Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последовательность проведения научного исследования






Необходимо уточнить, что же понимается под выражением «научное исследование». Обычно называют следующие черты научного исследования:

1) оно имеет дело с конкретными объектами, иными словами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;

2) в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;

3) для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;

4) его цель — не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях (Андреева Г.М., 2006).

В научной деятельности можно обозначить систему необходимых исследовательских этапов и задач:

I. Теоретический этап исследования (постановка проблемы). На этом этапе решаются следующие задачи:

а) формулировка проблемы и темы исследования,

б) определение объекта и предмета исследования,

в) определение экспериментальных задач и гипотез исследо­вания. При этом важно, чтобы название темы включало основ­ные понятия предмета исследования.

Границы предмета исследования следует устанавливать учитывая следующие моменты: 1) цель и задачи исследования; 2) объект исследования; 3) материальные и временные возможности экспериментирования; 4) результаты научной разработки вопроса, которые зафиксированы в частной объяснительной теории.

Обращение к объяснительной теории направлено на выяснение известных фактов, влияющих на объект исследования и его свойства, что позволяет определить круг решенных задач и нерешенных проблем и сформулировать гипотезы и задачи конкретного эксперимента. Этот этап может рассматриваться как относительно самостоятельная исследовательская деятельность теоретического характера.

II Методический этап исследования. На этом этапе разрабатывается методика эксперимента и экспериментального плана. Методика эксперимента должна воспроизводить предмет исследования в виде переменной экспериментальной ситуации. В эксперименте выделяют три ряда переменных: независимые, промежуточные и зависимые. Переменная, изменяемая экспериментатором, называется независимой; переменная, изменение которой вызывается независимой переменной, называется зависимой переменной. Промежуточные переменные не вводятся исследователем, но всегда присутствуют в эксперименте — и их следует контролировать.

Разработка экспериментального плана предполагает два момента:

1)составление программы экспериментирования как рабочего плана и последовательности процедур опыта;

2) математическую модель обработки результатов эксперимента.

III Экспериментальный этап. На этом этапе осуществляется непосредственное проведение опытов, связанное с созданием экспериментальной ситуации, наблюдением, управлением ходом эксперимента и измерением реакций испытуемых. Основная проблема этого этапа состоит в создании у испытуемых идентичного понимания задачи их деятельности в условиях эксперимента. Эта проблема решается через воспроизводство константных условий и инструкций для всех испытуемых. На этом этапе очень важна роль экспериментатора, его поведение, так как испытуемые включают его личность в контекст экспериментальной ситуации. Инструкция имеет своей целью привести всех испытуемых к единому пониманию задачи, выполняя роль своеобразной психологической установки.

IV Аналитический этап. На этом этапе осуществляется количественный анализ результатов (математическая обработка), научная интерпретация полученных фактов, формулирование новых научных гипотез и практических рекомендаций.

Семинар №1 Методология как предмет изучения.

1. Принципы методологии. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика».

2. Понятие «наука». Признаки научных знаний. Научная истина.

3. Основные принципы научного исследования

Литература:

1. Аллахвердов В. М. Психология: учебник / под ред. А. А. Крылова. - М.: Проспект, 2000. - 584 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: «Питер», 2000.–320 с.

3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. Учебник. «Питер», 2006, 320с

4. Петровский А. В.Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998.-528с.

5. Пономарев Я А. Методологическое введение в психологию. – М.: «Наука», 1983. – 205 с.

6. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.