Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлексия состояния. Выбор мелодии одного из участников группы. 28.3 Упражнение «Психологическая дистанция»






10 мин.

28.3 Упражнение «Психологическая дистанция»

 

Цель: информирование о трех пространственных зонах, тренировка умения оберегать свою интимную пространственную зону от вторжения.

Ведущий дает краткую информацию о трех основных зонах психологической дистанции (интимную, личную, социальную), делая упор на особенности интимной зоны и подчеркивая право каждого человека оберегать свою интимную зону от вторжения.

Дальше предлагается упражнение.

Инструкция: водящий встает на свободное место в аудитории. Желающие по очереди по одному медленно приближаются к водящему с любой стороны. Чем ближе к водящему, тем медленнее нужно двигаться. Задача ведущего – остановить игрока словом «стоп!» в тот момент, когда он подойдет слишком близко, или когда какая-то часть тела игрока (например, протянутая рука) приблизится на некомфортное расстояние к телу водящего.

Упражнение проигрывается многократно. Добиваемся, чтобы требование остановиться звучало максимально уверенно и твердо.

Обсуждение:

- обратить внимание на индивидуальные различия в психологической дистанции (это одна из причин некомфортного ощущения в разговоре с другим человеком; с другой стороны, возможны травматические искажения в восприятии психологической дистанции, требующие коррекции – желательно, чтобы в данном упражнении ведущие отметили для себя таких детей и грамотно использовали эту информацию – для индивидуального консультирования, т.п.);

- какие зоны особенно чувствительны для расстояния до собеседника (наиболее напряженно воспринимается короткая дистанция между лицами собеседников, обращенных друг к другу);

- в каких ситуациях нарушение интимного пространства допустимо (в метро в час пик, др.), а когда – нет, и требует восстановления;

- как можно восстановить дистанцию до комфортного состояния (возможно маленькое проигрывание этих способов).

20 мин.

 

28.4 Разминка «Пары-тройки» («Атомы и молекулы», модификация для детей)

Цель: двигательная разрядка напряжения, повышение групповой сплоченности.

Звучит веселая музыка. Участники свободно перемещаются по аудитории. Когда музыка прервется, ведущий говорит слово «пары» или «тройки», детям необходимо найти себе напарников и объединиться в пары (тройки), взявшись за руки. Кто оказался без пары (вне тройки), демонстрирует преувеличенное огорчение: качает головой, прижав ладошки к щекам, и громко нараспев говорит «Ой-ё-ёй-ё-ёй-ё-ёй!». Дальше упражнение повторяется, так несколько раз.

5 мин.

 

28.5 Упражнение «Испорченная пластинка» («Скажи «НЕТ»!»).

 

Цель: тренировка умения отвечать отказом на посягательства и неприемлемые просьбы.

Инструкция: мы с вами довольно часто попадаем в ситуации, когда на нас оказывают психологическое давление (настойчиво предлагают, просят, настаивают, угрожают, др.), пытаясь добиться от нас определенной реакции. На улицах дают флаеры и предлагают посетить какое-то место, в магазине, на рынке или в метро предлагают купить товар, в школе могут попросить или потребовать дать поиграть (отдать, подарить) какую-то нашу вещь, при входе в подъезд с домофоном незнакомые люди иногда просят подержать для них дверь, в квартиру могут позвонить и попросить впустить (проверить счетчик, показать книжки, разобраться по поводу залитой квартиры, др.), на сайте в интернете или смс-сообщением телефона могут попросить (потребовать) ввести тайный пин-код или пароль, или отправить сообщение на определенный номер, незнакомый взрослый на улице или хорошо знакомый взрослый дома могут предложить или попросить сделать что-то, что кажется нам неприемлемым. Во всех ситуациях, когда у вас возникают сомнения или опасения, если вам кажется, что на вас стараются «надавить» с плохой целью или не в ваших интересах, вы всегда можете ответить отказом. А часто – должны ответить отказом! В этом упражнении мы потренируемся говорить «нет» в ответ на психологическое давление. Есть такой прием, подходящий к большинству подобных случаев – он называется «заезженная пластинка». Этот прием состоит в том, что в ответ на просьбы, уговоры, угрозы мы твердо и уверенно отвечаем одно и то же, не пускаясь в пространные разговоры и не реагируя на аргументы человека, «давящего» на нас.

Ведущий предлагает для разыгрывания две ситуации. Сначала – безопасную ситуацию, например, продавец в магазине настойчиво предлагает купить товар, расписывая его достоинства и пытаясь «разговорить» несговорчивого покупателя. Первое проигрывание желательно провести двум ведущим без участия детей, как пример. Вариант разговора:

Продавец: Я хотел бы показать вам портативный набор инструментов.

Клиент: нет, спасибо, сегодня я не собираюсь покупать инструменты.

Продавец: Но это наиболее полный набор из имеющихся в продаже, он может помочь вам сэкономить много денег.

Клиент: я вам верю, но, тем не менее, не собираюсь его покупать.

Продавец: Вы не хотите сэкономить деньги?

Клиент: Я все равно не собираюсь покупать набор инструментов.

Продавец: Это ваш последний шанс получить его, у нас больше нет таких наборов, он последний.

Клиент: Я не буду его покупать.

После демонстрации ведущими ситуация разыгрывается детьми несколько раз. Возможно оставление роли продавца за ведущим.

Вторая ситуация для ролевой игры должна отражать тематику группы и быть более заряженной с точки зрения пережитых участниками травм.

Обсуждение:

- что было трудно?

- что испытывали, отвечая отказом?

- что испытывали, когда агрессор не принимал отказ всерьез?

- на какие слова (действия) агрессора было особенно трудно отвечать отказом?

- что помогало держать свою позицию?

40 мин.

 

28.6 Упражнение на релаксацию «Пляж»

 

Цель: оптимизация эмоционального состояния.

Инструкция: «представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает вас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ….. потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша, встаем».

10 мин.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.