прогнозирование направлений деятельности учреждений; перспектив развития методической работы.

Цель планирования м. р. заключается в обеспечении единства действий органа(ов) управления культуры, коллектива(ов) учреждений в определении приоритетов м. р., ее содержания, форм и методов.

При составлении плана необходимо оценивать:

- степень соответствия содержания планируемых мероприятий основным требованиям концепции развития отрасли культуры на долгосрочную перспективу;

- степень соответствия оперативных, тактических, годовых планов стратегическим, перспективным планам развития отрасли культуры, конкретного учреждения(ий);

- степень выполнения и эффективности проведенных за предыдущий период мероприятий;

- конкретность, четкость и персональную ответственность исполнителей и организаторов всех мероприятий;

- глубину и системность планируемых мероприятий.

Планирование м. р. необходимо проводить на диагностической основе. Такое планирование позволяет включить в план те мероприятия, которые необходимы на данный момент времени и на перспективу.

Основными источниками планирования и формирования содержания методической работы являются:

- законы Российской Федерации;

- нормативные документы, инструкции, приказы Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяющие цели и задачи отрасли культуры;

- программы развития учреждений;

- учебники, учебные пособия, позволяющие расширить, обновить традиционное содержание м. р.;

- новые методические исследования, повышающие уровень методической службы;

- инновации, нововведения, новшества, раскрывающие по-новому содержание м. р.;

- пролонгированная диагностика и прогнозирование уровня подготовки специалистов, помогающих определить основные проблемы, задачи методической работы, ее тематику;

- диагностика и анализ слабых звеньев в методической работе и их причин, а также затруднений работников;

- использование информации о массовом и передовом опыте методических служб в отрасли культуры, в городе, регионе, республике.

В целом планируемое содержание м. р. включает в себя следующее:

- углубленное изучение основ теории и практики социально-культурных процессов в обществе;

- изучение новых методов работы на основе теории и опыта специалистов-новаторов, творчески работающих в России и за рубежом;

- изучение нормативных документов органов культуры, вносящих коррективы в финансово-экономические и правовые аспекты деятельности учреждений культуры;

- изучение и обобщение передового опыта работы коллег учреждений культуры, района, города, области и т.д.

Выделение этих компонентов содержания методической работы условно и может меняться в зависимости от конкретных условий.

Организация и руководство м. р. Концептуальной основой стратегии сегодня является методическое сопровождение преобразовательных процессов, происходящих в связи с реформой местного самоуправления, которая влечет за собой масштабную реструктуризацию сети учреждений культурно-досуговой сферы, традиционно ведущей работу по сохранению нематериального культурного наследия. В указанных целях ГРДНТ подготовил издания по правоприменительной практике, аналитические издания по проблемам культуры села, сборник " Досуговые предпочтения: практика регионов" по итогам Всероссийского мониторинга новых форм учреждений культуры. Ведется активная работа по повышению квалификации. Принимается участие в экспертной оценке программы реструктуризации сети в субъектах федерации и концептуальном обеспечении преобразовательных процессов. Готовятся методические рекомендации о критериях преобразования и показателях деятельности сети КДУ в контексте реформ.

Учитывая специфику деятельности в каждом отдельном субъекте федерации, Д(Ц)НТ должны направить свои усилия на создание методики конструирования муниципальной сети учреждений культуры с учетом многовариантности: оптимального, недостаточного и кризисного бюджетов.

Методика должна предусматривать функциональные особенности сетевых единиц с учетом конкурентоспособности предоставляемых услуг, возможности доступа населения к культурным благам.

Создание своевременной методики, позволяющей соблюсти баланс интересов государства, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также баланс интересов государственной культурной политики и населения, является приоритетной задачей методических

служб. Для этого необходимо:

1) Проанализировать интегрированные формы учреждений и организаций культуры и описать технологию их создания.

2) Создать методику преобразования учреждений в новые типы и формы.

3) Создать оптимальный перечень услуг организаций культуры.

4) Создать критерии эффективности деятельности.

5) Создать методику определения штатной численности согласно типу организации по функциям и по группам по оплате труда.

6) Создать методики планирования работы на основе выводов социологических исследований.

7) Создать методики социального партнерства.

8) Продолжить социологические исследования, в т.ч. о влиянии участия в творческих коллективах на интеграцию в социум и формирование успешной психологии личности.

9) Создать систему мониторинга фестивального движения с целью отслеживания эффективности бюджетных затрат.

Мониторинг потребительского спроса на услуги культуры должен стать основой системного анализа для создания новых форм культурной деятельности, преобразования традиционной сети в новые виды организаций культуры разнообразной жанровой направленности.

Совершенствование условий для привлечения инвестиций и расширение спектра предоставляемых услуг культуры позволят оказать положительное влияние на качество жизни населения, сохранить и преумножить культурное достояние народов России.

В целях обеспечения вертикали управления процессами сохранения и развития народного творчества и социокультурной деятельности совместная работа по продвижению информационных и методологических проектов должна стать основой преобразований в сфере народного творчества.

Функции Домов (Центров) народного творчества. Методическое обеспечение и межрегиональная координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развития народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов.

Организационное обеспечение региональных, межмуниципальных государственных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания.

Информационное обеспечение субъектов культурной политики по предмету деятельности. Творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания.

Осуществление общественных связей по вопросам организации и участия в фестивалях, конкурсах и смотрах национальных культур народов России и мира.

Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы.

Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций. Сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества. Сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений в субъектах Российской Федерации.

Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов.

Создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.

Обеспечение аналитических, социологических и маркетинговых исследований по предмету деятельности.

Разработка методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой практики.

Повышение квалификации руководителей и специалистов по предмету деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов, семинаров. Издание методических, рекламных и других материалов по предмету деятельности.

Разработка критериев и Положения о присвоении звания " народный коллектив", обеспечение работы комиссии по присвоению звания " народный коллектив", ведение базы данных о народных коллективах субъектов Российской Федерации.

Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров) народного творчества. Разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций.

Проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов.

Разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений.

Обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, классов. Производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции.

Разработка методических материалов и учебных программ и т.д. Многими субъектами Российской Федерации приняты модельные стандарты деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений, где, в том числе, прописаны и услуги по методическому обеспечению данных учреждений. В качестве примера предлагаем выдержки из Модельного стандарта Свердловской области.

Методическое обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений.Основными задачами методической службы являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.

Основными функциями методической службы являются:

- Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

- Повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;

- Организация участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней;

- Создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;

- Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

- Разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений;

- Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы;

- Сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений.

Узким местом в структуре методических служб остается муниципальный уровень. Методическая служба здесь обычно представлена двумя (тремя) методистам, но ведь именно здесь решаются основные вопросы методического сопровождения деятельности всех учреждений культуры клубного типа муниципального района. Однако возможны и другие формы организации методической работы такие, как научно-методический совет.

Микрофакторы социализации личности – условия, в которых происходит социализация больших или меньших групп людей, выделяемых по различным признакам. Это те институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует: семья, детский сад, школа, внешкольные детские учреждения, религиозные организации, общество сверстников, средства массовой коммуникации и др. институты.

Министерство культуры (лат. – служба, должность) – федеральный или территориальный орган государственного руководства культурой как своеобразной отраслью духовного производства (Министерство культуры и массовых коммуникаций России, Министерство культуры Татарстана, Башкортостана, Свердловской области и др.)

Младший школьный возраст – это период с 7 до 9 лет, в котором происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирование основных социально-нравственных качеств личности. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному называют малым кризисом, которым открывается весь период школьных возрастов. Ему свойственны проблемы готовности ребенка к обучению в школе. Готовность, по мнению А. Запорожца, представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д.

Существуют различные методики формирования различных видов готовности к учению младших школьников через досуговую деятельность. Различные типы и виды досуговых объединений могут помочь в развитии интеллектуальной готовности (расширение кругозора, развитие памяти, формирование произвольного внимания, умственная активность„развитие речи, словарного запаса); нравственной (развитие этических знаний, умений, навыков); эстетической (формирование эстетического восприятия природы, отношений между людьми, развитие эстетических суждений, оценок образцов литературы и искусства, воображения, фантазии, художественных способностей, вкуса, эстетических чувств„ навыков эстетической культуры быта); физической (укрепление здоровья, привитие физической культуры, развитие волевых качеств личности); трудовой (формирование психологической и практической подготовки к труду через внедрение самообслуживания, формирование навыков коллективного труда, создание положительной атмосферы общественно значимого коллективного труда).

Младшие школьники имеют свои предпосылки для освоения специфики творческой деятельности. Зона реального развития восприятия искусства и творчества в этот период включает:

1. Игровую деятельность ребенка как особую форму переживаний путем его вынесения вовне. Это мир значимых для ребенка переживаний и их активного выражения. Игра не просто переживание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Главный компонент в игре – оценочные действия со стороны взрослых и участников. Мотивы игровой деятельности приобретают общественный характер.

2. Эмоциональную отзывчивость на чувственные впечатления, которая обусловлена яркостью, остротой и Свежестью восприятия, наглядной образной памятью, богатством воображения.

3. Восприятие словесного художественного образа на " невербальном" уровне – познание содержания через звукоритмический уровень. Самостоятельное сенсорное освоение детьми качеств и звуков и форм становится материалом для их комбинаций и видоизменений.

Младший школьник потенциально способен выразить в художественной деятельности индивидуальное отношение к явлениям действительности. Характерные психологические особенности детей – эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Ведущими методами организации досуговой деятельности являются игра, театрализация, художественное иллюстрирование. Эффективные формы – массовый утренник, праздник, игры, игровые программы, конкурсы, кружки.

К 8-9 годам у детей формируется готовность к учебе, занятия вызывают положительные эмоциональные переживания, но появляется необходимость в общественной организации впервые появившегося у них свободного времени. Досуговая деятельность должна строиться на основе свободного, нестеснённого рамками условностей, товарищеского общения школьников. Клубная атмосфера даёт возможность максимальной раскованности и необычности деятельности ребёнка, которая проявляется в следующем:

1. Личностная готовность. Она проявляется в интересе к прекрасному. Ее определяет оценка детей своих возможностей.

2. В развитии творческого воображения. Способность к созданию образа, раскрывающая содержание в адекватной чувственно-воспринимаемой форме. Восприятие художественно-творческой деятельности.

3. В развитии качеств, благоприятствующих овладению средствами того или иного вида досуговой деятельности, совокупностью специальных знаний, умений, навыков.

Моделирование – воспроизведение каких-либо объектов, которые по своей сложности и габаритам не поддаются исследованию и изучению в натуре. Моделированием занимаются дети на занятиях по трудовому обучению и в сфере досуга, оно помогает развитию способностей, углублению знаний по основам наук.

Мораль (фр. morale) – форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей, согласования их действий во всех сферах жизни – в труде, быту, политике, семье и т. д.

Мотив – осознанная причина поступка, действия, отношения или высказывания, их внутренняя побудительная сила. Мотив определяется ответом на вопросы зачем? ради чего что- то совершает человек? Мотивом могут быть цели, интересы, эмоции, установки, оценки. Мотивировка человеком своих действий, слов, чувств – это их обоснование приведение доводов в их пользу. Важнейшими внутренними мотивами являются убеждения, стремления, интересы. Внешние мотивы – это угроза, требование, наказание, награда, похвала, соревнование, давление группы и др.

Музей (греч. – храм муз) – научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, осуществляющее комплектование, учет, хранение, изучение, популяризацию памятников истории и культуры, природных объектов, достижений различных отраслей производства.

Навык – действие, характеризующееся высокой мерой освоения более сложной деятельности. На этой ступени действие становится автоматизированным, так как сознательный контроль настолько свернут, что возникает иллюзия его полного отсутствия. При этом действие выполняется слитно, как единое целое, легко и быстро. Высокая степень освоения отличает навык от умения, которое предполагает такую меру освоения, когда для правильного выполнения действия необходим в большей или меньшей степени развёрнутый сознательный самоконтроль. Умение – это осознанное использование системы навыков и знаний о них в деятельности в целом.

«Народное творчество» – научно-популярный иллюстративный журнал, учрежденный Министерством культуры РФ и Государственным республиканским центром русского фольклора.

Национально-культурный центр – разновидность культурно-досуговой организации, реализующая задачи культурной консолидации определенного этноса, возрождения, развития и трансляции его традиционной культуры.

Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Непрерывное образование – целенаправленная систематическая познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений, навыков, получаемых в общих и специальных учебно-воспитательных, культурно-досуговых учреждениях, учреждениях дополнительного образования, а также путем самообразования.

Неформальные самодеятельные объединения молодёжи – группы молодых людей, которые возникают стихийно, на основе общего, объединяющего их увлечения музыкой, танцами или иной деятельностью. Они существуют более или менее длительное время, отличаются определенной направленностью интересов, деятельности, общения, сотрудничества, условиями, атрибутами, символикой.

Ниша – это определённое пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворять те или иные потребности (Ю.С. Мануйлов).

Норма нравственная – система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие.

Норма социальная – система представлений, составляющая определённый шаблон поведения, разделяемый членами социальной группы и необходимый для совершения совместных согласованных действий.

Нравственное воспитание – 1 ) одно из направлений культурно-досуговой работы, способствующее формированию у личности принятых в обществе нравственных качеств, чувств, норм;

2) это формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе, что во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности.

Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Известно, что сочувствие, сострадание, готовность приходить на помощь, утверждать новое вырабатываются не в спокойном, чисто интеллектуальном усвоении моральных норм и правил, а в борьбе со злом за утверждение передового и справедливого. Вот почему нет ничего важнее такой организации жизни и деятельности ребенка, при которой он на практике ощутит значимость и необходимость моральных требований, самостоятельно откроет их для себя и реализует во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Это выдвигает на первый план практическую деятельность детей и прежде всего труд, приносящий общественную пользу.

Главнейшая задача – воспитать человека, отличающегося ясно видимой целью, готового ради нее действовать. Как бы ни были основательны убеждения человека они приобретают силу, лишь претворяясь в поступок. Здесь особенно важен личный пример воспитателей, ибо личность формируется только под воздействием личности. Ведь следование убеждениям – не врожденное качество, оно вырабатывается воспитанием. Человек, не воспитанный в родном доме на любви к труду, преданности долгу, честности, не подготовлен к борьбе с жизненными трудностями. Не случайно наши предки руководствовались правилом: люди сильны правдой своих отцов. Вот почему нравственное воспитание – задача не только государства и школы, но и обязанность родителей.

Обозрение – драматургическая основа для сценического представления, а также само это представление. О. называют также цикл взаимосвязанных мероприятий, объединенных одной темой или местом проведения. В культурно-просветительной работе с О. на местные темы и сюжеты выступают агитбригады. Каждый взятый из жизни факт подвергается литературно-художественной обработке и становится таким образом фрагментом будущего О. Для того, чтобы агитбригадное выступление выглядело завершенным по форме, специалисты и режиссеры придумывают тот или иной сюжетный ход – путешествие, поиск неиспользованных резервов, перекличка трудовых коллективов и т. п. Отдельные же фрагменты увязываются друг с другом «мостиками», в результате чего получается логически развивающееся во времени и пространстве сценическое представление. В жанре О. решаются и многие эстрадные концерты, выступления цирковых коллективов. Известны также рок-О., представляющие собой несколько показываемых одна вслед за другой программ рок-групп различных стилей и направлений. Еще одним примером О. может служить кинопанорама – показ отрывков из репертуара предстоящего месяца с аналитическими комментариями к ним. Такие кино-О. проводятся как телевидением, так и непосредственно в кинотеатрах и клубных учреждениях. Это одна из распространенных форм работы со зрителями с целью их психологической подготовки к просмотру запланированных к показу кинолент, особенно если речь идет о кинопремьерах, тематическом кинопоказе или фильмах, получивших противоречивые оценки со стороны профессиональных кинокритиков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.