Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2






1. Литература периода гражданских войн.

2. Г.Ю.Цезарь – политик, историограф, полководец.

3. Риторика. Творчество М.Т.Цицерона.



4. Лукреций. Лирическая поэзия.

 

Когда Рим стал мировой державой, его государственная форма – аристократическая республика – потребовала более широкой социальной основы. Борьба за политическую власть вызвала длительные, ожесточенные гражданские войны, в которых основную роль играло войско, теперь уже наемное, а не навербованное из крестьянства, как это было раньше. В 82 г. власть взял Сулла и установил диктатуру оптиматов (оптиматы выражали интересы сенатской знати и крупных землевладельцев; популяры – интересы демократических кругов города и деревни). После падения режима Суллы создается первый триумвират (Помпей, Юлий Цезарь и Красс) в 60 г., который олицетворял военную диктатуру в государстве. Кроме этого, республика последнего века до н.э. сотрясалась сильными восстаниями рабов, самым длительным и мощным было восстание под предводительством Спартака. Это бурное время отразилось в литературе, философии, красноречии. Эпоха гражданских войн дает нам образцы римской драмы и сатиры. Претекстата – изображение римской жизни. Тогата и паллеата – жанр комедии. В тогатах изображались крестьяне, ремесленники, их семейная жизнь, осмеивался упадок нравов и морали в обществе и в семье. В этом жанре были знамениты комедиографы Титиний, Атта и Афраний. Но тогата не могла подняться до уровня политической комедии Аристофана, т.к. в условиях Рима острая критика существующего социального строя была невозможна. Ни одна из тогат не дошла до нашего времени полностью. Ателлана – римская комедия масок. Литературную обработку провели Помпоний и Новий. Примеры: «Наследник-искатель», «Подставной Агамемнон», «Финикиянки», «Мартовские календы», «Домашний лар». В новое время ателлана нашла свое отражение в комедии dell’arte.

Сатира. В конце ІІ в. до н.э. сатура оформляется как литературный жанр, как сатира в нашем смысле слова. Луцилий (180-102 гг.). В своих произведениях обличал честолюбие, погоню за богатством, грекоманию, различные суеверия, иногда критиковал политических деятелей. Луцилий создал 30 книг сатир, до нас дошли лишь фрагменты. Язык сатир Луцилия был близок к разговорному, доходчив и прост.

Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг до н.э.) – политик, полководец, оратор, историограф. Начал свою карьеру со скромного поста начальника городской стражи Рима, затем стал претором. Цезарь потратил огромные личные средства на организацию великолепных игр и празднеств для плебса, на устройство бесплатных обедов для городской бедноты. Растратил состояние, но приобрел популярность. Был прекрасно образован и стал превосходным оратором. Набрал войско, участвовал в первом триумвирате с Помпеем и Крассом. Покорил население Галлии и Иллирии, организовал морской поход к Британским островам, провел множество боев в Азии и Египте. В 49 г. двинул войска на Рим (Рубикон перейден). Триумвиратор Красс погиб в войне с Парфянским царством, Помпея Цезарь победил в Греции, в сражении у г.Фарсала. Стал единолично править Римом в должности пожизненного диктатора (5лет) – гордо и талантливо. Был убит республиканцами в сенате. Прекрасной прозой написал множество речей, трактатов и 2 книги: «Записки о галльской войне», «Записки о гражданской войне» - яркий пример римской историографии.

Риторика. Ораторское искусство. Благодаря прекрасно разработанному стилю ораторское искусство оказало влияние на все виды литературы. В красноречии были известны 2 направления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался цветистым языком, пристрастием к афоризмам и к метрическому построению речи (например, Гортенсий Гортал, консул 69 г. до н.э.). Для аттического стиля был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. В Риме – Юлий Цезарь, поэт Лициний Кальв, Марк Юний Брут и др. Марк Туллий Цицерон, который наравне с Демосфеном олицетворяет высшую степень ораторского искусства, выработал средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направлений. Написал 58 речей, серию философских и риторических трактатов («Об ораторе», «Брут», «Оратор»), 800 писем; произнес до 150 речей. Цицерон был «новым человеком» для знати, потому что происходил из всадников. Адвокатскую деятельность начал в конце 80-х при диктатуре Суллы. Первую государственную должность квестора в Сицилии он получил в 76 г., заслужил доверие сицилийцев и защищал их интересы против наместника Сицилии. В 63 г. был избран консулом Рима, разоблачил заговор Катилины, на этот раз Цицерон выступал на стороне оптиматов против демократов. На короткое время становится одним из влиятельнейших людей в Риме, но затем фактическая власть переходит к триумвирату Цезаря, Помпея и Красса. Цицерон на год покидает Рим с ощущением крушения своих политических планов. В 51 г. становится проконсулом в провинции Киликия. После убийства Цезаря Цицерон выступил на стороне сената против Марка Антония. С большой страстностью он написал 14 речей против Антония, подражая «Филиппикам» Демосфена, за что и был убит в 43 г. до н.э.

Тит Лукреций Кар жил в первой половине І века до н.э. Рим мучительно переходил от республиканского строя к империи. Многие начинали призывать к тихой и мирной жизни, вдали от общественных потрясений. Розвивалось просветительство с его иллюзиями о прекращении человеческих страданий в связи с устранением прежних религиозных представлений. Тит Лукреций Кар был самым крупнымиз тех поэтов, которыенадеялись ликвидировать гражданскую смуту в Риме путем про поведи материализма. Надежды Лукреция не сбылись, но им было создано замечательное поэтическое произведение. Лукреций написал поэму из 6 книг под названием «О природе вещей». По сути, это стихотворное изложение идей Эпикура, жившего в Греции на рубеже IV-III веков до н.э.

1 книга – учение об атомах и пустоте, учение о беспредельности материи и пространства, о бесконечности миров. Воля богов не вмешивается в распорядок Вселенной.

2 книга – культ Великой Матери как символ животворной природы.

3 книга – восхваление Эпикура (наставление сохранять всегда полное спокойствие духа).

4 книга – психология (отдельные психические способности человека)

5 книга - происхождение и развитие мира и его теперешнее устройство.

6 книга – различные явления в области отдельных наук, геологии, медицины и др.

Животворная природа является вечным источником всякой жизни и творцом всего существующего. До Лукреция ни Платон, ни Аристотель не понимали природу как творческое созидательное начало.

Неотерики. В это же время появляется новая поэтическая школа – этих поэтов стали называть неотериками. Неотерики признавали только интерес к человеку и его личным чувствам и абстрагировались от государственной жизни. Поэзии я личных чувств ввела в римскую литературу нового героя – лирическое «я» автора или персонажи греческих мифов, избранные по принципу наиболее полного внутреннего соответствия лирическому герою. Неотерики развивали жанры: элегии, эпиталамы(свадебные песни), эпиллии (небольшие эпические поэмы на мифологические темы). Наиболее яркие таланты: Публий Валерий Катон, Гай Лициний Кальв, Гай Валерий Катулл. Произведения поэтов- неотериков дошли до нас в разрозненных фрагментах или упоминаниях древних авторов. Исключение – небольшой сборник стихов Катулла. Темы – отрицание города и государства; общество друзей; женская красота; любовь; поэзия и др. Согласно традиции, занятие поэзией не является формой общественно полезной гражданской деятельности. Обособляя своего героя от мира города-государства, Катулл рисует его поэтом, проводящим жизнь в досуге, заполненном дружеским общением, шутками, вином, игрою в поэзию. Это – внешняя сторона жизни героя. Однако в иной своей жизни, в обществе близких ему по духу людей, герой Катулла воспринимает поэтическое творчество как величайший труд, как подвиг, за которым следует хвала и слава в веках. Любовь – один из основных мотивов поэзии Катулла. Радость чувственной любви присутствует во всей лирике Катулла, но любовь, к которой стремится его лирический герой – это идеальная любовь, соединяющая чувственные радости и близость духовного общения, верность, нежность и долг. Верная, постоянная любовь для героев Катулла – залог прочности бытия, и потому счастье взаимной любви воспринимается как вершина блаженства, а утрата ее означает жизненный крах. Катулла читала вся античность, позже – поэты Возрождения, из его стихов во многом вышла французская Плеяда (поэты XVII века).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.