Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смех древней комедии






na("Источник: Античная литература\n 7770526217714D865B52454D267E607C6BA4436A1065476F4C8E3C84075F7265B36F747B1B64587752AE4D4F0C4A5B4D7D7B6871FC6C9262576D4E721E585A81F69465A3EB7D6BAD5EAE977DD4AE7C4B5882454326AF6779B4775B741C724B6C538E5A4402447C6A6F727A6903A65976476E938A114854426C75A07BFC765768567657ACCD5A414B805262AD21796FAD5BA0466E1E7E5C45585D5146E36178BC756A59781D7B836F934145551A47736B7D7DB4781D665E6D456B58400851915E78796E7C3EA89268506E5F71074044") Древняя греческая комедия — плод расцвета демократии и культуры V в. до н. э. Она еще не утратила сакрального духа: смеясь в театре, так же как и содрогаясь от борьбы и поступков трагических героев, афинские зрители воображали, что они почитают божества, дающие жизнь и урожай [2, 8—72]. Однако эта комедия есть одновременно и политическая, и социальная комедия, стремящаяся воспитывать критикуемого гражданина или общество, исправлять нездоровые явления. Комедиограф мог напасть на кого угодно, даже и на очень высокопоставленное конкретное лицо, или порицать не нравящееся ему явление, из-за чего он обычно не имел неприятностей. Это происходило по двум причинам: благодаря демократическому строю и из-за того, что цель архаического ритуального поношения — не высмеять или унизить поносимого, а улучшить его, помочь ему. Ту же самую цель переняла и суровая сатира комедии.

Первая комедия была сыграна в 486 г. до н. э. Около сорока комедиографов создали несколько сотен произведений, большая часть которых, к сожалению, не сохранилась.

Аристофан (446—385 гг. до н. э.)

na("Источник: Античная литература\n 73705F71086046465582379A266B627165764B61116D586E934E49560644BC6B7D73716E056F91A55C6A495A05495C4674A96C71376A437A587892711E4C5D405B8EA76925B9686D42A0536E02655C86899380552D64676761A44C6712A0526944464641055C75AFB35DB460036B4B60926E445808535C536C7B68B9397D57A8457D596ECD4046434545756025B9B6BD936A596C1F6A5A4F98625052327D6468746949AADC5D5169934445480D507469B3BD547F0D76507A5F6B8B86C086734C7D6D6D71366C90A4") Аристофан — единственный автор комедий, одаренный милостью судьбы: до нас дошло 11 полных его сочинений. В конце античности еще было известно 30 комедий Аристофана. Это комедии " Ахарняне", " Всадники", " Осы", " Птицы", " Женщины на празднике Фесмофорий", " Мир", " Лисистрата", " Облака", " Лягушки", " Женщины в народном собрании", " Плутос" (" Богатство").

na("Источник: Античная литература\n BE8A7A651269504349504D54E3656F70B469496B1471436A5E4E548408596E6964727475CD67556B517E495E085B917D6D61716B3270526544A642601C594B41474F656D2E6BA9AD447259A00E665948494C549A0C646A6E7A6985A41160836843405A580947BC737B6F74670DA66C6D426E43590784755573646868347B9267546E436B0D5A5D81525A6B7EEB686B7A5B6D526D127192485982404E2B627B767A68896712715063535E5A560A51B0A17D6D7B7A0D64556E926C424A1156594F78627EB9366A5E6D406E5A") Неизвестно кем написанная античная биография Аристофана рассказывает, что философ Платон, на просьбу тирана Сиракуз Дионисия прислать тому сочинения об афинском государстве, отправил властителю комедии Аристофана (Vita A. 9). Это был обдуманный поступок, поскольку творчество великого комедиографа действительно отражает важнейшие социальные явления конца V в. до н. э. {1, 435—458]. Добрые времена расцвета середины века уже закончились. Теперь в Элладе пылала братоубийственная Пелопонесская война, в которой ожесточенно сражались ставшие врагами самые влиятельные греческие государства Афины и Спарта, втягивавшие в гибельную пучину и другие полисы. Озабоченный сохранением полиса, видящий разрушение традиционной морали, наблюдающий горящие дома земледельцев Аттики, вырубаемые врагами оливковые рощи и виноградники, понимающий, что враждой греков между собой пользуются персы и другие чужеземцы, Аристофан сурово и безжалостно нападает на тех вождей, государственных деятелей, философов, которые, по его мнению, являются сторонниками или виновниками какого-либо отрицательного явления. Опасность демагогии (" Всадники"), непригодная организация судов (" Осы"), дела войны и мира (" Ахарняне", " Мир", " Лисистрата"), мораль и вопросы воспитания " Облака), проблемы литературы и искусства (" Лягушки") — это серьезные темы смешных комедий Аристофана.

na("Источник: Античная литература\n BE8A75A010605E435C4A489AE1416B77746E49A6DC40536F425C45500859BC6B637766620775587792614755024C5345786C7166FC6692DE84649CA00946814C8E947AA3EB6A72685E6852A00B60464E49504E58EDAF576E7AA4487F176E836A5D4C4541C850796A7DB1B44E03A640775C6D478A02545451786468B92E74526C4C705A6E0045415E80456F7C397C696D9362597115664046554A5F9A237B62716B6989631C6A4879444E40441948BC63B36E7F6F0975437C5762878A2C445A416A616A71FC7C5779566E") В комедии " Облака" Аристофан критикует появившееся в V в. до н. э. учение софистов. Это было новое дело. До этого времени традиционная система воспитания афинян заключалась в следующем. Мальчики шести или семи лет начинали посещать так называемую школу муз. Поскольку музы покровительствуют различным искусствам и наукам, названная их именем школа была учреждением общего образования определенного типа, в котором дети учились считать, читать, писать, знакомились с литературой, историей, географией. Особенно много внимания здесь уделялось музыке: дети учились петь в хоре, играть на кифаре или флейте, а в некоторых школах играли на обоих инструментах. Греки вообще очень любили песни и музыку и были уверены, что она делает душу человека гармоничной, воспитывает чувство соразмерности.

na("Источник: Античная литература\n BE8A6F6A146552865451479A3078627774A44D770465416A5D478B4E18546D6F617AB462CD62536442605B4FCC84519D6F6C6B7C2D694176846C42601C465352805CA76925786E6842724BA01860434950505B582364AA6D7B6A5976D2A07E6C5846465FC8506F6D73747CA6CD714F6B9261594F0A54514C70697FB5FC6C5E6D5A7F527FCD494F474545756F2E74687E4DA05870127E5C424B8244493B6FAA6B716F4766196A43A7574040420554BC677B6D68AA0FA6526B5660484A1E5D5451BD6C69B9367452794C645C6C") Школа муз учила душевной красоте и доброте, а телесную красоту и доблесть воспитывал спорт. Эллины думали, что прекрасная, имеющая божественную природу душа человека должна жить в подобающем ей красивом теле. Они умели любоваться стройным, подтянутым, тренированным, совершенным сосудом души. Несколько лет поучившись в школе муз, афинские мальчики параллельно начинали посещать спортивную школу. Они бегали по твердой дорожке и по песку, прыгали в длину, учились метать диск и копье, бороться. В обеих школах обучение продолжалось до шестнадцати лет. Потом юноши два года посещали гимнасий, как бы высшую спортивную школу. Это учебное заведение не было закрытым: в нем тренировались и воины, несшие военную службу первый год (эфебы), да и большинство афинских мужчин также старались ежедневно поупражняться в гимнасии.

na("Источник: Античная литература\n BE8A79611FAE4149564E5F57307D7179B475466A0C724B655E554E84105E726A68BF796FCD684F6F52695248004F594C61A96E6BFC6B5C62546850681F4D4A5D5146656DEB75766A9DA065701F635A5656404A52E36DAA73647F4F6E1C758FA75F4B5944055C74A1BB7B7C7B07669D6D926447451C5B9891BD686E69206557A84B765C75034C494A489468632FB9697E547B5D73DA7A594351505B94E34DAA7F7C6844640D685C72934F504F00947D6972747C641F63576D9EAE4E4E05554D9D72796E6C32605A634C") Обе упомянутые спортивные школы не отказывались от покровительства муз. Тренировки в прыжках, метании (диска и копья), борьбе проходили под музыку флейты. В гимнасиях были библиотеки, здесь проходили беседы и споры на философские темы. Во времена Аристофана в портиках гимнасиев появились софисты. Они были не афиняне, а прибывшие из других полисов странствующие популяризаторы науки, учившие астрономии, метеорологии, философии, языку и другим вещам. Хотя за обучение нужно было дорого платить, юношей особенно привлекали их уроки риторики.

na("Источник: Античная литература\n BE8A73651160924498504E56EFAF7D6E7AA443741C714E69434B5C4C0D947D7A7871B4641A63507992635A4C0D5F5D9D7FA9446939665F6D4DA67170085E49498E9445AD3A6A616D46A05A65DA6F494D56824D52E36F6E7E7A6E497612628FA75E468B4B185A7672637164640FAA9D66426E4F4E0049549D79676B7F317F92695F6D5AA01C484D49805CA7632A7B6D604C724BACDA669241585B4843237D766D6BAA894B127D51695F5D8B491B52716FB37E6F6103A64E69577C558A13455459757B657220695CA84C61596E0B40535D") Дело в том, что красноречие было очень нужным в Древней Греции. В судах не было ни адвокатов, ни прокуроров, граждане должны были сами и обвинять, и защищаться. Поэтому нужно было уметь убедительно изложить свои обвинения перед судьями или отразить нападки истца. Другим местом, где процветало красноречие, было народное собрание, на котором во времена демократии господствовала полная свобода слова. Каждый гражданин мог критиковать любого чиновника, выставить свои предложения по поводу строительства, средств на вооружение войска, отношений с другими государствами и по иным государственным вопросам. Однако, желая, чтобы предложение было принято, нужно было логично изложить свои мысли, убедительно их обосновать. Поэтому обучение красноречию вообще не было плохим делом. Аристофан нападает на софистов потому, что они учили доказывать любое положение, даже нечестное и несправедливое, разрушая тем самым традиционную мораль. Софисты учили говорить без подготовки, не лезть за словом в карман, спорить, выбивать противника из колеи, учили слабое доказательство делать сильным, то есть учили изворачиваться и нечестным способом добиваться цели. Они опирались на софистическую философию, утверждавшую, как мы уже упоминали, относительность и скептицизм.

na("Источник: Античная литература\n BE8A75A010655257494A575F32656475B46759610B65526D5D478B4F00467971736D677A08A6517E92634C8A0D44445379616CB9316C9266406B5C6303884E4F4B5A6165397C6E715E6E546EDA6040414340409A2DAF7B72606C58761C758FA7538E5A540D5074A17C6F7A7B1F7D48A559704D4F0984504676A970792D6B426655744260004D4C8152546D6322B9756D42715D601DA0926B585157522177626D68A443741C714E69434B5C4C16946FA15971646A07775DA9925C415B084D914D78716872FC6957A84B6D5272055A5D") В классической греческой литературе мы не находим ни одного положительного отзыва о софистах, а среди простых людей был распространен такой рассказ. Научившись красноречию у Коракса, Тисий решил не платить за обучение. Коракс привлек бывшего ученика к суду. " Скажи мне, Коракс, — защищаясь спросил Тисий, — знатоком чего я считаюсь? " — " Знатоком искусства доказать что угодно", — ответил Коракс. " Но если ты научил меня этому искусству, я убеждаю тебя ничего с меня не брать, а если ты не научил, то мне не за что платить". Коракс возражал следующим образом: " Если, научившись от меня искусству убеждения, ты убеждаешь меня ничего с тебя не брать, то ты должен заплатить за обучение, поскольку умеешь убеждать, а если ты не убеждаешь, то ты должен все равно принести деньги, потому что я не убежден не брать с тебя платы". Судьи слушали, качали головами и наконец решили: " Негодное яйцо негодной вороны" (Herm. AS, 33).Лидером софистов своей комедии Аристофан сделал Сократа. На самом деле знаменитый мудрец Сократ не был софистом. Он не интересовался астрономией, метеорологией и другими науками о природе, не занимался грамматикой, не брал с учеников денег и, по-видимому, никогда ничего систематически не преподавал. Внешность персонажа комедии " Облака" Аристофан сделал несколько похожей на настоящего Сократа: босой, оборванный, иногда задумавшийся, а иногда назойливо пристающий к людям с различными вопросами. Философ Сократ не проповедовал неверие в богов, не учил бить отца и мать. Однако он учил искать истину, побивая убеждения противника, учил спорить. И Сократ, и софисты использовали один и тот же метод диалектики (спора, полемики), который иллюстрирует приведенный рассказ о Кораксе и его ученике. Мудрец Сократ пользовался этим методом, стремясь к истине, а софисты манипулировали диалектикой ради сомнительной чести быть краснобаями или желая научить изворачиваться.

na("Источник: Античная литература\n BE8A6570096A5F4898534A5A246F7860B8A4466A0B654F74936E5B4C194672757372B47B0963566559AE78440A54514F7DA97177286C437A4A6A9CA021464744529466763965A5625D72596C09A292514A4C805F2F7CA6BC657659640D724E695F5D8B43084D74737E777E79CD6258695C64594A124C5991BD6465B9336A5F7844645A6B03595D8D80437563EB486B67436045A0107E5A545048535F31AF67797E6A5B6A0C7B46A7564B8B4B185C71777B706FAAC56B5D6A4266454F108891776C6C6D77286A5F7A") Трудно сказать, почему Аристофан сделал Сократа софистом. Может быть потому, что ему, страстному защитнику демократии, не понравилось, что Сократ критикует некоторые ее принципы (например, Ксенофонт пишет, что Сократ порицал выборы должностных лиц путем жребия — Mem. III 9), а может быть, потому, что драматург в этой комедии, как и во всем творчестве, стремился показать позицию простых людей, не углублявшихся и не понимавших, чем Сократ отличается от софистов [37, 57]. Аристофана испытывал беспокойство по поводу того, что метод диалектики воспитывал демагогов, способных пустить пыль в глаза на суде, краснобайствующих в народном собрании и поворачивающих общественное мнение в выгодную для себя сторону. Поэт проповедовал опасность, потому что софисты воспитывали жуликов, распутников, занимающихся бессмысленными вещами (ротозействующих под облаками) болтунов и хвастунов. В комедии подчеркивается, что идеал Аристофана — это поколение воинов Марафонской битвы, некогда защитившее Грецию от персов, почитавшее правду и старших, закаленное и неизбалованное (961—1130).

na("Источник: Античная литература\n BE8A7F71107E418A984C5148236D726F6A7556A4127283755D478B470D447269647A6560036F9D785D605C42CC845C536C6172B93EA4436A4A635EA01C4D51455651A76E20796760486997631F7E5C4F98484E56266B6274B4A6656C0CA2835543464841019ABC4E7DBF7B7A037E5874406C4142C040544C627B68B9376140A86B63596E02464C4451456D6322B967635A6D4CA0176692485C4F409A2B68AA7E7A7A577D1475837641405B4A05947164B37B7A7B1F6E5E6E52AE5A5B0F41445DB3A948B91C705A655FAA") Искру, оставшуюся от той героической эпохи, носит в своем сердце главный герой комедии " Мир" Тригей. По прошествии десяти лет Пелопонесской войны ни одна из воюющих сторон не достигла успеха. И Афины, и Спарта потерпели большие убытки, война истощила людей, а демагоги побуждали продолжать ее. Наконец, осенью 422 г. до н. э., когда погибли самые воинственные лидеры обоих государств, начались переговоры о мире. Они длились всю зиму, поскольку некоторые союзники не хотели мира. Комедия Аристофана " Мир" была сыграна весной 421 г. до н. э. во время Великих Дионисий, накануне подписания мира. Драматург подчеркивает, что больше всех от войны страдают земледельцы, ремесленники, моряки и другие простые маленькие люди. " В доме же нет ни полушки, ни крошки, ни грошика денег", — говорит виноградарь Тригей и решает отправиться на Олимп искать богиню Мира, давно уже не приходящую к людям (121; Аристофан. Мир. / Античная драма. М., 1970, с. 434. Здесь и далее пер. А. Пиотровского). Ему помогают его друзья крестьяне. Аристофан подчеркивает, что к миру должны стремиться все греческие государства, потому что их ссоры и раздоры выгодны лишь персам (406—414). Только дружно натягивая веревку, беотийцы, аргосцы, мегарцы, афиняне и другие откатывают камень, которым чудовище Полемос (греч. " война") загородило вход к спрятанной в пещере Эйрене — богине Мира. Действующие лица комедии соскучились по мирному труду и спокойной жизни. Они мечтают об уютных вечерах у очага, от которого идет запах жареных каштанов, о неспешной беседе с соседом в дождливый весенний день после окончания сева, о веселых деревенских праздниках.

na("Источник: Античная литература\n BE8A7DA00B60544653474D523DA3AA7664615876007F4E6293434E40065F7F6FB3737A69066E9D75526A474800564D4C62A96C712C779CA8736342650A884C44515E696637736BAD586545A00B7C4246404F5B53E36E647FB466476D117B83765E404944C8537C6E766FB46B036555684CAE45421044915FBD666560397457A84CA65F601A484A8151566F7D2E76747F516E55600872924B5882434A26786F6D7E6A40A41B654F6C56808B641C5C717AB370646405654D655966894705555B5376756A77FC6E427B4B6B4975") К сожалению, крестьяне недолго могли радоваться миру. Через несколько лет страшный бог войны снова запер богиню мира в пещере и начал свирепствовать на греческой земле. Афины проиграли несколько крупных операций, оказались под властью олигархов, потеряли флот, снова его отстроили. Поэтому в парабазе комедии " Лягушки", написанной в 405 г. до н. э., Аристофан призывает афинян объединиться в такое трудное время, больше уже не ссориться между собой, вернуть гражданские права представителям олигархов, поскольку они искупили вину, честно сражаясь в морской битве. Благодаря таким мудрым советам комедия всем очень понравилась и вскоре была сыграна второй раз. Это очень редкий случай в афинском театре, где и трагедии, и комедии ставились только один раз. Парабаза, которая тогда была очень актуальной, в настоящее время для нас уже неинтересна, и не ради нее мы сегодня читаем " Лягушек". Комедия нас инетересует потому, что решает вечный вопрос: должно ли искусство просто отражать жизнь, или оно должно указывать какую-то цель, вдохновлять, подбодрять людей.

na("Источник: Античная литература\n BE8A7D6E166B564E468282713C6C79647E6C8BA40D6E5275534C405B1646BC65717AB47D0D774F6D88AE464F10465142B1A962B9366A406654685BA0054F4F405054616D2E6B7472936F44721F7657574A40485FE34B6272796C5864DC6283685D4A4C4104597264B369747A1C745F6B9EAE475D05494D9D6C65656131644DA84CA650651C4D4A415F98A765EB7B7763436048A06DAE53485347459A30786F71747B85A41F6446A75C5E4E4A095F7C65736166AA066E4F60426E5B5910494A58BD6670773D6F57645FA8") Комедию " Лягушки" составляют две части: первая, в которой изображается путешествие Диониса в подземное царство, очень смешная и веселая, и вторая — более ученая, где преобладают литературные проблемы. Показывая состязание Эсхила и Еврипида, Аристофан решает вопрос, должна ли литература изображать жизнь такой, какая она есть, или ее обязанность показывать идеал, к которому должно стремиться общество. Еврипид гордится, что его сочинения отражают все стороны жизни:

Выводил яНа сцене жизнь домашнюю, которою живем мы, В чем все могли меня критиковать: ведь эти людиЖизнь эту зная, и могли ценить мое искусство. (959—961) (Аристофан. Лягушки. Здесь и далее пер. Н. Цветкова.)

na("Источник: Античная литература\n BE8A72620A665D4E5C824856266A78BC76A44B6C1873836043465941035175AFB35F64621C7453715263894D04414041BD7B6E6E316A92674A625E651F404A8D805CA74D3B71747F5D72526B06AE504956534B5F277E787E7C6C8975DC6D4B6B935F454703546D69616E6BA6CD6553675C7E5686C0534353BD4C6269346B5A6C84695C6A0D4F5A43405FA766357D60649372576A12625A8A984840502B6AAA72796C89610D725FA79BEFD9CD9BC0B2A1C3F0F1FEC3A68CB584BECB83CE847E4D737B687B326B5C634A605F6E0E46") Еврипид имеет в виду зрителей. Аристофан здесь точно подметил, и Аристотель впоследствии с ним согласится, говоря, что Еврипид показывал людей такими, какие они есть (Arist. Poet. 1060b). Противоположного мнения придерживается другой герой комедии — Эсхил: он уверен, что литература должна воспитывать граждан, показывая образец, по которому они могли учиться:

...нужно поэту скрывать все постыдное и к представленьюТого не допускать. У детей есть учитель, который дает наставленья, А для взрослых поэты — наставники. Значит, прекрасное нужно вещать нам. (1053—1055).

Эсхил обвиняет Еврипида, что тот своими трагедиями учит юношей впустую рассуждать, болтать, бездельничать, что показывает неверных жен. Он говорит, что сам изображал великодушных, твердых, не избегающих полисных обязанностей людей, а Еврипид своим творчеством воспитывает базарных зевак, дармоедов, ловкачей, распутников. Так, комедия, начавшаяся балаганными трюками, заканчивается серьезной дискуссией о назначении и цели драматургии. Аристофан на стороне Эсхила: в конце комедии Дионис ввозвращает на землю именно его, а не Еврипида. Благодаря значительности содержания драм, Аристофан склонен простить Эсхилу недостатки формы: неологизмы, повторения в прологах и т. п. Еврипида он критикует и в других своих комедиях.

По мнению Аристофана, цели комедии всегда тоже должны быть серьезными и великими. В парабазе " Мира" (729—731) он заявляет, что плохи те писатели, которые смешат зрителей завшивленными, покрытыми блохами, избиваемыми, объедающимися героями. В его собственных комедиях всегда есть серьезный подтекст: как отважный Геракл, он борется не с ничтожными людишками, не с женщинами, но дает жару великим и могущественным. Теперь он поднялся бороться с чудищем войны на благо всех афинян и их союзников. Подобную мысль Аристофан высказывает и в парабазе " Облаков" (518—594). Поэт должен помочь государству, демаскируя недостатки, показывая ошибки. Ни гроша не стоят те комедии, которые не ставят высоких целей, а только заставляют зрителей смеяться над потасовками и над действующими лицами с лысинами или огромными фаллосами. Повторяя то же самое в прологе " Лягушек", комедиограф требует от сочинения прежде всего сурового сатирического смеха. Однако надо подчеркнуть, что Аристофан критикует не перечисленные выше средства комизма, а негодное их применение. Он и сам всегда выносит на орхестру плотно набитый мешок шуток.

Для пропаганды своей идеи он обычно придумывает фантастическую ситуацию [6, 45—48]. Действие его комедий происходит не только на земле, но и на Олимпе, и в подземном мире, и даже где-то между небом и землей. Персонажи комедий тоже фантастичны: лягушки, облака, птицы, осы и т. п. Они действуют вместе с реальными, хорошо известными всем афинянам людьми: Сократом, Еврипидом и другими или с персонажами обобщенного характера. Аристофан любит абсурдные, парадоксальные ситуации. Не боги заботятся о людях, но люди спасают богов: Тригей освобождает богиню Мира. Не Харон гребет в лодке, он заставляет сесть за весла Диониса. Живой Ксанфий хочет нанять мертвеца нести ношу. Эти и множество других придуманных Аристофаном парадоксов веселили зрителей афинского театра и побуждали их к размышлению.

Комическая ситуация часто создается из-за разрушения театральной иллюзии. В " Мире" летящий на навозном жуке Тригей кричит машинному мастеру, чтобы тот приостановил " полет" жука, потому что у него от такого стремительного полета схватило живот. Такой же результат получается и при усилении театральной иллюзии. В " Лягушках" Дионис, испугавшись чудища подземного царства, обращается к сидящему на каждом спектакле в первом ряду настоящему жрецу святилища Диониса: " О жрец, защити меня..! " (297). Вызывали смех и многочисленные ситуации непонимания, представленные Аристофаном, когда один герой говорит про Фому, а другой — про Ерему. Так, в " Облаках" Стрепсиад видит " мудрецов", размышляющих, что могло бы быть под землей. Он спрашивает: " Но в землю почему они уставились? " (187; Аристофан. Облака. / Античная драма. М., 1970, с. 357. Здесь и далее пер. А. Пиотровского.). Ему отвечают " Разыскивают то, что под землей" (188). Земледелец Стрепсиад думает, что " мудрецы" ищут дикий лук, которого много ели афиняне, и искренне готов помочь, потому что знает места, где он растет. Комическая ситуация создается и из-за переодеваний (переодетый Гераклом, Дионис в " Лягушках" еще несколько раз переодевается, меняясь одеждой с Ксанфием), гипербол (хор в " Мире" никак не может перестать танцевать, так как ноги сами поднимаются) и т. п.

Комизм ситуаций дополняет комизм слов. Зрители Аристофана лопаются от смеха, слушая бесконечные гиперболы (" Ах, мерзкий, ах, проныра, ах, бессовестный! / Подлец, из подлых подлый! Прощелыжина! " — " Мир", 183—184), непристойности (" Всю ночь без передышки спит, без просыпа, / Свистит, трещит, в двенадцать шуб закутавшись" — " Облака", 9—10), поношения (" Ах, дубина, чурбан, ах ты, старый чудак! / Обнаглевший болван! Развращенный дурак! /... Площадной скоморох! /...Оскорбитель отца! /...Ах ты, дерзкая дрянь! Ах ты, старая дрянь! " — " Облака", 909—920), грубые выражения ("... молчите! Ни жалоб, ни слез! / Не вопить — ликовать наступила пора" — " Мир", 96—97). Жаль, что большинство смешных выражений Аристофана уже не понятны в наше время, поскольку связаны с событиями, реалиями, личностями тех лет. Например, в " Облаках" Стрепсиад упоминает начальника-демарха: " Начальники едят меня... постельные" (37). Приходится смотреть комментарий, и только тогда становится понятным, что демарх — это назойливый, как блоха или клоп, народный старейшина, контролирующий долги.

Аристофан не боится и вульгарных шуток: Ксанфия с Дионисом избили, и Дионис от страха обложился. Рядом с такими сценами грубой насмешки есть и картины, полные интеллектуального юмора, в которых комическую ситуацию создает персонификация или материализация абстрактных понятий. В " Облаках" появляются имеющие образ живых существ Правда и Кривда, в " Лягушках" трагедии Эсхила и Еврипида кладутся на весы и взвешиваются, по словам Диониса, как сыр на рынке. Здесь Аристофан материализует понятие " весомое творчество". Уже сама по себе смешна ситуация в " Мире": Тригей летит на Олимп на навозном жуке. Еще смешнее она казалась зрителям афинского театра, поскольку они видели трагедию Еврипида " Беллерофонт", герой которой летел на Олимп на Пегасе, и понимали, что Аристофан пародирует Еврипида.

Аристофан часто пародирует стиль трагедии. Только что непристойно разговаривавшие персонажи внезапно меняют интонацию, начинают говорить патетически и величественно. Тригей просит навозного жука повести ушами, чтобы зазвенела узда: " Шевелись, золотою уздою звеня! " (" Мир", 156). Торжественное обращение " Милый отец наш, отец! " (" Мир", 114) соседствует с выражениями " несешься к воронам" (117), " чтобы богов достигла тварь вонючая" (132). Таких мест — множество. Очень часто также Аристофан пародирует не стиль трагедии вообще, а конкретные места трагедий. В " Лягушках" Дионис был готов привести из подземного мира Еврипида, но убедившись, что творчество Эсхила более весомое, передумал. На претензии Еврипида, что он клялся вернуть его на землю, Дионис отрезает словами трагедии самого Еврипида " Ипполит": " Уста клялись" (1472?), оставив вспомнить вторую часть строчки (" не сердце") самим зрителям. Это тонкий юмор, как и, например, упоминание в " Облаках" о том, что Электра узнала Ореста по локону его волос (534) в " Хоэфорах" Эсхила. Обилие пародий показывает уровень интеллекта зрителей, потому что пародия действенна только тогда, когда она осознается, когда пародируемое произведение известно.

Таким образом, в комедиях Аристофана звучит и суровая сатира, и нежная ирония, и интеллектуальный юмор, и вульгарные шутки, и едкая насмешка, и бьющая ключом радость жизни. Слившись и сросшись одни с другими, все эти элементы создают необыкновенно гармоничное здание святыни Смеха, созданной Аристофаном, насмотревшись на которое, писатели более поздних эпох слагали свои. Сохранилась приписываемая Платону эпиграмма, прекрасно выражающая суть творчества Аристофана:

Сами Хариты, искавшие храма нетленного, душуАристофана найдя, в ней обрели себе храм.

(Anth. Pal. III 33, пер. Л. Блуменау; Anthologia Palatina. Ed. H. Stadtmueller, Lipsiae, 1894—1906. Перевод см.: Греческая эпиграмма, М., 1960, с. 59).

na("Источник: Античная литература\n BE8A7770127F40484C424D9A227461BC79614674196A48695E435048C8537C787B6D7962076851A55D60424211495F5E73A96F772C7B566244AA92751D484C4952516C6827B96DAD5D6147601D785C4A984D404833676A6C61644278116E4AA75F405B44035CB0A17C7175790B625D7B4B6B408A0255549D737B64792E78926544A6536B0D4B4F81505A63652662ABAD61655B7BDA6B514898484E56266B6275B4694CA40E6E487B59408B4A19586770787A796716AA9D685CAE418A004E434E7D627C7427A45066") Аристофан был непреклонным защитником полисного порядка, хранителем и образцом патриархальной морали, побуждающей все отдать на благо родины. Темы его комедий не только осмысленны, но и актуальны во все времена, потому что люди постоянно сталкиваются с трудностями войны и с тоской по миру, потому что всегда краснобаи-демагоги опасны для общества, потому что никогда, видимо, не будет разрешен вопрос, должно ли искусство отражать жизнь такой, какая она есть, или воспитывать и совершенствовать общество.

Проза

na("Источник: Античная литература\n 72BFEBB254EA88534D9C5A91B478E5B9667D557555B2533D4D974E59975778602071A578437B537453355A5546515A517DA524696B6A4BBF5FB25B2450524F9C5851796D2779686558B19D5A43E447474D5B579F6660247C75719070537646244F534657485A667434B9686D90774C6058344040464D5D4C6AA9EB6D6D665E6E5366472E5B498354974F7C7725696D7A556E576148EA88664D5B535F66602066696590774C6058344040464D5D517DA524696B6A4BBF4C655E364849514D489F57603B77616342B3") В V в. до н. э. греки еще не имели художественной прозы в нашем понимании. Их проза теперь подразделяется на историческую, философскую и риторическую. Создателями исторической прозы считаются Геродот, Фукидид и Ксенофонт; философской — Платон и Аристотель; риторической — Лисий, Исократ, Демосфен.

na("Источник: Античная литература\n BD956F725C2A4D9747595C5A796D2EB5A56F5D7A9D63582845524E544893B46E257A6D7A5D7191B2582946974C52534871752171676D556D9D7C472A49524E51594E666DEB73656B547154B246244F5A4D5E5F5B796B3A6B6DAD5F6F53754DE88859475157557AA5267CA5604379507C96234856585E574D68A9EB6E776390624F7C9625535C4B9C5A5AB46B397D60664C72467796344D4049549B9F74A52E7D6D604B769D7D5836465D999C745A646B2F7777AD5F71566E512A4A57484D489F656B297C776D5C77") Такое деление, вне сомнения, логично, оно подчеркивает особенности каждой разновидности прозы, однако не нужно забывать, что это были не отдельные речки, а единый поток: Геродот пользовался советами Горгия по риторике, на Ксенофонта особенно большое влияние оказал Платон, а не только Геродот и Фукидид. Имея свои собственные устремления (предоставить информацию о людях и событиях, изложить определенные мировоззренческие принципы, убедить граждан или судей), все авторы, по-видимому, имели и общую цель — воспитание человека и общества [17, II 1—10].

na("Источник: Античная литература\n BD9573765B244259835B535A6579EB6C6B7F557453634AE4494C8353595B63603B73687E42639D7646374B445D9C595E6D7635B961664FBF507A43E45F52534E4485B46B2671A57C426F587E5E2F40465F9C5A5AB477257279675EBF57B2592A434B44599B9F796BEB71A56790754D72472A5A528D9C6A4D7C69EB7A7568477A4C785E2188585352505F7C6F23B9686D5F71517A5B245645835F475A63603A736D78907C53624E215F5A4B56595DB8A521777763406458B25B2C42594058579F7960EB7D6066507455") Однако здесь хотелось бы подчеркнуть другую общую для них черту: они стремились не только к пользе, но и к красоте. Этим греческие прозаики напоминают греческих горшечников, которые никогда не делали из глины декоративных ваз, но только сосуды утилитарного назначения: для вина, воды, масла. Однако они старались, чтобы эти сосуды были и полезными, и изящными. Творцы греческой прозы также стремились, чтобы их произведения не были маловыразительными, хотели сделать их образными. Поэтому мы и говорим о них как о родоначальниках художественной прозы, более всего внимания уделяя не общественной деятельности или убеждениям этих людей, а тем особенностям, из-за которых их сочинения относятся к истории литературы.

na("Источник: Античная литература\n BD957762563545595359405771A529B9467D5569557A9AE446464D5D5252796BEB7BA54D4477507243E88847434D415D716E25B9616D527253A8962B5852494C574E796BEB7A6B6F5E6F55795EE44F5A435052527C77307CA56E5E6E4E765634594541595A526F60EB75766B58BF6C7C5D2A459B836852537C7439776F669CBF7277462C425C8354975B6476287160A1907253B25829409B835E5F5B7C6925B5A56055BF557552244A574854974E766B236CA57D5568587B962C84974C4C5957736825687AAD586A91") Красноречие в Греции, особенно в Афинах, расцвело давно: прекрасно говорили знаменитые государственные мужи Солон, Фемистокл, Перикл и другие, но они, видимо, не издавали своих речей и, произнося их, руководствовались чутьем, талантом, а не какими-нибудь заученными правилами. Формировать теорию риторики и учить практическому красноречию, как уже отмечалось, первыми начали софисты. Упомянутый Коракс (может быть, вместе со своим учеником Тисием) в V в. до н. э. выпустил первый учебник риторики. Софист Горгий (485—380 гг. до н. э.) выделил типы риторических фигур (антитезу, оксюморон, эллипс, анафору, анаколуф, гипербатон и т. д.); он ввел в красноречие заимствованные из поэзии и сочиненные им самим метафоры и образные эпитеты, активно пропагандировал ритмическую (даже поддерживаемую заимствованными из поэзии метрами) и рифмованную манеру речи. Софисты не только преподавали теорию красноречия, не только учили говорить других, но и сами выступали с показательными, предназначенными для развлечения речами на какую-либо абстрактную или мифологическую тему (например, о всемогуществе любви, об Ахилле и Геракле, о Гомере, а также об исторических личностях: полководцах, правителях, излагали историю городов).Не все люди могли посещать лекции софистов и учиться красноречию, однако без него обойтись было не легко. Можно было помолчать на народном собрании, однако, попав в суд, нужно было обвинять или защищаться самому. Кто чувствовал, что сам не способен сказать обвинительную или защитительную речь, обращался к так называемым логографам, которые за плату писали речь. Оставалось только ее выучить.

na("Источник: Античная литература\n BD956C725A3F4497445157537168236B7E61907F5F605834465B834C5248716CEB7D6E72907B4D61552C5D97419CE19F76ABEB7D6BAD5DB19D6F98E4494C489C7C57656D22B9ADB985A62AA18EF488544092975B7AA526B7A5709EB693B2672A5D4743515F547A7437B9B7BE907053795B3F5D97465F599F64603C71A565906B4D7255284D5A5147978EA5A53B7C726859B19D595E35405E8351529F666B20656F6390704D775C3448464E52974F74622A71756D5B6E42B254E456474B585F487174217170AD52715262583548428F") Самым знаменитым автором речей для других в V в. до н. э. был Лисий (459—380 гг. до н. э.). Сохранилось 23 полных его речи и фрагменты 11 речей. Лисий не только прекрасно разбирался в юридических вопросах, но и умел как бы перевоплотиться в клиента, показать его интеллект, черты характера, социальное положение. Лисий создает в речах впечатление от своего клиента как от неопытного, не слоняющегося по судам и в настоящий момент впервые говорящего и импровизирующего маленького человека. Его речь правильна, нет архаизмов, неологизмов, необычных конструкций, слова в переносном смысле употребляются редко. В текстах мы не обнаружим ничего ненужного, образы — живые, говорящий человек нередко пересказывал разговоры лиц, участвовавших в том или ином судебном деле. У Лисия учились многие греки, а позднее также римские писатели и ораторы.

na("Источник: Античная литература\n BD95707241244397525E5941B4612E6677685B63507C47365497529C5A5F7B6D3A7968654FBF4D77412141974757489F7075387A6D7890779D5A472A4247434E9797A0B6FD0EB6BE88BF5E7198E44C598351999F69ABE2B5A5625E78597F53218858535246547467237B7D65596E42B25C2442974D4D5A517665397C6E7190779D62452E46554D585F4D716E37B97D675E7446B2462C5A5953545D57B8A5397C6B7D556D5578962E58575251594F71722366ABAD73745D705B245797445C465467662BB94D7C5E754D724424") Начал свою деятельность с написания речей для других и Исократ (436—338 гг. до н. э.), позднее прославившийся как основатель и руководитель школы риторики, теоретик красноречия. Главная заслуга Исократа — формирование периода. Период — это сложная, обычно симметричная система предложений, отличающаяся полнотой раскрытия мысли и совершенством интонации. Период подразделяется на более краткие отрезки — колоны, которые в свою очередь имеют еще более дробные части. Параллельные или контрастные колоны часто заканчиваются рифмованными окончаниями, как бы отзываясь эхом друг на друга. Напряжение мысли и чувства в первой части периода обычно нарастает, а во второй спадает.

na("Источник: Античная литература\n BD957563582E5857519C594D7E652C62676D556D4C6D962A5A974C4C5F5371682E746D72907D9D62533340974C524A4D7C722E686F6359BF51774434405D4B9097557A772569767390704D77522F48544357977C7A7528716CA1907253B2473658524F54454E6BA521B969685B71597A4129464651548D9F7A772F7C6E715D6458B25327469749525C51797EEB6E657C42719D7A5A2156458352535779652177676355BF577C5D2C5F52524E5551B4742077666352B39D6556355A5F834C52487CA529B9686545BF55764536") Исократ отказывается от применения в речи поэтической метрики, которую предлагал Горгий, но стремится к мелодичности: отдельные его колоны часто имеют одинаковое количество слогов, части речи в них идут в том же самом порядке. Он избегает " зияния" (столкновения гласных, когда одно слово оканчивается на гласный звук, а другое с него начинается). Его речи состоят только из периодов. По таким правилам сочинить речь не просто, поэтому Исократ свои речи обычно писал по несколько лет, а одной посвятил даже десять лет. Сохранилась 21 речь этого мастера риторики.

na("Источник: Античная литература\n BD956F7758344D454B565F9F7CA5246965674277577A963440454D4C5F557CA525786B6C4977567A962A474C519C534F6766236CA562586E5D60532F4D5E8F9C469F7075387A6B64907958B2473646474D514C93B46B2671A57E416D5D7F5626435F415C5C57B46DEB7B67635477567A962A4747465852547168266260AD5F6F557F402C474C83549750646529716E6D906E53655E294D5A4B439750646B2C62ABAD61715A7656364D5C5F9C5F4E666B3B7172684175537B962B58594447977C7175257D6B7F907053794A23465543574640") Теоретики и практики риторики обобщили опыт других писателей, с другой же стороны, они устанавливали и вводили определенные принципы и правила сочинения прозы. Создатель исторической прозы Геродот пользовался советами софистов, а его последователю Фукидиду, видимо, более импонировали новации Лисия.

na("Источник: Античная литература\n BD957E57660A6C79719C9F8BACB1EB0EA5B983AF9D7155EA88534D9C5A91B478E5B0A9AD41685560563A515F4A4D489F646B2F77686D477F566E5B2C42594F9C5F4E666B3B7172684175537B962B585944479B9F757E20B97563547151B25E2388544D4C595B74A508796E655A7F4D7F56355957835E9773746E2570A54D577755BC960A45974F51595C7AA5246A7768487A4C60542A4A57489C5851B4442071636055769D52512C409B837E575D7C6E257476A1905A5E7A59365B9B8368475F7E6D23B5A56E5E6F53765628") ГЕРОДОТ (484 — 430 гг. до н. э.), считающийся родоначальником исторической прозы, был родом из города Галикарнасса в Малой Азии. Он много путешествовал по Ближней Азии, Вавилону, Египту, Фракии, городам Причерноморья, долго жил в Афинах и умер, по-видимому, в Италии, в городе Фуриях. Его " Историю" называют также " Музами". Неизвестно, каково было название сочинения, задуманное самим автором, поскольку заголовок " Музы" дали ему, очевидно, ученые более позднего эллинистического времени, разделившие сочинение на 9 книг и каждую из них назвавшие именем какой-либо музы.

na("Источник: Античная литература\n BD95687C443B88614B4A524F7A68EB74656A4B7D5D7744E46B52535253516665EB77777B5E739D7A473646474B549797D0E0EBF5E0EA9EBFF4B287E888828A909742666B39B9656F42714DB25B218856585797507175296269AD536F58655335425F4F9C5F4E666B3B716F635CB19D509692E1974192975B7AA526B7A5709EBF4C7C54344D5B46515A577EA5087C756354714F7296074D5C485C5A577EA539796F6B55BF4C7C4736485548435C9F7868257A6BAD5F71597C57295342834D59487C682E746D649EBF6F725C2C4D") Хотя Цицерон называет Геродота отцом истории (De leg. I 1, 5), этот автор не был первым греческим историком. В VI в. до н. э. современник Геродота Гелланик также составлял много подобных сочинений. Такие авторы в настоящее время называются логографами.(Греки называли логографами (lovgo" — " повествование", gravfw — " пишу") всех прозаиков. Наиболее известные логографы — это Кадм Милетский (" Об основании Милета и всей Ионии"), Гекатей (" Генеалогии" — сочинение о мифических предках эллинов); " Описание земли" — описание и карта Европы, Азии и Африки), Гелланик (" История Трои", " История Девкалиона", " История Эолии", " История Персии", " История Аттики", " Жрицы Геры" и т.д.). От этих произведений сохранились только фрагменты.

na("Источник: Античная литература\n BD957E77462A4C59519C505F78653E74766641609D7F562B4046434E4B9F7C74397775654EBF5077962A4C5A4D55974E66752B747EA1907F9D7C522946544D9C4651757E39717AAD27BF5E62532E469A4C59474E7C613A736D78907D537B5BEA88784D4C574E65762D7D656F90719D7747364D46515E5252797E3EB9667D507255645631849749524551647E2EB964765B779D7F56345B4F46514C9F76A527717165477A4C785E21885553595B5A7965E7B96DAD5EBF5F7C5129405D5B595B9F7B75256B6D6F5E6E4F7C4929405F") Геродот замахнулся написать историю не одной страны, а одного события — греко-персидских войн. Порассуждав о естественных границах, которые были нарушены в мифические времена, и о возникшем противостоянии между Азией и Европой из-за похищенных женщин (Елены, Европы, Ио), он начинает с лидийского царя Креза, первого варвара, подчинившего малоазийских греков и заставившего их платить дань, описывает историю Лидии, затем Персии, их отношения с соседними странами, параллельно рассказывая о главнейших греческих полисах Афинах и Спарте. Появляются длинные и обширные отступления (рассказ о Египте занимает всю II книгу, рассказ о скифах — большую часть IV книги и т. д.), только в V книге начинается переход к прелюдии греко-персидских войн — к восстанию малоазийских греческих городов. Однако обилие отступлений не создает впечатления, что сочинение Геродота состоит из множества отрывочных деталей. Монументальную цельность ему придают принципы творчества автора, единая стилистическая установка.

na("Источник: Античная литература\n BD95727C962845524E54499F796021777763406448B256265A595352559FCFB7F2B5A5BC81A82AA384F6F59B837F524F7A61256BA57E5C7A4DB25B21885043565952636D29B97463477750775B2C579B8353594E7E6B20656F7E907A5E7C962C59454D4C5F40B4622B73656047775F72533659488353595E71612570A56E407A577C54E447474B9C785474772E6670AD52BF89A58FE44B998358599F79ABEB64ABAD58BF5363542A4959455852527C6027B966634071597C54E4645748525E9F54622371A9AD50BF5F7C5F2953") По мнению некоторых авторов [29, 117—122], Геродот умер не закончив сочинения, поскольку его история заканчивается победой греков при Платеях в 479 г. до н. э. и освобождением городов Малой Азии, а войны с персами продолжались еще до 449 г. до н. э. Такая позиция не стала популярной. Большинство исследователей считает, что битва при Платеях была очень важной, после нее греки пришли в себя, воспряли духом и достигли перевеса. Дальнейший ход войны не был столь значительным, и Геродот его не стал описывать [10, 155—167; 16, 679—687; 25, 130—140].

na("Источник: Античная литература\n BD957E77462A4C59519C584C6660337C747F52715F725DE4475983505F4F67A9EB74656C5B61597249E88847434D465064653371676D4FBF55B2543F595C50445F5D747AEB69656A5B774A7F4D218847434D4655746230B7A5435DBF5A7F562F88454D574B557AA52869607A556E577A5FE4575058569B9F7B6B366B6B6143BF4C70582C88464159535A796D34B9746351774D725DE44759835D5954687D2E70A57A506E4F7A963788464D52455A63603A6B67685D72557858268497455455477C70EB7BA57D5078506943") Геродот путешествовал по миру, наблюдая, расспрашивая и выслушивая различные рассказы. Он знал только греческий язык, поэтому свои сведения собирал по большей части у соотечественников, живших в разных странах, а с египтянами, вавилонянами и прочими чужестранцами общался через переводчиков. Иногда ему передавали странные и неправдоподобные факты. На возможные из-за этого упреки автор отвечает сам: Что до меня, то мой долг передавать все, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан. И этому правилу я буду следовать во всем моем историческом труде(VII 152). (Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972, с. 353; здесь и далее пер. Г. А. Стратановского).

na("Источник: Античная литература\n BD956C655E364852514D4893B4723977A56240779D6358234C574E545F9F6567257C6663906E53655E294D5A4B43977C7175257D6B7F90774C7D582F54504D5E5754B46DEB766D7C4C73587F5B3F4D974B4D4551636823736DB7907F4D675E265397564C57537A67EB71A56E5E6F537658268497485945517B6D3A71A9AD5A6F5D605C2C4D974C4F455A767E2EB96160557D507A5C2C849749524551647E2EB967685B779D78562B404543514C9F7E6B3B796466557691B2462449595147974E766B236CA562407A596A53355A5546515A577E6B29") Считается, что при создании своего сочинения Геродот использовал и письменные источники: архивы храмов и городов, летописи, краткие путевые дневники, которые вели капитаны кораблей, работы своих предшественников логографов. Современная историческая наука, оказавшая ему честь считаться первым историком, не считает его достоверным и объективным автором [33, 142—150], однако это для нас не очень важно.

na("Источник: Античная литература\n BD95757F442158525251525AB47725B5A57A427191B25C244297505A529F706529746BAD577F5177412145598F9C559FB64D3A6B6B7D58779FB2752158594752455FB4742472656F5B7A506996204A57834D45577F7AF1B9747F587441B246245946495C505176A9EB76607D557B5D6C4F2C5D465C9C5F58B4763A6BA56F906C4C6056E8885F834D45577F79EB74657E4772537158E440504852515A796D34B7A5495B609D66582F545D485247527A6625B96A63527A4C60542A4A574E54489F61653B796F7F556F5069") Интереснее то, что, как уже давно замечено, в " Истории" Геродота сплавлены два стиля: стиль рассказов, передающихся из уст в уста, и стиль научного изложения. Для фольклорного повествования характерны отступления, медленное развитие действия, магические числа (три, семь и т. д.), прямая речь, пословицы и поговорки [1, 240 etc.]. У Геродота тщательно обработаны и фольклорные повествования, и более длинные части изложения: им придается симметричная, фронтонная композиция [3, 79—88]. Научный стиль похож на язык надписей, архивов, документов [29, 10—45; 33, 150—178]: это сухое, деловое изложение, в котором много стандартных оборотов, которому присущ спокойный, ровный тон.

na("Источник: Античная литература\n BD95786B53E44A974351455763682568776590714F7E5333485C4B9C455A7979EB79677F5E6F55605336489760525B5A6465E7B96A6D547F436B453A885A439C4651636D267C686555BF7E77462A4C59515C9797D0ECA4F7ABADF8FED1FBD5A5DAD98D9CE7DAE6ECEBF4ECE09EBFF4DBFFE49F80928797F3FBEBACF0EBA390AE8EBB98E46A974E52555A7D7D2E7CA56F407A516D9627465B464C5F58787EEB7BA56853719DB07E355A5953545F9DB46430726DAD5F715962582545598354504C63602662A5D682AD91") Еще в античности отмечали тень авторитета Гомера, падающую на сочинение Геродота (Dion. Halicarn. Peri mim. III 771; Longin. 13). В новейшее время гомеризмы в его " Истории" были подробно изучены [22, 38—41; 23, 212]. Кроме того, находят также связи с трагедией, особенно с творчеством Софокла [1, 96—146; 23, 213]. Рифмованные части предложений, антитезы, ритмически звучащие слова одинаковой длины показывают, что Геродот имел в виду также наставления и уроки софистической риторики [22, 27—28].

na("Источник: Античная литература\n BD95707C543C4D46515E599F57603B776163427F9D0596395A59834D5958706526747E68907751B246215F5F835852566577296A7B74586A9D795E328497495C5D51767E3EB5A5625EBF5F63532D88554B585F537A743971A9AD5D7A9D7D5E35485C4B9C5C51776B286965794BBF55B25C2442594147529F7B6B2C7D686855BF4C60562F40974E59595E616B2F7169765CBF407953284D5A51525B9F7CA52368776340774A77472E465E8F9C5F9F61762F776368416D5F775B29465E83534751737EE5B955684777") Новшество Геродота — это созданные им речи действующих лиц, каковых, по всей видимости, не писали логографы и каковые позднее стали необходимым элементом и исторической, и художественной прозы. Речи стали одним из средств, с помощью которых автор стремится охарактеризовать героев произведения.

Геродот энергично включается в повествование, постоянно оценивая тот или иной описанный обычай, достоверность предоставленных ему сведений, высказывает мысли, подкрепленные своим или общечеловеческим опытом: Одно только я знаю: если бы все люди однажды вынесли на рынок все свои грешки и пороки, то каждый, разглядев пороки соседа, с радостью, пожалуй, унес бы свои домой. (VII 152, с. 353).

na("Источник: Античная литература\n BD957F6353E45B584D5048526777307CA5705B7A51775B36539B8351525064603A6B65605D719D6553344D5350424E57717434B9617D437C9D639620584440525B93B474277C7D6D526755634AE44097524C594E6C6D3A65A56155795961963546564D559B9F656B3A6B656F5B60436096354A594652564F746226626CAD416D55794AE46B52535253516665E5B9576D5AB39D675634485D515947526F6CEB7D6E72906B53794A2E435953515956B46E2E74606E54649D6F592C4F59479C599F63762F7C74605E73") Все упомянутые элементы, непрестанно чередующиеся друг с другом, смешавшись и сросшись между собой, составляют своеобразный стиль Геродота. Так, характерный для фольклорной ленегды эпизод о чудесном спасении певца Ариона дельфином (I 24) сам по себе обладает живостью и образностью, но не включает в себя прямую речь, которая могла бы больше драматизировать повествование. Кроме того, в нем достигается определенная точность: указывается, где стояли моряки, где Арион, какую песню исполнял певец, а под конец указывается, что оба источника рассказа совпадают. Излагая популярное, очевидно, в V в. до н. э. мнение о том, что человека нельзя считать счастливым, пока его жизнь не закончилась., Геродот помещает рассказ о прибытии мудреца и поэта Солона к лидийскому царю Крезу (I 30—33). В живой, занимательный разговор мудреца и царя автор вплетает числа, точные указания.

na("Источник: Античная литература\n BD956CB25E204D484F5497E9B467E5B96163907293B24BEA8874464C595B7A772BB9746F4F78467056215A974E59974D7A6E37736BAD4370537E49295B45434397536F742065A9AD5D719D7A96264D465F9C534C61A52E7A6BAD5F6F537A51264D5346515F40BAA505766D7C507250695FE44046515247577E6B27B96A68416D4D695FE8885D4356975B6B772E72A9AD5C774DBE9626885D4D4E594F7A69EB7F6D6F556D9D7E5B2A4E52524E5551B4752B7E6E6547724667962948474D58595DB47425B9746F5E77517A") С идеями V в. до н. э. Геродота связывает не только упомянутая мысль, но и весь дух его произведения. Описанный историком пестрый, как дятел, мир, в котором живет множество различных народов со своими обычаями и судьбами, кажется автору красивым и гармоничным, потому что боги везде установили определенные границы, указали меру, которой должны придерживаться люди. Правителя или простого человека, перешагнувших эту черту, настигает кара. Персы, нахлынувшие огромной лавиной на Грецию, проиграли не только потому, что свободолюбивые греки, воспитанные демократическим строем, мужественно сражались (V 78), но и потому, что, напав на Элладу, персы нарушили естественные границы между Европой и Азией, установленные богами (VIII 109). Персидским царем Крезом овладело непомерная гордыня, он счел себя повелителем не только своей страны и завоеванных земель, но и моря: когда буря разрушила построенные через Геллеспонт мосты, он приказал бичевать море как какого-то раба и бросить в него оковы, чтобы оно не забыло, что является его подданным (VII 35). И бесконечно огромное войско, и чрезмерный размах навлекли гнев богов: " Ведь не терпит божество, чтобы кто-либо другой, кроме него самого, высоко мнил о себе" (VII 10). Поэтому последний раздел труда Геродота не кажется странным и ненужным (IX 122), автор в нем показывает, что персы поняли важность меры. Почему же отец истории, начавший с нарушения естественных границ между Европой и Азией, не мог так закончить свой труд? Читая его сочинение, мы чувствуем, как слово историка становится историей [25, 218].

Фукидид (460—400 гг. до н. э.) был младшим современником Геродота, написавшим историю Пелопонесской войны, видимо, уже после его смерти разделенную на 8 книг. Фукидид стремился к точности и объективности исторического повествования, которое высоко ценили современники и потомки (Cic. Brut. 83, 287). Его произведение имеет ясный план, почти не содержит экскурсов и отступлений, написано сжатым стилем, иногда из-за черезмерной лаконичности даже трудно понять мысль автора. Однако и претендуя на научную точность, Фукидид сумел создать речи действующих лиц по правилам красноречия, впечатляюще изобразить события. Лучшими эпизодами его сочинения считают драматическое описание похода афинян в Сицилию (VI—VII), траурная речь Перикла (II 35—44) и картины чумы в Афинах (II 47—54). Этому описанию эпидемии у Фукидида следовал римский поэт Лукреций (De rer. nat. VI 1138—1286), из поэмы которого мотив чумы перешел в европейскую литературу (" Декамерон" Дж. Боккаччо, " Город чумы" Уилсона, " Пир во время чумы" Пушкина).

ПЛАТОН (427—347 гг. до н. э.), самый знаменитый философ античности, родился в Афинах. Сначала он интересовался поэзией и музыкой, был прекрасным атлетом, а потом посвятил себя философии. По легенде, написав трагедию, Платон отправился к должностному лицу, подготавливавшему праздник Диониса, просить хора, то есть вручить рукопись и тем самым выразить желание участвовать в состязании трагиков, но остановился послушать окруженного учениками Сократа, больше уже никуда не пошел, бросил поэзию и стал учеником Сократа (Diog. Laert. III 5). Сократ был одним из истинных любителей мудрости, философия для него была не объектом изучения, не способом добычи хлеба, а образом жизни: Сократ жил так, как говорил. Таких философов в истории человечества было немного. После смерти Сократа Платон уехал из Афин, посетил Египет, Сицилию, Южную Италию, учился, думал, а в Сиракузах пытался практически воплотить свою модель утопического государства. Вернувшись, основал школу в гимнасии, названном по имени старинного афинского героя Академа. Платоновская академия просуществовала до самого конца античного мира, после смерти философа в ней преподавали его ученики и ученики учеников.

na("Источник: Античная литература\n BD956C7C4334485A4B575F4E68A5296860AD41714A7A5B21455F5C9C78547477257465AD98714A775B38884746585D577DA53A72767A50769D70962C59454D4C5F57B465266B6D7A5D7154B25C37434B514F4744BDA9EB7D656B55BF4F779AE442595152474471A526796A65417F56B25B2188594E9097527AA521777763406458B2593440584B4D4C5D747B39687AAD55734EBC960659524052975761A525736B665EBF89A298E479574F47529F73682B756060586D4677963546404B5152527C7AEB0EA5AF73714C6152245846515E599DB8") Сохранились все сочинения Платона (очень редкий случай в истории античной культуры), даже те, которые написал не он, но которые приписываются ему. Всего их около 40. Самые знаменитые сочинения — " Государство", " Федон", " Федр", " Пир", " Горгий".

na("Источник: Античная литература\n BD957FB2E08D88558D9C5351B468E5B978A3907346635D2C5A5248549773746E2570A54D577755B255344D5D4B9C7752746F3A71696D5D7B4DBE96044557494D5F537168E7B94668407F57795E36885F835E97E9B467E5B96163907293B24BEA88434B57594E7A7130B94E685275557D59E8887346505955646D39B5A54D5D7F576356274647834F515AB4762A7C61655B779D714621425941909748666BEB7B7468907B5F7A50215A465C90975773692E747A68426E42BE962659528F9C404D7AA524777A6F5B605860473B84") В VI в. до н. э. мыслители Малой Азии греки Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и в V в. до н. э. философы Левкипп, Демокрит, Анаксагор уже убедили греков, что все движется, изменяется, все, что появляется, умирает и исчезает. Поэтому встал естественный и логичный вопрос: если природа человека не составляет исключения, каков смысл человеческой жизни? Платон искал ответа на этот вопрос в созданной им самим теории идей.

По мнению философа, воспринимаемый чувствами, беспрестанно меняющийся, непостоянный, несовершенный мир есть результат проявления другого, вечного, совершенного мира идей. Идеи — это суть всего, что существует, истинное бытие. Они проистекают в чувственный мир, но всегда воплощаются в нем только частично. Например, идея красоты воплощается в одних вещах и явлениях слабее, в других лучше, но никогда не воплощается до конца. Красивая девушка, красивый котел, красивый конь могут быть красивее других объектов того же рода, но их красота не есть прочная и постоянная красота: старея и дряхлея, они становятся уже больше не красивыми, а идея красоты вечна и неизменна. Наивысшая идея — это идея блага.

На вопрос, может ли человек общаться с миром идей, Платон отвечает положительно, но не считает этот процесс легким. Дело в том, что обстоятельства жизни человека — удовлетворение телесных потребностей, желание славы, богатства — рассеивает силы его души. Желая общаться с миром идей, человек должен отграничить себя от всех земных дел, особо сосредоточить усилия души. Общение с идеями Платон понимает как возвращение: перед рождением душа была в мире идей, теперь она должна стремиться восстановить связь. Делать это философ советует понемногу: сначала не обращать внимания на нужды чувственного мира, потом изучать теоретические предметы, подниматься все выше. Хоть и коротки мгновения общения с миром идей, они имеют абсолютную ценность: душа человека прикасается к вечной бессмертной сфере и испытывает обожествление. Следовательно, на вопрос, зачем человек живет, каков смысл его жизни, Платон отвечает: стремление к абсолютному, совершенному, божественному миру идей.

Свои теории, окончательной целью которых, по мнению знатоков, было развитие и воспитание общества [15, 38—159; 17, 142—157; 26, 81—301], Платон излагал не так сухо и скучно, как было представлено здесь, а образно и художественно. Тогда философы не говорили холодными сочетаниями интернациональных слов, как теперь. Платон говорит образами. Чтобы был более ясным образ соотношения мира идей с земным миром, он создает знаменитый эпизод пещеры в " Государстве". Пещера, заключенные, тени, смена света и тьмы — и впечатляет, и убеждает, и ясно: мир идей — царство света и действительности, земной мир — слабое его отражение (VII 1—3).

Еше в античности было замечено, что сочинения Платона — нечто среднее между поэзией и прозой (Diog. Laert. III 37), что они имеют черты дифирамба, оды, гимна и других поэтических жанров. С этим согласны и современные исследователи [13, 22—58]. Утверждается, что можно выделить даже с десяток разновидностей стиля Платона: очевидны черты стиля разговорного языка, имитации литературной беседы, риторического, напыщенного стиля, стиля интеллектуального, стиля мифического повествования, исторической хроники, церемоний и судебных документов [27, 159—169].

Цицерон говорит, что Платону принадлежит слава изобретателя диалога (De orat. I 14). Конечно, Платон не придумал литературного диалога: он уже существовал в драмах, а философские диалоги, возможно, сочиняли Зенон и Алексамен (Diog. Laert. III 48), но никто не возражает Диогену Лаэртскому, утверждающему, что Платон создал совершенную модель диалога и по праву может считаться первым в смысле красоты и изобретательности (Diog. Laert. Ibidem). Почти все произведения Платона — диалоги. Эти беседы обычно живые и насыщенные. Они раскрывают темперамент и характер говорящих. Они могут быть в форме спокойного разговора, напряженной дискуссии, жаркого спора [15, 180—198]. Диоген Лаэртский говорит, что ему известно деление диалогов Платона на драматические, повествовательные и смешанные, однако, как философ, он разделил бы их на наставительные и исследовательные (Diog. Laert. III 49).

В античности также была популярной мысль, что сочинения Платона своей художественностью соперничают с эпосом Гомера (Longin. 13). Множество эпитетов, метафор, метонимий, ритмических колонов, —читатели Платона могли этим любоваться и это они могли оценить. Кроме того, Платон, как и Гомер, рассказывает мифы. Эти мифы оригинальны, нетрадиционны, созданы самим философом [24, 12; 34, 84]. Самыми знаменитыми являются миф о полете души вслед за Зевсом (Phaedr. 246a—248), уже упоминавшийся миф о пещере (Rep. VII 1—3), миф о переселении душ (Rep. X 13—15), миф о рождении Эрота от Пороса и Пении (Symp. 203b—204a).

Боги из рассказанных Гомером мифов спускаются с Олимпа к людям, а мифы Платона побуждают людей подниматься, стремиться к Богу. Хотя Платон критиковал Гомера (Rep. II 17—21; III 1—6) за изображение земных пороков и требовал философского очищения мифов [31, 559], люди в античности их обоих считали мудрецами.

na("Источник: Античная литература\n BD957743730966636D71659FBCB1FFAC12BE85AB9D7155EA88534D9C5A91B478E5B0A56240715B7A5DE44E5F44514B9F706B207A767390779D7D582F45445D9C5F5266603B7C74604B6A9D7047365852549097517B653A747E78906E556045245E5F4A9C5F9F7B7523736E73477A507A5FEA88794E9C44487474397B6B6F50749D70960B4D5C4D53595271743A736B64907D537B5B218497419C595B796B22B96D6A907E556054E44259515247517DA52A6A617E497A5E7C962B4046434E52546BA53A76657C90714F") КСЕНОФОНТ (445—354 гг. до н. э.) прожил жизнь долгую и полную интересных встреч, опасных ситуаций и приключений. Он участвовал в Пелопонесской войне, в одной из битв которой будущего писателя спас от смерти Сократ (Diog. Laert. II 22), был прилежным слушателем Сократа, позднее сделавшим своего учителя действующим лицом нескольких своих произведений, как наемный воин участвовал в походе на Вавилон персидского царевича Кира Младшего, намеревавшегося отобрать власть у брата. Потом Ксенофонт познакомился и подружился со спартанским царем Агесилаем, сражался на стороне спартанцев со своими соотечественниками афинянами. За это он был изгнан из Афин, но через двадцать лет вернул себе гражданские права. В последние примерно тридцать лет жизни Ксенофонт сменил меч на перо, работал очень интенсивно и оставил после себя около 14 сочинений исторического и политического характера. Чаще всего Ксенофонта представляют как не очень точного историка или неглубокого философа, но прекрасного стилиста и красноречивого рассказчика. Он описал поход греческих наемников с Киром и возвращение обратно (" Анабасис"), разговоры с Сократом (" Воспоминания о Сократе", " Пир", " Домострой"), продолжил начатую Фукидидом " Историю Греции", познакомил греков с царем Спарты (" Агесилай") и принципами их государства (" Государственное устройство Спарты"), оставил несколько менее крупных сочинений на подобные темы.

Самым значительным для античной литературы произведением Ксенофонта является " Киропедия" (" Воспитание Кира"). В нем надо искать корни европейского романа. Почти не обращаясь к истории Персии, Ксенофонт описал жизнь ее властителя, черты характера, отношения с близкими и врагами. В греческих полисах, истощенных междоусобными войнами, росла тоска по сильной власти, создавали угрозу соседи, появилась необходимость перемен в войске [36, 255—257]. Все эти идеи Ксенофонт старался проповедовать в своем романе. Изображая события двухсотлетней давности в Персии, автор рисует идеальный образ Кира Старшего, создавшего огромное, сильное государство. Подчеркивая, что для формирования личности важны происхождение и врожденные качества, тем не менее больше всего он выделяет воспитание и самовоспитание (I 1, 6). В идеальном характере властителя, изображенного в романе, соединились спартанская дисциплина, храбрость, аскетизм, проблески сократовской мудрости и черты восточных монархов. Ксенофонт изображает реально жившего царя, историческую личность, но его сочинение не является научным. Это биографический роман, художественное произведение, как бы соединившее опыт рассказов Геродота и Фукидида и диалогов Платона.Диалоги так называемых сократических произведений Ксенофонта (их героем является Сократ) формально похожи на ту разновидность диалогов Платона, которую Диоген Лаэрций назвал исследовательными диалогами. В них преобладают вопросы и ответы: вопрос провоцирует ответ, а ответ — вопрос, и они беспрерывно меняются местами. Так идет поиск какого-либо решения, вывода, истины. Такие диалоги живы и драматичны: представлены только действующие лица со своими истинами, и больше ничего. Мы не обнаружим взгляда со стороны, мыслей действующих лиц, действий, оценки ситуаций. Образцом подобного диалога мог бы быть разговор Кира с царем Армении: " Тогда скажи, не вел ли ты некогда войны против Астиага, отца моей матери, и против всех остальных мидян? " — " Да, вел." — " А будучи побежден им, не согласился ли ты выплачивать дань, выступать вместе с ним в поход со своими войсками по первому его требования, а также не иметь в своей стране крепостей? " — " Да, так было." — " Тогда почему ты ныне и дани не платишь, и войска не присылаешь, и сооружаешь укрепления? " — " Я хотел стать свободным. Мне казалось прекрасным и самому добиться освобождения, и оставить свободу в наследство своим детям". (III 1, 10) 7.

Однако в " Киропедии" есть и другие диалоги: беседующие люди не только спрашивают и отвечают, но и высказывают свои замечания, делятся впечатлениями и обмениваются мнениями.

Диалоги естественно вытекают из рассказа автора и опять вливаются в него. Автор говорит, как произносится та или иная фраза (с улыбкой — I 3, 10; плача — VII 3, 8; глядя в небо — VI 4, 9 и т. д.), и отмечает, какое впечатление она или весь диалог в целом оказывает на собеседника (" Услышав это, Кир почувствовал себя уязвленным и молча ушел" — I 4, 13; " Услышав эти слова, Киаксар еще более разгневался на Кира" — IV 5, 12 и т. д.). Вот образец свободно текущего диалога: " Тогда, скажи мне, ради богов, — попросил Хрисант, — какая жена, по-твоему, лучше всего подойдет мне? " — " Прежде всего, — отвечал Кир, — маленькая; ведь ты и сам невелик, а если ты женишься на высокой и когда-нибудь захочешь ее поцеловать, когда она будет стоять, тебе придется подпрыгивать, как щенку." — " Да, это ты правильно заметил, — согласился Хрисант, — тем более, что я никуда не годный прыгун." — " Затем, — продолжал Кир, — тебе бы очень подошла курносая." — " А






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.