Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебники и учебные пособия. 5. Антропология языка. Выпуск 1 / под ред






5. Антропология языка. Выпуск 1 / под ред. С. Р. Омельченко
М.: Флинта, 2010. – 113 с. – Университетская библиотека online. – URL: https://www.biblioclub.ru/79447_Antropologiya_yazyka_Vypusk_1.html. – М., 2012.

6. Браун, Н. Странности нашего языка. Занимательная лингвистика [Электронный ресурс] / Н. Браун; пер. О. И. Перфильев. – М.: РИПОЛ Классик, 2010. – 272 с. – Университетская библиотека online. – URL: https://www.biblioclub.ru/53904_Strannosti_nashego_yazyka_Zanimatelnaya_lingvistika.html – М., 2012.

7. Маринова, Е. В. Больные вопросы родной грамматики [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. В. Маринова. – М.: Флинта, 2012. – 76 с. // Университетская библиотека online. – URL: https://www.biblioclub.ru. – М., 2012.

8. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

9. Чурилина, Л. Н. «Языковая личность» в художественном тексте [Электронный ресурс] / Л. Н. Чурилина. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2011. – 240 с. // Университетская библиотека online. – URL: https://www.biblioclub.ru/94999_Yazykovaya_lichnost_v_khudozhestvennom_tekste.html – М., 2012.

 

Дополнительная литература

10. Крысин, Л. П. Слово в современных текстах и словарях [Электронный ресурс] / Л. П. Крысин. – М.: Знак, 2008. – 321 с. – Университетская библиотека online]. – URL: https:// www. biblioclub.ru /73294 _Slovo_ v_ sovremennykh tekstakh_i_slovaryakh.html. – М., 2012.

11. Литвиненко, Т. Е. Интертекст в аспектах лингвистики и общей теории текста [Электронный ресурс] / Т. Е. Литвиненко. – Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2008. – 311 с. – Университетская библиотека online. – URL: https:// www. biblioclub. ru/ 89746_Intertekst_v_aspektakh_lingvistiki_i_obschei_teorii_teksta.html. – М., 2012.

12. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 223 с. – https://www.biblioclub.ru/78518_Interaktivnye_metody_obucheniya.html

Тематические планы спецкурса и спецсеминара

Тематический план спецкурса

  Содержание лекций Кол-во часов
1. Введение в спецкурс. Основные задачи спецкурса. Современные психолого-педагогические стратегии и теория обучения русскому языку в школе. Философия о содержании и средствах образования на этапе перехода от индустриального к информационному обществу. Две образовательные парадигмы переходного периода: формирующая (традиционная) и личностно ориентированная (гуманистическая). Общекультурная направленность содержания общего образования. Формирование компетентностей и реализация деятельностного подхода. Повседневное языковое существование как предмет изучения. Обращение современной методики преподавания русского языка к достижениям лингвистики и психологии. Психолингвистические исследования и задачи формирования коммуни­кативной компетенции школьников.Языковой опыт. Языковая личность. Способность к лингвистическому творчеству. Речь как способ самовыражения личнос­ти  
2. Русский язык в системе филологического образования. Основные проблемы обновления лингвистического образования школьников: сохранение в глобализующемся мире национального языка, языковой культуры; обучение родному языку в неоднозначных условиях сложившейся языковой ситуации; использование информационно-коммуникационных технологий с целью формирования общеучебных умений на уроках русского языка. Цель, содержание и принципы филологического образования.  
3. Квалификация понятия «современная языковая ситуация» в контексте методики русского языка. Целесообразность введения понятия «современная языковая ситуация» в теорию методики русского языка. Языковая ситуация как социолингвистический феномен, состоящий из экстралингвистических и собственно лингвистических компонентов. Внешние факторы, формирующие языковую ситуацию. Современные изменения в области нормативно-стилистического употребления, сфер коммуникации и лексического состава словаря русского языка. Изменения в языковой картине мира носителей русского языка, разрушение традиционных представлений о коммуникативной ответственности и соблюдении речевой культуры. Усиление металингвистической, лингвокреативной и информационно-коммуникативной составляющих в содержании обучения родному языку. Стратегические направления, определяющие содержание обучения в современной языковой ситуации  
4. О соотношении теории и практики при обучении русскому языку в современных условиях. Развитие и формирование школьников при обучении русскому языку. Единство и соотношение теории и практики как важнейшая проблема при обучении русскому языку в школе. Психология об особенностях формирования лингвистических понятий. Пути оптимального соотношения теории и практики в обучении русскому языку. Реализация принципа связи теории и практики в современных условиях обучения русскому языку как методологический принцип. Анализ метапредметных и личностных результатов обучения школьников русскому языку  
5. Лингвометодические проблемы обучения в современной языковой ситуации. Социолингвистика, психолингвистика и лингвокультурология о факторах, отрицательно влияющих на уровень современного обучения русскому языку в школе. Понятие «лингвометодические проблемы». Языковая среда современного школьника. Связь лингвометодических проблем с характером социально-культурной ситуации и спецификой образовательного пространства в определённый период, а также с уровнем подготовки учителя-словесника. Активизация языковой рефлексии и металингвистической деятельности в условиях применения информационно-коммуникационных технологий. Возникновение потребности формирования элементарных навыков медиа-грамотности у школьников. Обучение школьников различным формам передачи информации, технологическим приёмам, стилевым особенностям словесного образа в глобально-сетевом пространстве  
6. Эстетическая функция русского языка в системе его преподавания. Изучение эстетической функции – одно из важнейших направлений преподавания русского языка в современной языковой ситуации. Осознание учащимися эстетической функции родного языка. Активное развитие у школьников языкового эстетического чувства, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности. Формирование потребности совершенствовать свою речь, приближая её к эстетическим идеалам. Художественный текст – объект особого внимания при обучении в современной языковой ситуации. Гипертексты и медиатексты при обучении русскому языку. Введение понятий «интертекстуальность» и «языковая игра» в обучение с целью формирования лингвистического мировоззрения школьников. Особенности содержания современных курсов словесности в системе филологического образования в школе  
7. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания. Понятие культуроведческого аспекта как аспекта приобщения к русской культуре, познания её и развития ценностно-ориентационной культуры школьника, его национального самосознания. Проблема национальной культуры в обучении языкам. Национально-культурный компонент в преподавании русского языка. Лингвотеоретические предпосылки. Формирование русской языковой картины мира. Два направления в определении содержания и путей реализации культуроведческого аспекта: обучение русскому языку в контексте русской культуры; диалог культур. Основная направленность культуроведческого аспекта – осознание учащимися феномена русского языка – его богатства, самобытности, национального своеобразия  
8. Формирование металингвистических умений при обучении русскому языку. Металингвистические умения школьников как осознанные практические действия по интерпретации и трансформации языкового материала, отражающиеся в форме суждения и теоретизировании на лингвистическую тему. Приёмы и виды трансформаций лингвистической информации. Владение металингвистическими умениями – свидетельство успешного развития интеллектуальных и творческих способностей школьника. Развитие металингвистических умений школьников посредством содержания учебной деятельности, посредством организации учебной деятельности, с помощью социально-психологических и воспитательных воздействий. Группы металингвистических умений. Барьеры в развитии металингвистических умений школьников, система мер по их преодолению. Отбор лингводидактического материала для системы развития металингвистических умений. Методы формирования металингвистических умений. Организация лабораторно-практических занятий с целью развития и формирования металингвистических умений школьников  
9. Формирование информационно-коммуникативных умений школьников в современных условиях обучения. Новая медиальная культура, технизация общения, медийность – черты нового коммуникативного пространства эпохи постмодернизма. Формирование в эпоху постмодернизма новой стратегии сознания, ориентированной на свободу выбора, на интертекстуальную игру. Понятие информационно-коммуникативной деятельности школьников. Компоненты информационно-коммуникативной деятельности школьников в современных условиях обучения. Овладение информационно-коммуникативными умениями и навыками как существенными элементами культуры – условие социализации учащихся. Информационно-коммуникативные умения. Текст как ключевое понятие информационно-коммуникативной деятельности: средство обучения, результат деятельности, предмет анализа, продукт вторичного текстообразования. Средство формирования информационно-коммуникативных умений – электронный (нехудожественный текст). Рассмотрение текста в школьном обучении русскому языку как динамической единицы коммуникации, формирование умений создавать текст с использованием текстового редактора, автоматизированных словарей различных типов. Функционирование родного языка в Рунете – предмет изучения информатики, лингвистики, методики преподавания русского языка. Сетевая коммуникация и SMS-общение, основанные на разных формах языковой игры. Учебные ситуации с привлечением информационно-коммуникационных технологий. Диалог с гипертекстами и медиатекстами  
Итого:  

Тематический план спецсеминара

  Содержание практических занятий Кол-во часов
1. Введение в спецсеминар. Основные задачи спецсеминара. Современные психолого-педагогические стратегии и теория обучения русскому языку в школе. Философия о содержании и средствах образования на этапе перехода от индустриального к информационному обществу. Две образовательные парадигмы переходного периода: формирующая (традиционная) и личностно ориентированная (гуманистическая). Язык и речь, их основные функции, виды общения. Стили и формы речи. Речь письменная и устная, кодифицированная и разговорная. Ситуации и правила общения. Речь учителя. Культура речи и профессионализм. Профессионально значимые речевые произведения педагога. Учебно-речевые ситуации общения на уроках русского языка  
2. Языковая ситуация как социолингвистический феномен, состоящий из экстралингвистических и собственно лингвистических компонентов. Повседневное языковое существование как предмет изучения. Основные проблемы обновления лингвистического образования школьников. Обучение родному языку в неоднозначных условиях сложившейся языковой ситуации; использование информационно-коммуникационных технологий с целью формирования общеучебных умений на уроках русского языка. Усиление металингвистической, лингвокреативной и информационно-коммуникативной составляющих в содержании обучения родному языку  
3. Квалификация понятия «современная языковая ситуация» в контексте методики русского языка. Изменения в языковой картине мира носителей русского языка, разрушение традиционных представлений о коммуникативной ответственности и соблюдении речевой культуры, вызванные социально-экономическими и общественными катаклизмами в России 80–90-х гг. XX века. Внешние и внутренние факторы, формирующие языковую ситуацию. Современные изменения в области нормативно-стилистического употребления, сфер коммуникации и лексического состава словаря русского языка  
4. Языковая среда современного школьника. Социолингвистика, психолингвистика и лингвокультурология о факторах, отрицательно влияющих на уровень современного обучения русскому языку в школе. Понятие «лингвометодические проблемы». Связь лингвометодических проблем с характером социально-культурной ситуации и спецификой образовательного пространства в определённый период, а также с уровнем подготовки учителя-словесника. Реализация принципа связи теории и практики в современных условиях обучения русскому языку как методологический принцип. Анализ метапредметных и личностных результатов обучения школьников русскому языку  
5. Лингвометодические проблемы обучения в современной языковой ситуации. Социолингвистика, психолингвистика и лингвокультурология о факторах, отрицательно влияющих на уровень современного обучения русскому языку в школе. Понятие «лингвометодические проблемы». Языковая среда современного школьника. Связь лингвометодических проблем с характером социально-культурной ситуации и спецификой образовательного пространства в определённый период, а также с уровнем подготовки учителя-словесника. Активизация языковой рефлексии и металингвистической деятельности в условиях применения информационно-коммуникационных технологий. Возникновение потребности формирования элементарных навыков медиа-грамотности у школьников. Обучение школьников различным формам передачи информации, технологическим приёмам, стилевым особенностям словесного образа в глобально-сетевом пространстве  
6. Внедрение информационных технологий при обучении в современной языковой ситуации. Принципы обучения на основе информационных технологий: принцип модульности, принцип системного квантирования, принцип проблемности, принцип когнитивной визуализации. Учебно-методические комплексы обучения русскому языку в современной языковой ситуации. Современный кабинет русского языка. Художественный текст – объект особого внимания при обучении в современной языковой ситуации. Гипертексты и медиатексты при обучении русскому языку. Введение понятий «интертекстуальность» и «языковая игра» в обучение с целью формирования лингвистического мировоззрения школьников  
7. Развитие металингвистических умений школьников посредством содержания учебной деятельности, посредством организации учебной деятельности, с помощью социально-психологических и воспитательных воздействий. Лингвотеоретические предпосылки. Формирование русской языковой картины мира  
8. Новая медиальная культура, технизация общения, медийность – черты нового коммуникативного пространства эпохи постмодернизма. Овладение информационно-коммуникативными умениями и навыками как существенными элементами культуры – условие социализации учащихся. Сетевая коммуникация и SMS-общение, основанные на разных формах языковой игры. Учебные ситуации с привлечением информационно-коммуникационных технологий. Диалог с гипертекстами и медиатекстами  
9. Формирование информационно-коммуникативных умений школьников в современных условиях обучения. Понятие информационно-коммуникативной деятельности школьников. Компоненты информационно-коммуникативной деятельности школьников в современных условиях обучения. Овладение информационно-коммуникативными умениями и навыками как существенными элементами культуры – условие социализации учащихся. Средство формирования информационно-коммуникативных умений – электронный (нехудожественный текст). Рассмотрение текста в школьном обучении русскому языку как динамической единицы коммуникации, формирование умений создавать текст с использованием текстового редактора, автоматизированных словарей различных типов. Функционирование родного языка в Рунете – предмет изучения информатики, лингвистики, методики преподавания русского языка. Учебные ситуации с привлечением информационно-коммуникационных технологий  
Итого:  





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.