Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие систем






Среди многих понятий, прочно вошедших в психологический обиход нашего времени, понятия «системность», «системный подход» стали одними из самых распространенных. При этом, как это нередко происходит с любым научным понятием, которое приобрело популярность за пределами породившей его теории, системный подход в психологии получил существование в двух весьма далеких друг от друга значениях - общераспространенном и строго научном. Первое из них, главным образом, оказалось связанным с желанием рассматривать различные психологические явления не изолированно, а в их совокупности и совместно с порождающими причинами. Иначе говоря «системно», подразумевая, что любой, даже достаточно простой, продукт психической деятельности всегда является следствием многих явлений объективного и субъективного характера.

Иное содержание понятия «системный подход» связано с построением научного основания психологии на методологических принципах системологии - фундаментальной науки, устанавливающей общеструктурные законы развития сложных систем физической, биологической и социальной природы.

Обоснование этого подхода опирается на различные доказательства. Одно из них можно назвать онтологическим. Оно обусловлено самим происхождением психической формы жизни, которая вытекает из биологического и является базой для надстраивающихся над ней социальных форм. Будучи сложным системным образованием, для своего описания психика требует знания законов системологии, нуждается в адекватном языке, учитывающем все уровни ее системной организации. Из определения системологии следует, что именно эта дисциплина формирует универсальный язык системных взаимодействий, создавая тем самым базу основных понятий и для психологической науки.

Другое доказательство - историческое - вытекает из неуклонно возрастающей сложности структуры психологического знания. Логическим следствием этого процесса является формирование специальной отрасли внутри психологической науки, направленной на упорядочивание ее принципов и согласование их с общими представлениями о системной организации природы.

Начнем с основного понятия - системы. Самые распространенные из них следующие: система - это комплекс взаимодействующих элементов (Берталанфи Л.Фон, 1969); система - это множество взаимосвязанных элементов (Акоффа Р., Эрмери Ф., 1974); система - множество объектов, на которых реализуется заранее определенное отношение с фиксированными свойствами (Уемов А.И., 1978.).

Б.Н. Рыжов указывает на то, что во всех этих определениях упущен или недостаточно выражен главный системообразующий признак, на который указывал еще Аристотель - целое больше суммы составляющих его частей. С его учетом определение системы должно звучать следующим образом: Система - это множество связанных между собой объектов, обладающих в своей совокупности общей функцией по отношению к какому-либо постороннему объекту. Система всегда представляет собой относительное понятие, имеющее смысл по отношению к внешнему объекту. В то же время, по отношению к какому-либо другому внешнему объекту совокупность объектов, ранее определенная как система, может не иметь системообразующего признака и, следовательно, не являться системой. Или же напротив, эта совокупность, имеющая общую связь с другими объектами, может соответствовать элементу системы более высокого уровня организации (Рыжов Б.Н., 1999).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.