Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития джаз танца. Соединенные Штаты Америки привнесли в мировую хореографическую эволю­цию два художественных элемента: свободный танец Айседоры Дункан и






Соединенные Штаты Америки привнесли в мировую хореографическую эволю­цию два художественных элемента: " свободный" танец Айседоры Дункан и афро-американский джазовый танец. Последний был привезен неграми - рабами из Аф­рики, но исторически сложился и эволюционировал именно в США. Художествен­ная особенность джазового танца - совершенная свобода движений всего тела тан­цора и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценическо­го пространства. Джазовый танец - это, прежде всего воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи, как это происходит в танце модерн.

Джаз как художественное явление - это результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племен Африки. Каждое негритянское пле­мя имеет свой собственный набор танцев с определенными ритмами для каждого конкретного случая. Ритмы меняются даже в зависимости от времени года и четко дифференцированы. Чтобы полностью исполнить многие из них, требуется более четырех часов.

В течение трехсот лет, с XVI до XIX века, черных рабов везли из Африки в стра­ны Латинской Америки и США. Попав в Америку, они достаточно быстро восста­навливали свои праздники и обычаи. Но, приспосабливаясь, вместо барабанов чер­ное население Америки использовало хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами. Если в Африке обычаи, праздники, танцевальные и песенные ритмы были свои у каждого племени, в Америке они смешались в единое целое.

Одновременно шел и другой процесс. Поскольку основной контингент населения США состоял из ирландских, шотландских и английских переселенцев, то танцы именно этих национальных культур были важной составной частью искусства и повседневной жизни. Эти танцы можно разделить на две большие группы. К пер­вой принадлежали так называемые " кантри данс", т. е. сельские танцы, носившие фольклорный характер и исполняемые группой или дуэтом. Ирландские танцы " Джиг" и " Клог" исполнялись в специальной деревянной обуви, с помощью кото­рой выстукивался ритм. Ко второй группе танцев, популярных в это время, относи­лись бальные танцы - менуэт в XVIII веке, котильон, контрданс, кадриль и галоп в XIX веке.

Ярким примером слияния европейской и африканской традиций, встретивших­ся на американской земле, и давших новые художественные формы является жанр ринг-шаут. Он представляет собой групповой танец с пением, являвшийся кульми­нацией молитвенного собрания негров. Исполнители двигаются по кругу друг за другом против часовой стрелки, не отрывая ног от пола, как бы шаркая, плечи со­гнуты, руки расставлены, продвижение происходит за счет быстрых резких движе­ний корпуса, что придает танцу интенсивность, динамику. Зрители, расположив­шиеся в стороне, ритмично хлопают в ладоши и топают ногами, что создает слож­ный ритмический узор. Проповедник издает те или иные возгласы, молящиеся от­вечают ему. Исполнение ринг-шаут требует значительного физического напряже­ния, к кульминации танец достигает большого эмоционального накала, пляска прерывается, раздаются крики, начинается кружение участников, впадающих в экстаз. Африканские корни ринг-шаут прослеживаются в сложных полиритмич­ных движениях, при которых каждый мускул, голова, руки, ноги подчиняются об­щему характеру танца, но при этом сохраняют известную автономию. К традициям Черного континента восходит и продолжительность танца с пением, длящегося много часов подряд с постепенным ускорением темпа, ростом активизации движе­ния и с достижением гипнотического состояния участников.

Негритянский принцип " круга" можно проследить и в бразильской Roda, кото­рую исполняли рабы, ввозимые из Африки в Бразилию. Танец требует использова­ния не только физической силы, но и интуиции и умения предвидеть действия оп­понента, в шутливых атаках контратаковать так, чтобы предоставить возможность сопернику ощутить свою силу. Задача танцоров - гармонично соединить в мощном потоке баланс, гибкость акробатики, грацию танца, скорость, силу и хитрость борьбы под ритмы музыки. Эти два направления культуры - европейское и негри­тянское - в Новом Свете оказывали влияние друг на друга, и в конце концов асси­милировались. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс зарождения джа­зового танца как направления происходил на основе африканской культуры, т. е. ритмов и танцев фольклорного характера, на которые накладывались различные наслоения: этнические, религиозные, эстетические, геополитические.

В конце XVIII века в крупных городах либерального Севера возникли музыкаль­ные шоу для белой публики, в которых белые исполнители, надев маски негров и их костюмы, имитировали африканские песни и танцы. Конечно, они не были идентичны оригиналу, однако экзотичность и гротесковость подобных зрелищ бы­ла хорошей приманкой для публики. В 1830 году в театре города Луисвиль Томас Дортмунд Раис поставил спектакль, в котором принял участие знаменитый черный танцор того времени Уильям Хенри Лейн - " Мастер Джуба". Это был первый черно­кожий исполнитель, чье имя сохранила история джазового танца.

Черных актеров стали допускать на сцену только после окончания в 1865 году Гражданской войны в США. Однако черных трупп было очень мало, и, чтобы заво­евать симпатии белых зрителей, они должны были показывать себя только в отри­цательно-ироническом стиле, поэтому в основном получили развитие такие жанры сценического искусства, как скетч, водевиль и комедия. Именно в этих жанрах стал развиваться джазовый танец как танец театральный, составляющий единое Целое с пением и музыкой. Этот путь развития привел в XX веке к появлению тако­го типично американского жанра, как мюзикл.

Единственной для черного исполнителя возможностью попасть на сцену было участие в танцевальных конкурсах, которые имели огромную популярность в то время. Излюбленными конкурсными танцами являлись " Джиг" и " Кекуок". Пер­вый был сольным танцем, второй - парным. Зачастую танцоры держали на голове стакан с водой, а белые зрители заключали пари, у кого из танцующих в конце со­ревнования останется большее количество воды.

Хотя черные исполнители получили доступ на профессиональную сцену, однако существовало мнение, что " черный" танец - это отдельные, нелогичные и неумелые движения. С течением времени, и белые танцоры стали понимать очарование и сложность танца этого направления. Одним из первых исполнителей негритянско­го танца стал Джордж Примроуз, творческая карьера которого началась в 1867 году.

" Черный" танец остался приоритетным и в представлениях " театра менестре­лей", постепенно превращавшихся в пышные шоу. В 1880 году Джеймс Мак-Артур первым начал использовать в своих танцевальных шоу танцевальную технику чер­ных исполнителей. Примерно в это же время родилась в Новом Орлеане и джазовая музыка.

Начиная с 90-х годов и до конца второй мировой войны - следующий этап разви­тия джазового танца как особой техники, со своей школой, определенным лексиче­ским модулем и системой движения. Именно в это время джазовый танец оказыва­ет огромное влияние не только на театральный и бытовой танец, но и на балетный театр. Жанровая природа джазового танца становится все менее очевидной. Взаи­мовлияние " черного" и " белого" танца все возрастает, теряется фольклорный ха­рактер танца. Все это и обуславливает выделение джазового танца в отдельное на­правление танцевальной техники.

В промежутке между 1890 и 1916 годами происходит настоящий взрыв популяр­ности " черных" танцев и в области бытового танца. Их танцует весь Новый и Ста­рый Свет. " Чарльстон", " Блэк Боттон", " Ту стэп", " Биг Аппл", " Чикен стретч", " Дрэг", " Шимми", " Конго", " Фанки Бат" сменяли друг друга с невероятной быст­ротой. К этому же времени относится появление слова " джаз" и " джазовый танец". Это слово происходит от многих корней, но исследователи склоняются к тому, что оно употреблялось неграми и как существительное и как глагол. В качестве сущес­твительного оно переводится как " сила, порывистость, экстаз". А в качестве глаго­ла - " возбуждать, активизировать, восхищать".

1917-1930 годы - вершина развития джазового танца. " Черный" танец и музыка становились неотъемлемой частью музыкальных спектаклей на Бродвее и в Гарле­ме. Выдающиеся исполнители того времени - Билл Робинсон, Берт Вильяме, Бэк и Баболс были в центре всех музыкальных представлений в " черном" варьете Гарле­ма - столицы негритянского искусства и культуры, история которого началась с 1920 года.

С шоу " Шафл Элонг" (1921) началась традиция " черных" ревю на Бродвее. Мно­гие шоу путешествовали и по городам Европы, знакомя публику Старого Света с но­выми направлениями танца и музыки. Эл Танер, Эвон Лонг, Элвис Витман - эти имена были знакомы не только зрителям США, но и во многих странах Европы. В 1922 году на Бродвее уже было поставлено три " черных" мюзикла: " Старт мисс Лиззи", " Планштэйн ревю" и " Лайза".

Джазовый танец, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный танец, постепенно становился особым видом танцевального ис­кусства. Он постепенно захватывает и всю Европу. В шоу и музыкальных спектак­лях блистали " черная Венера" - Жозефина Бейкер (" Шоколадный денди"), Билл Джанглз Робинсон - лучший исполнитель степа и другие.

В 30-е годы интерес к джазовому танцу несколько угасает. Это вызвано тем, что." черное" искусство было чисто развлекательным. Многие хореографы пытались со­здать языком джазового танца более серьезные по теме произведения, однако эти попытки не всегда были успешными.

В 1931 году Хемсли Уинфилд основал " Негритянский театр искусств", прима-балериной которого была Эдна Гэй. Она пыталась танцевать спиричуэлс и создала новый стиль танца, объединивший африканскую пластику и достижения танца мо­дерн.

В 1933-м Дорис Хэмфри создала хореографию негритянской оперы " Бегите, ма­ленькие дети". Это была первая попытка создать серьезное произведение на основе негритянского искусства.

Подлинный успех принесла постановка в 1935 году оперы Дж. Гершвина " Пор-ги и Бесс". Хотя роль хореографии в этом спектакле была ограничена, он оказал громадное влияние не только на музыкантов, но и на хореографов, которые в своем творчестве стали обращаться к " черной" теме.

Но наиболее известным хореографом, танцовщицей, писателем, этнографом и антропологом была Кэтрин Данхэм - человек, которому джазовый танец обязан те­орией и методикой. Глубоко изучив историю и конкретно африканские народные танцы, она включила их элементы в свою хореографию. Можно с уверенностью на­звать точную дату превращения " черного" танца в сценическое искусство. Это 18 апреля 1940 года, когда Кэтрин Данхэм представила в Нью-Йорке свою первую джазовую постановку " Тропики и горячий Джаз" с подзаголовком " От Гаити до Гарлема". Содержанием спектакля являлся путь " черного" джазового танца из Вест-Индии, Нового Орлеана и до Гарлема. Этот балет принес известность не толь­ко Кэтрин, но и выступавшим впервые на Бродвее танцовщикам (а в дальнейшем и хореографам) Арчи Савадт и Телли Битти. В том же году состоялась еще одна пре­мьера - негритянского мюзикла " Хижина в воздухе" с Этель Уотерс и Кэтрин Дан­хэм в главных ролях. Затем работа Данхэм в Голливуде, и в 1943 году вновь брод-вейская постановка - " Тропическое ревю". В труппе Данхэм выросли такие извест­ные танцовщики, как Лавиния Вильяме, Арчи Савадт, Телли Битти, Жан-Леон Да-стин и Уолтер Нике. В 1945 году в Нью-Йорке Данхэм открыла школу, где экспе­риментировала в области методики и теории преподавания джазового танца.

В ряду великих танцоров и хореографов 40-х годов - Перл Примюс. В своем твор­честве она углубилась в историю " черного" танца. Ярый противник шоу и ревю, в своих постановках она затрагивала серьезные политические вопросы. " Странный плод" - проблема линчевания, " Тяжелые времена" - проблема условий жизни чер­ных на Юге, " Рынок рабов" - отношение к черному населению.

В 1950 году ученик Данхэм Телли Битти выступил самостоятельно в качестве хо­реографа. Самая известная его постановка - " Путь поезда Феби Сноу". С 1959 года и до сего времени этот спектакль является частью репертуара труппы Алвина Эй-ли. Для этой труппы в 1968 году Телли Битти создал спектакль " Черный пояс".

Огромную роль джазовый танец сыграл в истории развития мюзикла. В 30-40-е годы происходит процесс художественной эволюции мюзикла. Его тематика становится разнообразной, возрастает хореографическое богатство его выразительных средств. Постановщиками спектаклей становятся известные и талантливые балет­мейстеры: Дж. Баланчин, X. Хольм, А. де Милль, Дж. Роббинс.

В 50-60-е годы, с появлением молодых талантливых балетмейстеров - Г. Чемпи­она, М. Кидда, Б. Фосса, Г. Росса и других, развернутое хореографическое действие стало художественной основой спектакля, а танец средством выражения психоло­гического мира героев спектакля, мотивировкой их поступков, средством воссозда­ния уникальной художественной атмосферы.

К концу 60-х годов джаз танец прочно занял свое место в ряду направлений со­временной хореографии. Его применение было достаточно широко: бытовой танец, танец театральный, танец кино, и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца. Будучи " открытой" системой, джазовый та­нец в своих исканиях обращается к средствам выразительности других систем и на­правлений танца, вбирая в себя достижения, открытые танцем модерн, классичес­ким танцем, народной хореографией и другими направлениями танцевального ис­кусства. В результате начался процесс слияния основных школ современной хорео­графии, и возникло новое художественное явление - модерн-джаз танец. Извест­ным педагогом, создавшим свою технику модерн танца, был Лестер Хортон. Из его школы в дальнейшем вышли известные педагоги и хореографы - А. Эйли, Д. Триит, Дж. Коллинз и К. Делавалад. Эта школа положила начало модерн-джаз танцу, техника которого объединяет джазовый танец и танец модерн.

Первым педагогом и хореографом, объединившим в своем творчестве технику танца модерн и джазового танца, был Джек Коул. Его система, так называемый хинди-джаз, объединила технику изоляции " черного" танца, движения индийско­го фольклорного танца и достижения " Денишоун". С начала 40-х годов со своей труппой " Ист Индиан Дансерс" он выступал в ночных ресторанах Нью-Йорка. Кро­ме того, Коул завоевал известность как хореограф мюзиклов на Бродвее и в голли­вудских фильмах. Его ученик Мэтт Мэттокс начинал с изучения классического ба­лета и степа, поэтому в его системе преподавания наряду с техникой изоляции, ис­пользованием различных уровней и шагами джазового танца используются движе­ния классического экзерсиса.

Одним из известных педагогов, синтезировавших в своей методике технику классического танца и джаза, был Луиджи (Юджин Луис), учившийся у Бронисла­вы Нижинской и Адольфа Больма.

Еще одно имя в ряду основателей модерн-джаз танца - Гас Джордано. В 1966 го­ду появился первый учебник, написанный Джордано и посвященный технике мо­дерн-джаз танца. До сего времени этот учебник является основой в практике мно­гих педагогов во всем мире.

В 60-е годы происходит взрыв интереса к модерн джаз танцу и в Западной Евро­пе. Первые семинары американских педагогов начали проводиться в 1959 году, ко­гда в ФРГ приехал Уолтер Нике, ученик Кэтрин Данхэм. Он преподавал здесь до 1961 года, затем его сменил ученик Аллан Бернард.

Таким образом, к началу 70-х годов возникло новое явление в танцевальной практике и педагогике - МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ. Эта школа завоевала привер­женцев во многих странах мира. Она как никакая другая позволяет наиболее ком­плексно воспитать тело танцора, что немаловажно в повседневной практической работе, когда исполнителю приходится сталкиваться с балетмейстерами различных стилей, различных направлений и систем.

В настоящее время можно выделить следующие виды джаза: степ, бродвей-джаз, классический джаз, афроджаз, флэш, стрит, слоу (лирический джаз), фанк.

Объяснять, что такое степ, нет смысла, так как это весьма популярное направле­ние.

Бродвей-джаз. Само название говорит о том, что этот джаз чаще всего можно увидеть на Бродвее. Это и так и не так. Просто именно с подмостков бродвейских те­атров сошло такое понятие, как " мюзикл" и возник свой стиль джаза и техника движений (одновременное исполнение вокальной и танцевальной партии). Для виртуозного исполнения танцев в бродвейских постановках использовались тан­цовщики с классической школой. Джаз приобретает черты классической формы. Это слегка уводит в сторону от импровизационно-нарочитой свободы, присущей джаз танцу изначально, но становится одним из путей его дальнейшего развития.

Афроджаз - это попытка соединить джаз сегодняшний с его африканским пред­ком. Различие заключается в том, что африканский танец несет в себе большую функциональную нагрузку и не столь виртуозен, как его нынешняя интерпрета­ция.

Самое виртуозное и яркое направление в джаз танце на сегодняшний день - это флэш. Само название - в переводе " вспышка" - говорит о том, что это нечто ослепи­тельное. Глядя на исполнителей этого стиля поражаешься их силовой выносливос­ти и упругости, необычайной внутренней танцевальное™, мгновенности переходов танцевальных па, сложности танцевальных трюков. Кажется, все тело подчинено одной задаче - оттанцевать каждую ноту и выбросить на зрителя максимум энер­гии. В этом флэш схож с бальным танцем, особенно с " латиной", но более виртуо­зен.

Однако более всего джаз в его первоначальном виде выражен в " стритджазе". Уличный джаз претерпел меньше всего изменений. Все современные молодежные направления: брейк, рэп, хаус и бывшие ранее твист, чарльстон, шейк, буги-вуги и многие другие танцы-однодневки - это отпрыски джаза и джазовых соединений с историко-бытовым танцем.

Еще одно относительно молодое на сегодняшний день направление - " соул. Это название известно среди вокалистов и в танцевальной его части отличается боль­шим количеством различных движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко без видимого напряжения. Движение при всей сложности выполняются с максимальным растягиванием их во времени. С одной стороны максимальное ко­личество движений на единицу темпа, с другой - замедление их исполнения за счет минимума напряжения и созданий видимого отсутствия сложности. Этот стиль в соединении со стилем " флэш" и при наличии хорошей классической подготовки (со знанием всех джазовых отличий) дает необычайно красивую и гармоничную хорео­графию.

Джазовый танец воистину всеяден, он используется в шоу и ревю, в мюзиклах и кинематографе, варьете и в драматических спектаклях. Это происходит потому, что джазовый танец по своей природе - дансантный. Ему чужды идеи и философия танца модерн или изысканная романтичность и возвышенность классического ба­лета. Джазовый танец, прежде всего, танец эмоций, танец энергии и силы. Однако именно джазовый танец стал второй системой танцевального искусства после классического танца, со своей стилистикой, лексикой и главное - школой.

Итак, вернемся к истории. Детищем 20 века стал танец модерн. Он возник прежде всего, как контракадемическая техника, как протест против засилья клас сического балета. И если исследовать корни возникновения этого направления танца, то можно заметить, что танец модерн возник как авторский танец, он не связан ни с фольклорным, ни с бытовым танцем, он сам по себе. И первые " пионе­ры" танца модерн - А. Дункан, М.Грэхем, Д.Хэмфри, Т. Шоун, Э.Тамарис, X Хольм - были создателями своего собственного видения мира и выражения его че­рез движение. Танец модерн, прежде всего танец идеи и определенной философии. А движение " изобретается" в зависимости от того, что хочет выразить исполни­тель. В дальнейшем каждый из вышеперечисленных хореографов и исполнителей создал свою собственную школу и технику. Танец модерн оказал огромное влияние на искусство хореографии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.