Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аристофан, его время, жизнь и взгляды, их отражение в творчестве.






Первый великий греческий трагик, получивший мировое признание, - Эсхил жил в Греции в первой половине V в. до н.э. – в ту эпоху, которая и самими греками и последующей культурой всегда расценивалась как эпоха величайшего подъема. Победы при Марафоне (490), у Саламина(480) и при Платеях (479) навсегда остались в памяти греков как символ их небывалого патриотического подъема.

Эсхил родился в 525 г. (умер в 456 г.) в Элевсине в аристократической семье. В качестве воина он участвовал во всех главнейших боях греко-персидских войн. Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатировских драм. До нас дошло 7 трагедий и более 400 фрагментов. Трилогии: «Данаиды», «Семеро против Фив», «Орестея». Трагедия «Прикованный Прометей» - «крохи от великих пиров Гомера». Мировоззрение Эсхила: убежден в осмысленности и благости миропорядка. «Страданием приобретается познание» (страдание – одно из орудий справедливого управления миром). «Прикованный Прометей» – титан, представитель старшего поколения богов, даровал людям письмо, счет, ремесла, науки. Был за это наказан – «Я б не променял своих скорбей на рабское служение». Образ Прометея, человеколюбца и борца против тирании богов, стал символом борьбы за освобождение человечества. Миф о Прометее разрабатывался неоднократно (Гете, Байрон, Шелли).

Три этапа в творчестве Эсхила: ранний – «Просительницы», «Персы»; преобладание партии хора, слабое развитие диалога, малая разработанность индивидуальных образов; средний период – «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей»; появляется центральный образ героя (несколько основных черт), большее развитие диалога, появляется пролог. Третий этап – «Орестея»; усложнилась композиция, использование 3-х актеров, нарастание драматизма.

Эсхил всегда изображал победу прогрессивных сил в морали, праве, политике. Судьба и страдания отдельного человека интересны для Эсхила лишь как представителя рода или государства. У Эсхила не бывает индивидуальной характеристики; драматическая структура пьес еще не сложная – в центре действия одно событие, которое должно потрясти зрителя. Приемы Эсхила уже в античности считались «архаичными». Но очень богат и эмоционален язык его трагедий, торжественный и немного «дифирамбический» стиль.

Творчество Софокла. (Род. Ок.496 – умер в 406). Родина Софокла - Колон. Получил традиционное гимнастическое и музыкальное образование. Был сторонником традиционного уклада жизни и отрицательно относился к новым политическим реформам. Уважение к полисной религии и морали и вера в человека и его умственные и нравственные силы - основные черты мировоззрения Софокла. Наилучший выразитель афинской демократии эпохи расцвета. 60 лет творчества – 123 пьесы (тетралогия появлялась раз в 2 года). Дошло 7 полных трагедий. 24 раза получил первый приз.

Эсхил показывал в человеческом поведении действие высших сил (человек – арена столкновения богов, Орест). Герои Софокла действуют вполне самостоятельно. Софокл почти не выводит богов на сцену; для него не важно «наследственное проклятие». Источник ложного выбора героя – или сознательное нарушение этих норм, или неведение (ограниченность человеческого знания). Отсюда ошибки, небрежность, самообман и оправданность страдания. И именно в страдании человек показывает свои лучшие качества. Новое у Софокла - допущение третьего актера. Трагедия «Антигона» (около 442 г.) Братья Этеокл и Полиник, сестры Антигона и Исмена, Креонт. Конфликт у Софокла: между человеческими законами и «неписаными законами» религии и морали (богоустановленными). Софокл – певец «сильных натур». Креонт действует как патриот. Родина для него – превыше всего. Он считает, что власть государя должна быть незыблема, иначе анархия погубит все. Его сын Гемон: боги даровали человеку разум, «а он на свете – высшее из благ». «Не государство, где царит один». Креонт: «Но государство – собственность царей». Гемон: «Прекрасно б ты один пустыней правил». События подтвердили неправоту Креонта. («Смерть уважь, убитого не трогай»).Прорицатель Тиресий сулит мщение богов, Креонт отступает, но уже поздно… Правитель Фив клянет свое упорство. Антигона восстала против тирании государственной власти, которая подавляет все разумное и справедливое – идея величия личности.

Жан Ануй «Антигона». Те же действующие лица. Снова жарко спорят Креон и Антигона. Креон жалуется на тяжесть государственной власти, на ее страшную ответственность. Власть Креон принял по необходимости, без радости. Антигона: «Я могу сказать «нет» всему, что мне не нравится, для меня имеет значение только мой собственный суд. Вы с вашей короной, с вашей охраной, со всей этой помпой способны только меня убить.

Креон: Но, господи! Но постарайся хоть на минуту понять, ты, маленькая идиотка, нужно же, чтобы кто-нибудь сказал «да», нужно же кому-нибудь править лодкой, - ведь кругом вода, кругом полно преступлений, глупости, нищеты, и руль там, где особенно качает. Экипаж ничего не хочет делать, он думает лишь о том, чтобы пограбить из общего достояния, и офицеры уже строят себе маленький удобный плот, - только для себя, с запасом питьевой воды, чтобы унести отсюда свои кости. И мачта трещит, ветер рвет паруса, вот-вот все пойдет прахом, а они думают только о своей шкуре, о своей драгоценной шкуре, о своих маленьких нуждах.

Подумай, есть ли время заниматься тонкостями, искать ответа на вопрос «да?» или «нет?», спрашивать себя, не слишком ли дорога плата и останешься ли после этого человеком. Берешь кусок доски, правишь прямо на гигантскую волну, ревешь во все горло команду, а не подчиняются – стреляешь прямо в толпу, в первого, кто выходит вперед. В толпу! Здесь нет имен. Может быть, это будет тот, кто вчера дал тебе, улыбаясь, прикурить. У него уже нет имени. И у тебя тоже, прикованного к рулю. Нет имен. Есть только корабль и буря, понимаешь ли ты это?

Антигона: Я не хочу понимать. Пусть это будет понятно вам. Я за пределами того, чтобы понимать эти вещи. Я там, где можно сказать «нет» и умереть».

Проблема та же – личность и государство, но роли переменились. Антигона самоустраняется. Ее решимость умереть – это отказ от участия в общем деле. Трагедийность всей ситуации – государство гибнет и Креон не спасет его, ибо он одинок – каждый сам по себе. Этого мрачного ощущения гибели нет у Софокла. Как решается конфликт? Софокл показывает, что каждый из них защищает правое дело, но делает это односторонне. Креонт не прав, издавая в интересах государства постановление, противоречащее «неписаному закону», но и Антигона не права, самовольно нарушая государственный закон в угоду «неписаному». Гибель Антигоны и несчастная судьба Креонта – следствие их одностороннего поведения.

Хор играет подсобную роль. Его песни – это лирическое сопровождение действия драмы. Хор – представитель среднего, обыденного человеческого уровня.

Нормативные герои. Образы Софокла человечны и душевно богаче, чем у Эсхила. Это цельные натуры, не колеблются в выборе; величие и благородство соединяются с простотой и естественностью человеческих переживаний.

Еврипид. (Родился около 480 г. – умер 406 г.) Родился на о.Саламин. Свидетель Пелопоннесской войны. Написал около 90 трагедий – дошли 17: «Алкеста», «Медея», «Геракл», «Ипполит», «Электра», «Ифигения в Тавриде» и др. Критическое отношение к традиционной мифологии, но признает какую-то божественную сущность, правящую миром. Богов изображает почти всегда отрицательно. Еврипид высказывает мысль, не являются ли образы богов плодом фантазии поэтов. Подчеркивает превосходство демократических Афин над олигархической Спартой – «Гераклиды», «Андромаха», «Орест». Для его творчества характерны трагедии и социально-бытовые драмы, в которых изображает обыкновенных людей, вносит комический элемент и благополучную развязку. У Еврипида уже не судьба, а случай решает судьбу человека. Его пьесы можно назвать психологическими трагедиями. Еврипид часто меняет мифы, оставляя по сути дела лишь имена героев. Используя мифологические сюжеты, он выражает мысли и чувства своих современников, ставит актуальные вопросы своего времени – он «осовременивает» миф.

Еврипид протестовал против войн, критиковал религиозные традиции, проводил идеи гуманного отношения к людям. В его трагедиях изображаются люди больших чувств, порой творящие преступления, Еврипид, как большой психолог, вскрывает изломы души таких людей, их мучительные страдания. Аристотель называл Еврипида трагичнейшим поэтом. Язык его трагедий прост и выразителен. Хор у него уже не играет большой роли, он поет прекрасные лирические песни, но не участвует в разрешении конфликта.

Еврипид не был до конца понят современниками, так как его довольно смелые взгляды на природу, общество, религию оказались слишком непривычными для идеологии большинства. Но его высоко оценили в последующие эпохи, когда стали очень популярны его социально-бытовые драмы.

Комедия: фольклорные основы комедии, ее особенности, структура. Греческая комедия возникает в VI в. до н.э. из следующих элементов: а) шумные и веселые сценки пародийного характера; б) драматизированные песни обличительного характера, которые пели селяне, когда ходили в город высмеивать тамошних жителей; в) оргиастически-жертвенный культ Диониса; г) песни в честь богов плодородия на Дионисовых празднествах. В результате объединения этих элементов возникают буйные, веселые праздничные шествия и сцены карнавального типа, наполненные шутовством, остротами и даже непристойностями, с ряжением в разных животных и т.д. Самое слово комедия происходит от комос, т.е. празднично-веселая толпа, гулянка.

Только в Аттике комедия достигла полного развития. Здесь она, под влиянием трагедии, получила фабулу и структуру, разнообразные маски и определенное число актеров. И здесь проводились состязания комических авторов. Постановка комедии мало отличалась от трагедии, но она была гораздо разнообразнее ввиду широты самого жанра. Хор был больше трагического (24 человека), очень подвижный, причудливо кривлялся, неистово и бурно плясал. Актеров было не меньше 3, в пестрых, кричащих костюмах и с масками-карикатурами.

Структура комедии немного отличалась от трагедии. Вначале: 1) пролог (разъясняющий содержание и смысл данной комедии) и 2) парод (первое выступление хора). Далее, в отличие от трагедии, 3) агон, или состязание между действующими лицами, среди которых победитель высказывает то, что проповедует комедия, потом 4) парабаса (хор, обращенный к публике), 5) ряд небольших сцен, где чередуются эписодии и стасимы, и 6) эксод (заключительная песнь уходящего пляшущего хора).

Общий стиль древней аттической комедии – живой, легкий, остроумный. По сути это балаган, содержащий в себе антигородскую тенденцию, поэтому эта комедия не является ни комедией нравов, ни комедией интриги, ни комедией идей. Для нее характерны неимоверное нагромождение всякой мелкой бутафории, постоянная клоунада, яркость и пестрота костюмов, наличие грубого, базарно-ярмарочного жаргона, пересыпанного ругательствами.

Аристофан. (450 – 384 гг.) Из 40 комедий Аристофана сохранилось 11, которые в связи с обстановкой того времени делятся на три периода.

А) Первый период (427-421 гг. – первый этап Пелопоннесской войны) – ярко политический, со строгим соблюдением обрядно-хорового стиля. Комедии: «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир».

Б) Второй период (414-405). Этот период уже не столь ярко политический. Комедия содержит сатиру на поэтов и театр. «Птицы» - изображаются два афинянина, которым надоела городская жизнь и которые устраивают вместе с птицами город между небом и землей, изгоняя всех, кто хотел туда проникнуть, палками, причем один из них объявляет себя Зевсом. «Лисистрата» – бунт женщин против войны; женщины объявляют бойкот своим мужьям вплоть до прекращения войны, но не выдерживают и дело кончается договором между ними и мужчинами и прекращением бойкота. «Лягушки» – извлечение из преисподней Эсхила и Еврипида, между которыми устраивается сотязание.

В) Третий период (392-388). Крушение старой комедии, приближение к комедии нравов, культивирование утопических идеалов, преобладание диалога над хором, отсутствие парабасы. «Женщины в народном собрании», «Богатство» - изображение мечты честного земледельца о справедливом распределении богатства.

Мировоззрение Аристофана основано на резкой критике зарвавшейся и разбогатевшей городской демократии. Литературно-эстетические взгляды Аристофана: Стиль Еврипида кажется ему декламационным и необъективным, Аристофан отдает предпочтение древнему торжественному стилю Эсхила. У Аристофана находим резкую критику традиционной мифологии. Язык Аристофана – обыденный, разговорный аттический городской язык. Комик пересыпает его каламбурами, неожиданными сравнениями, противоестественными словосочетаниями, есть и иностранное коверканье, комическая скороговорка и даже полная непристойность речи.

На рубеже V-IV вв. комедия аристофановского типа (которая называется " древней") в эллинистическую эпоху уступает место «средней» и «новой» аттической комедии (Менандр), которые уже были комедиями нравов и интриги.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.