Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематика докладов и сообщений студентов






1. Культура речи учителя и профессионализм. Преподавание как творческое взаимодействие учителя и ученика.

2. Профессионально значимые речевые произведения педагога.

3. Представление социолингвистики о современной языковой ситуации. Влияние социолингвистических исследований на теорию преподавания русского языка.

4. Квалификация понятия «современная языковая ситуация» в контексте лингвометодики

5. Активные процессы в современном русском языке (конец XX – начало XXI вв.) и их влияние на содержание обучения русскому языку.

6. Общение и его виды. Правила общения в современной языковой ситуации.

7. Виды общения. Составление рекомендаций для пособия по культуре речи. Конспект урока на тему: «Учись хорошо общаться».

8. Языковая игра: современное состояние вопроса. Возможности применения языковой игры в обучении русскому языку.

9. Языковая игра в средствах массовой информации и рекламе. Возможности применения языковой игры в обучении русскому языку.

10. Языковые игры в интернет-коммуникации: методический аспект.

11. Коммуникативная неудача и причины её возникновения в языке средств массовой информации.

12. Понятие интертекстуальности в методике обучения языку. Интернет как гипертекст.

13. Задачи и содержание работы по развитию навыков связной устной речи школьников в современной языковой ситуации.

Разработка учебных задач, дидактических игр для уроков развития речи и внеклассных мероприятий по предмету (по выбору студентов).

14. Обучение устному ответу на лингвистическую тему, по опорным словам, по обобщающим таблицам, с использованием средств наглядности.

Составление коммуникативных задач. Конспект урока на тему: «Обучение устному ответу».

15. Лингвистический аспект русского речевого этикета.

Написание страниц учебника на тему: «В чём состоит вежливость».

16. Поздравление – приветствие – пожелание. Обучение построению текста поздравления.

Составление конспекта урока на тему: «Поздравление как текст».

17. Штампы в современной устной и письменной речи. Современные клише и штампы.

Написание страниц учебника и разработка задач на тему: «Избегай штампов в своей речи».

18. Притчи, рассказы, анекдоты в современной устной речи.

Составление урока на тему: «Яркое средство убедительности».

19. Экспрессивные ресурсы русского языка. Каламбур, ирония как фигуры речи на уроках русского языка.

20. Воспитание чувства юмора на уроках русского языка. Методика обучения средствам комического.

Написание страниц учебника и составление задач на тему: «Образно-эмоциональная выразительность речи».

21. Роль орфоэпии и интонации в речевом общении.

Написание страниц учебника на тему: «Голос как средство коммуникации».

22. Роль невербальных средств общения, их значение для установления контакта.

Составление конспекта урока развития речи с использованием отрывков из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, А. П. Чехова (по выбору студентов).

23. Жанры речи, возникшие в интернете. Методика применения гипертекстов в обучении родному языку.

24. «Живой журнал». Блоги. Движение блоггеров. Методический потенциал применения блогов в обучении родному языку.

25. Художественная литература в Рунете.

26. Интернет как гипертекст. Интерактивность интернета. Роль компьютерных технологи в расширении диалогичности публичного общения.

27. Развитие металингвистических умений школьников в современных условиях обучения языку.

28. Обучение школьников устному ответу, составленному на основе наблюдений, по картине, фильму, спектаклю. Методика обучения составлению рассказа (устный рассказ, рассуждение проблемного характера).

Составление коммуникативных задач. Конспект урока на тему: «Обучение устному ответу».

29. Методика обучения составлению рассказа (рассказ необычного построения, юмористический рассказ).

Составление конспекта урока по развитию речи (по выбору студентов).

30. Воспитание культуры восприятия звучащей речи. Составление урока на тему: «Учись слушать».

31. Обучение школьников рецензированию и саморецензированию как способу выражения аргументированной оценки.

Составление задач и конспекта урока по обучению рецензии.

32. Формирование информационно-коммуникативных умений и навыков с целью социализации современных школьников.

33. Медиаобразование современных школьников и обучение родному языку.

34. Лингвометодические проблемы обучения в современной языковой ситуации.

35. Обращение современной методики обучения речи к достижениям риторики как к способу оптимизации всего процесса коммуникации.

36. Эстетическая функция русского языка в системе его преподавания. Воспитание языкового эстетического вкуса.

37. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания.

38. Новые педагогические технологии в современной языковой ситуации.

39. Формирование металингвистических умений при обучении русскому языку.

40. Языковая игра в современной коммуникации.

41. Лингвистический аспект русского речевого этикета.

42. Воспитание чувства юмора на уроках русского языка. Методика обучения средством комического.

43. Формирование информационно-коммуникативных умений школьников в современных условиях обучения.

44. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов.

5. Список вопросов и требования к зачёту

5.1. Вопросы к зачёту

1. Развитие и воспитание личности средствами предмета «Русский язык» в современных условиях.

2. Повседневное языковое существование как предмет изучения.Языковой опыт. Языковая личность.

3. Соотношение понятий: «филология в науковедении» и «филологическое образование в лингводидактике».

4. Предпосылки возникновения языковой способности у детей, языковое чутьё, восприимчивость к семантике языковых единиц, развитие образного строя речи.

5. Языковая ситуация как социолингвистический феномен.

6. Внешние и внутренние факторы, формирующие языковую ситуацию.

7. Металингвистическая, лингвокреативная и информационно-коммуникативная составляющие в содержании обучения родному языку.

8. Единство и соотношение теории и практики как важнейшая проблема при обучении русскому языку в школе. Пути оптимального соотношения теории и практики в обучении русскому языку.

9. Психология об особенностях формирования лингвистических понятий.

10. Лингвометодические проблемы обучения в современной языковой ситуации.

11. Языковая рефлексия и металингвистическая деятельность носителей языка в условиях применения информационно-коммуникационных технологий.

12. Воспитание языкового эстетического вкуса школьников в современных условиях обучения.

13. Понятие культуроведческого аспекта как аспекта приобщения к русской культуре, познания её и развития ценностно-ориентационной культуры школьника, его национального самосознания.

14. Направления в определении содержания и путей реализации культуроведческого аспекта – обучение русскому языку в контексте русской культуры и диалог культур.

15. Современная образовательная технология в аспекте личностно ориентированного подхода в обучении.

16. Учебно-методические комплексы обучения русскому языку в современной языковой ситуации.

17. Металингвистические умения школьников как осознанные практические действия по интерпретации и трансформации языкового материала. Барьеры в развитии металингвистических умений школьников, система мер по их преодолению.

18. Методы формирования металингвистических умений. Организация лабораторно-практических занятий с целью развития и формирования металингвистических умений школьников.

19. Компоненты информационно-коммуникативной деятельности школьников в современных условиях обучения.

20. Текст как ключевое понятие информационно-коммуникативной деятельности. Средство формирования информационно-коммуникативных умений – электронный (нехудожественный текст).

21. Функционирование родного языка в Рунете. Сетевая коммуникация и SMS-общение, основанные на разных формах языковой игры.

22. Учебные ситуации с привлечением информационно-коммуникационных технологий. Диалог с гипертекстами и медиатекстами.

23. Контроль знаний, умений и навыков на уроках русского языка как одна из актуальных проблем современной методики.

24. Функции и виды контроля по русскому языку в современных условиях обучения.

25. Технология проверки, виды измерителей лингвистической и коммуникативной компетенций. Критерии и нормативы оценки творческих работ учащихся по русскому языку.

 

5.2. Требования к зачёту

Зачёт по спецкурсу проводится в 5 семестре, по спецсеминару – в 6 семестре. Зачёт проверяет готовность студентов к ведению профессиональной деятельности. Вопросы предполагают контроль общих и частных методических умений. Каждый студент имеет право воспользоваться лекционными материалами, методическими разработками. Зачёт предполагает переосмысление изученного материала, методическую рефлексию. Оценивается ответ по следующим параметрам:

– уровень методических знаний и умений;

– способность к методической рефлексии;

– знание основных технологических приёмов применения информационных технологий;

– ориентация в современных тенденциях образования;

– способность к методической рефлексии;

– речевое поведение и дискурсивные умения студента.

«Зачёт» выставляется студенту, если он показал знание теории, видение логической структуры и закономерностей соответствующей науки, хорошее осмысление основных вопросов проблемы, умея при этом раскрывать педагогические понятия на различных примерах. Ответ по форме относительно логичен, содержателен.

«Незачёт» выставляется, если студент не владеет (или владеет в незначительной степени) основным программным материалом в объёме, необходимым для профессиональной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.