Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. 1. Гесиод и дидактический эпос.






1. Гесиод и дидактический эпос.

2. «Киклические» поэмы и гомеровские гимны. Упадок героического эпоса. «Батрахомиомахия» – пародия на героический эпос.

3. Возникновение и расцвет лирики – VII-VI вв. до н.э.

4. Зарождение литературной прозы. Басни Эзопа.

5. Общая характеристика аттического периода.

6. Возникновение греческой драмы. Трагедия, ее структура.

 

Гесиод – представитель общенародного этапа греческой лирики. Реально существовал, занимался земледелием и время от времени подрабатывал, участвуя в песенно-поэтических состязаниях. До нашего времени дошли две поэмы Гесиода, написанные классическим гексаметром: «Работы и дни», «Теогония». Время жизни и время создания поэм – предположительно VIII век до н.э. «Работы и дни» представляет собой поэтический рассказ о жизни земледельца, о его труде и обязанностях, радостях и печалях. Текст поэмы содержит много наставлений юношам, вступающим в жизнь; поэтому это произведение относится к дидактическому эпосу. «Теогония»: первое достаточно логичное и стройное описание генеалогии олимпийских богов. Гесиод собрал и упорядочил большинство мифов, посвященных богам. Поэма пронизана подлинной верой в могущество богов.

Поэмы Гомера были любимы древними ахейцами, они не желали расставаться с их героями. Появились сказания, которые продолжали рассказы о жизни героев после окончания Троянской войны. Кикл – целостный рассказ. Киклические поэмы, конечно же, отличаются от гомеровских. Отличие – прежде всего в композиции. «Илиада» и «Одиссея» имеют целостный сюжет, излагают единое законченное событие и широко охватывают действительность. Поэмы «кикла» лишены сюжетной законченности. Они описывают серию отдельных эпизодов, связанных лишь хронологически. В итоге получается либо мифологическая хроника, либо связная биография мифологического героя. Поэмы стремились к занимательности, к богатству приключений. «Киклический» эпос вызывал большой интерес, он послужил богатым источником сюжетов для знаменитых греческих трагедий V века.

«Гомеровские гимны» – сборник вступительных текстов (под именем Гомера). Гимны появились вследствие обычая, что каждый рапсод должен начинать с гимна в честь того божества, которому посвящен праздник. Например, гимн Гермесу: «…ловкач изворотливый, дока. Хитрый пролаза, быкокрад, сновидений вожатый, разбойник, в двери подглядчик, ночной соглядатай. Утром, чуть свет, родился он, к полудню играл на кифаре, в вечеру выкрал коров у метателя стрел Аполлона». Прославляет изобретательность и находчивость маленького человека, которые приносят ему признание. Гимн к Афродите – любовная новелла. Гимн к Деметре – религия мистерий. «Дионис и разбойники» – прославляется чудесная мощь Диониса.

Шуточный эпос. Комическая поэма «Маргит»: герой – дурачок, который всегда действует невпопад. «Знал много вещей, но все знал плохо».

«Батрахомиомахия» – пародия на героическую поэму («Война мышей и лягушек». «Острой стрелою, поди, и бессмертного могут поранить. Бой у них ожесточенный, пощады и богу не будет». Мыши побеждают и Зевс посылает лягушкам в помощь раков, те отгрызают хвосты, заодно уже руки и ноги. Мыши бегут и наступает конец однодневной войны.

Возникновение и расцвет лирики. В самые отдаленные времена лирика существовала в виде трудовых песен и молитв, которые выражали эмоции человека – страх, восхищение, восторг. Лирика была безымянной, она выражала эмоции рода. Затем появляются сказания о божествах и героях, появляются аэды и рапсоды. Лирика на уровне ритуальных форм – празднества, жертвоприношения, погребальные обряды и т.д. С течением времени лирика обретает новое качество – она стала показывать индивидуальный мир отдельной личности. Поэмы Гомера и Гесиода - это формы эпической поэзии. Поэт-эпик воссоздавал внешний мир, поэт-лирик обратил взор на себя. Поэт-эпик стремился к правде картины, поэт-лирик – к правде чувств. На смену величественной и роскошной поэзии Гомера пришла взволнованная, страстная и томная, язвительная и резкая поэзия. Кстати, надо отметить, что термин «лирика» не принадлежит данной эпохе, он появился позже, примерно в III веке до н.э., когда центр греческой культуры переместился в Александрию. Александрийские филологи объединили под этим названием все поэтические жанры, отличающиеся от эпоса с его гекзаметром. Раньше существовал термин «мелика», который включал в себя элегию, ямб и мелику(лирику), которая делилась на хоровую лирику и монодическую, т.е. индивидуальную. Элегия и ямб зародились в Ионии. Элегия – это лирическое стихотворение наставительного содержания (раньше имело скорбный характер): афоризмы, размышления, призывы к важным действиям. Стихотворный строй – дистих (двустишие). Ямб – совершенно иной, имеет насмешливый, сатирический характер, выражал различные чувства и настроения. Стихотворный строй – триметр, «трехмерник».

Известные древнегреческие поэты – Тиртей, Архилох, Солон, Сапфо, Алкей, Анакреонт, Симонид, Пиндар и др.

В творчестве Архилоха ярко выражен субъективный момент (середина VII века). Крупнейший представитель древнеионийской лирики. Основное содержание его поэзии – его личная жизнь, боевые приключения, отношение к людям. Его призвание – служение Аресу и Музам. В его элегиях встречается много эпических выражений, иногда с ироническим оттенком. Архилох является основоположником литературного ямба, сохраняющего язвительность и грубую откровенность фольклорной обличительной песни. Архилох беспощаден, его оружие – это сатирическая басня, личная издевка, проклятия. Архилох откровенно рассказывает о своей жизни, о дружеских пирушках, о любовных муках.«В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй, познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт». Рапсоды исполняли его произведения наряду с поэмами Гомера и Гесиода.

Был знаменит и почитаем в Афинах поэт и законодатель Солон (VI век до н.э.). Стихи свои считал средством воздействия на граждан, преобладают нравоучительные и политические темы. Целая серия стихотворений связана с законодательством Солона (594 г.). Разъяснял свои реформы, обосновывал примирительную позицию, обращаясь и к аристократии, и к демосу, призывая пойти на компромисс ради блага общества. Но его литературное творчество не ограничивается только политической тематикой, поэт также размышляет о судьбах людей, он убежден в пагубности неправедных поступков или несправедливо нажитых богатств. Солон уверен, что божественное возмездие рано или поздно настигнет виновного либо его потомков. «Мысль бессмертных богов скрыта от людей». Но трудность жизни не приводит Солона к пессимизму, он воспринимает жизнь и с ее трудами, и с утехами – прославление вина, Муз и любви.

Музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины:

Каллиопа – муза эпической поэзии,

Эвтерпа – муза лирики,

Эрато - муза любовных песен,

Мельпомена – муза трагедии,

Талия – муза комедии,

Терпсихора – муза танцев,

Клио – муза истории,

Урания – муза астрономии,

Полигимния – муза священных гимнов.

Развивались не только элегия и ямб, но и другие виды мелики. Все интереснее и богаче становится монодическая лирика, центром стихотворения становится образ поэта с его индивидуальным характером. Поэты-эолийцы ввели новые формы стихотворений, предназначенных для сольного пения под звуки лиры. Литературный и музыкальный центр – о.Лесбос. Застольные, свадебные, любовные песни создаются поэтами в связи с личными переживаниями и событиями дня. Такие стихотворения обычно были рассчитаны на определенную среду и обстановку. Видные поэты Алкей и Сапфо. Алкей: борьба аристократии с демосом, тема междуусобной войны. Алкей изображает свой полис в виде корабля, который носится по морю под «свалку ветров». Этот поэтический образ колеблемого политическими бурями государства не раз потом возникал в мировой поэзии. Довольно ограниченный круг тем: интересы родовой знати, вино, любовь. Иногда использовал традиционные рамки мифов.

Сапфо. Круг интересов – женские культы с их праздниками, свадьбы, женская красота, любовь, соперничество, ревность, разлука. Чувства эти выражены ярко и просто, что и принесло славу поэтессе. «Самое красивое на земле – то, что мы любим». Сапфо была знаменита своими эпиталамиями – свадебные песни. Воспевала различные элементы свадебных обрядов.

Иониец Анакреонт, уроженец г.Теос в Малой Азии. Его поэтический талант открыл ему доступ ко дворам тиранов. Лишь иногда встречаются воинственные мотивы и сатирические элементы. Основная тема – любовная лирика и богатые застольные темы. Был знаменит своими легкими, изящными, живыми стихотворениями. Анакреонт – древний классический певец любви. Уже в новое время в Западной Европе существовала богатая «анакреонтическая поэзия».

Хоровая песня. Именно она сохранила наиболее тесную связь с культом и обрядом. Эти песни исполнялись традиционным обрядовым хором, который поет и вместе с тем пляшет. Были разные составы хоров, это зависело от характера празднества или обрядового действия. Дифирамб – культовый гимн в честь бога Диониса. Эпиникий – песня, прославляющая победителя на обще греческих гимнастических состязаниях. Энкомий – новый жанр хоровой лирики, гимн в честь определенного лица.

Хорический поэт был одновременно и композитором, и балетмейстером. Для каждого стихотворения сочинялась особая музыка. Были характерны свобода и богатство ритмов. Известны три элемента хоровой песни: миф, дидактический элемент (поучение), личное высказывание автора. Мастера хоровой песни: Алкман, Арион – мастер деферамба, Стесихор.

Симонид Кеосский (556-468 гг.) разносторонний поэт: описывал и нежные чувства, и пафос борьбы (прославление погибших спартанцев при Фермопилах). Один из творцов эпиграммы – стихотворная надпись на надгробном памятнике, позже – всякое краткое лирическое стихотворение.

«Путник, пойди, возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли».

Полная противоположность Симониду поэт – Пиндар (518-442 гг. до н.э.) – последний и самый выдающийся певец греческой аристократии. Уроженец города Фивы, из знатного рода, дельфийская религия оказала значительное влияние на его творчество. Как и Симонид, Пиндар работал по заказу и получал вознаграждение за свои стихи. Сочинял различные виды хоровой лирики: эпиникий, гимны, деферамбы, эмкомии. Прославлял идеал доблести и призывал всестороннему развитию человека. Его стиль отличался торжественностью и пышностью, богатством образов и эпитетов. Создал 17 книг – сохранились 4 книги эпиникиев.

Зарождение литературной прозы. До VI века литературное творчество греков облекалось в стихотворную форму. Проза зародилась в Ионии, вместе с греческой наукой и философией. Проза была удобна для изложения огромного материала наблюдений и сведений и для описания бурной политической жизни. Первая прозаическая книга появилась в начале VI века, автор Ферекид «учение о Богах». Первые философы – Фалес, его ученик Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит изложили свою философию письменно, в прозе. На языке прозы создавались не только философские трактаты, но произведения по математике, астрономии, медицине, географии. Другая отрасль прозы – историография. К ней относились местные хроники (предания об основании городов) и произведения полугеографического характера. Этот вид развился из рассказов мореплавателей о путешествиях, о быте и истории разных народов. Первым трактатом считается два произведения Гекатея из Милета – «описание земли», «родословные». Позже возник новый тип фольклорного рассказа, в котором вместо мифологических героев действовали реальные исторические лица. Этот жанр названия не имел, термин возник в средние века – новелла. Этот тип рассказа широко использовался знаменитым историографом Геродотом.

В форме прозаического рассказа появились и басни Эзопа. В них отразились народная мудрость и житейский опыт, юмор и ирония. Эзоп рассказывал о животных, но в образах животных слушатели узнавали людей.

Общая характеристика аттического периода.

Золотым веком древней Греции следует назвать пятое столетие до нашей эры. Оно связано с самыми прославленными именами поэтов, философов, политиков, скульпторов, архитекторов. Это было время величайшего подъема национального сознания древних греков и время величайших испытаний для них.

В 500г. до н.э. греческие города в Малой Азии попытались освободиться от персидского владычества – последовали жестокие репрессии. Богатейший и красивый город Милет был разрушен и сожжен, жители угнаны в рабство. Заволновалась вся Греция. Персидский царь Дарий собрал огромное войско, чтобы завоевать Грецию. Так началась греко-персидская война, которая в общей сложности длилась около 50 лет. Смертельная опасность нависла над греческими полисами. Города Фессалии, например, пропустили персов. Только Афины держались стойко. Иония, попав под власть персов, стала утрачивать свое ведущее культурное значение. Афины стали главным городом центральной Греции, основным очагом греческой культуры. Здесь родилось искусство театра, впервые были записаны греческие поэмы, устраивались первые Панафинские торжества. Поэтому VI и V века до н.э. считаются аттическим периодом греческой культуры. Афинская демократия – рабовладельческая демократия, вопросы общественной жизни решали только свободные граждане. Устанавливая формальное равенство граждан, привлекая всех к обязательному и равноправному участию в общественной жизни, предоставляя им свободу частного хозяйствования, демократия повышала значение и права отдельного гражданина. Увеличение прав гражданина приводило к повышению мощи полиса.

Афины возглавили борьбу греческих городов с персами. Это была борьба разных мировоззрений: эллинской демократии и восточной деспотии. Был организован морской союз 200 гр. городов во главе с Афинами. Исход войны решило знаменитое морское сражение у острова Саламин в 480 г. Позднейшие военные действия уже не смогли изменить положения.

Наибольшее могущество афинской державы – 50-30 гг. V века. Это так называемый «век Перикла». Время правления непродолжительно, но это истинный расцвет греческой культуры. Как сказал гораздо позже Плутарх, «в это время создавались произведения, необычайные по своему величию и неподражаемые по простоте и изяществу». Вокруг Перикла собралась интеллектуальная элита: Софокл и Еврипид, Сократ и молодой Платон, архитектор Гипподам, скульптор Фидий. На склоне афинского акрополя в знаменитом театре Диониса представляли трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, которые воспитывали чувство достоинства, благородство и независимость духа. Искусство показывало идеал человека: физически и нравственно прекрасный, гармонически развитый. Это искусство справедливо стали называть классикой (идеал для подражания).

В 480-479 гг. персы захватили и разграбили Афины и основные святилища на Акрополе. Среди развалин храма Фидий создал 7м. бронзовую статую Афины-воительницы с копьем и щитом в руках как символ возрождения города (была уничтожена в XIII веке в Константинополе). Реконструкция афинского акрополя под руководством Фидия продолжалась 16 лет. Скульптуры храма Парфенон – гениальное творчество Фидия. Изображено 365 человеческих фигур и 227 фигур животных, при этом ни разу не повторяется пластика движений. Смерть Фидия в 431 г. до н.э. и затем смерть Перикла совпали с концом высокой классики.

С течением времени религиозные представления афинян принимают все более отвлеченную форму – божество растворяется в природе и обществе. Возрастает роль пантеизма – обожествление природы в целом. Философ Анаксагор заменил «божество» разумом. Возникает идеалистическая школа Сократа, затем Платона. Развивается и материалистическая философия Демокрита (атомы; 2 вида познания – истинное и темное, разум и чувства). Основная тема литературы эпохи расцвета – показ путей человеческого поведения. Лирика теряла свою ведущую роль, хотя хоровая лирика в это время обогащалась музыкально. Центральное место занимает драма с ее изображением конфликта. Драма V века – самый значительный вклад греков в мировую литературу.

IV век – период распада полиса. 431 – 404 гг – Пелопоннеская война. Афины против Пелопонесского союза во главе со Спартой. Борьба за господство на море и на суше. Борьба олигархии (Спарта) и демократии (Афины). Афины потерпели поражение. Начался кризис греческих полисов, кризис рабовладельческой демократии. После войны все полисы ослабели. Падение полисного патриотизма, появляются наемные войска – вопросы политики перестают интересовать народ.

Во второй половине IV века греческие города подчинились мощной державе – Македонии.

В философии появляется идеал мудреца – созерцателя, далекого от общественной жизни. Скульптура и архитектура теряют монументальность и народность, преобладают частные заказы. Задача искусства – глубокое раскрытие внутреннего мира личности. (Скопас, Лисипп). Заметно преобладание прозаических жанров. Появляется новый жанр – риторика (убедительная аргументация и красноречие). Появляется философский диалог – специальная форма художественно-философского изложения.

Драма как самостоятельное художественное произведение зародилась только в Греции не раньше VI века до н.э. и воплотилась в форме трагедии и комедии. Главное в драме – конфликт, столкновение личностей между собой или столкновение личности с природой или обществом. Это появилось в Греции во время утверждения демократического общества. Также в это время на территории всей Греции особую популярность приобретает оргиастический культ бога Диониса. Участники культа сами представляли себя Дионисом, у которого было и другое имя – Вакх, и назывались вакханками и вакхантами. Дионис был обобщением творчески-производительных процессов природы. Дионисийский восторг разрушил всякие перегородки между людьми. Религия Диониса одержала победу над прежними аристократическими олимпийскими богами, Дионис представлялся как сын Зевса и помещался на Олимпе. Путь от культа Диониса до греческой классической трагедии в Греции был пройден очень быстро.

Аристотель говорил о происхождении трагедии от «запевал дифирамба». Трагедия произошла от поочередного пения запевал и хора: запевала постепенно становился актером, а хор был самой основой трагедии. На трех великих греческих трагиках – Эсхиле, Софокле и Еврипиде – можно ясно установить эволюцию хора в греческой классической драме. Само слово «трагедия» буквально значит либо «песнь козлов», либо «песнь о козлах».

Структура трагедии. Трагедии Эсхила уже отличаются сложной структурой. Трагедия начиналась с пролога, под которым надо понимать начало трагедии до первого выступления хора. Первое выступление хора – это парод трагедии. После парода в трагедии чередовались эписодии, т.е. диалогические части, и стасимы, так называемые «стоячие песни хора» - «песнь хора в неподвижном состоянии». Заканчивалась трагедия эксодом, исходом, или заключительной песнью хора.

Театральные представления всегда имели в Греции массовый и праздничный характер. Развалины древнегреческих театров поражают своими размерами. История театра хорошо прослеживается на театре Диониса в Афинах, раскинувшемся под открытым небом на юго-восточном склоне Акрополя и вмещавшем приблизительно 17 тыс. зрителей. В основном театр состоял из трех главных частей: орхестры для хора и актеров, мест для зрителей – театр, и скены – строения позади орхестры, в котором переодевались актеры. Театр отличался замечательной акустикой, так что тысячи людей могли слышать актеров, обладавших сильными голосами. Хор при постановке трагедии состоял сначала из 12, затем из 15 человек, во главе с корифеем – главой хора. Хор выступал с песнями и танцами, изображая близких к главным героям лиц, одетых в соответствующих действию костюмы. Трагические актеры, число которых постепенно возросло от одного до трех, играли в очень красочных, великолепных костюмах, увеличивая свой рост котурнами и высокими головными уборами. На лица надевались ярко раскрашенные маски, которые давали возможность одному актеру играть несколько ролей. Все женские роли исполнялись мужчинами. Актер-протагонист, игравший главную роль, пользовался большим почетом и даже исполнял государственные поручения. Второй и третий актеры зависели от первого и получали от него плату.

Драматург, написавший тетралогию или отдельную драму, просил у архонта, отвечавшего за устройство праздника, хор. Архонт поручал хорегу, обязанному в качестве государственной повинности набрать хор, обучить его, оплатить и устроить по окончании празднества пир. Хорегия считалась почетной обязанностью, но была обременительна и доступна только богатому человеку.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.