Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грамматическая категория.






ГК подразделяются на морфологические и синтаксические. При изучении морфологии мы говорим о морфологических категориях. Это более обобщенная грамматическая единица, присущая грамматическому классу слов (части речи). Каждая часть речи характеризуется своим набором ГК. В работах нет однозначного определения ГК. Определение проф. Бондарко («Теория морфологических категорий»). Бондарко морфологические категории рассматривает как «системы противопоставленных друг другу рядов морфологических форм (в пределах определенной части речи) с однородным содержанием». Важна системность ГК, ее организация; МК имеют содержание; МК представляют собой оппозицию членов, которое базируется на общем содержании. Грамматическое содержание МК структурно организовано, МК могут иметь разную структурную организации. Принцип структурной организации проявляется в обязательном противопоставлении друг другу рядов морфологических форм.

Категория числа сущ. имеет содержание – выражает количество, это противопоставление форм ед.ч. и мн.ч. Противопоставленность и выражает колич. содержание этой категории. В русском языке есть слова типа благородство; нет противопоставления форм числа. Благородство – форма тв.п. (число писать нельзя!) сущ. нариц., неконкр., неодушевл. благородство ср., имеющего только формы ед.ч.. Форма не имеет количественного содержания.

Существуют МК двух типов: классифицирующие и словоизменительные. В системе сущ. категория рода является классифицирующим, потому что сущ. не изменяются по родам – парадигма любого сущ. объединена единым значением рода. Словоизменительные категории реализуются в системе изменения (у сущ. род + падеж).

Средствами выражения ГЗ являются флексии. Кроме флексии ГЗ могут выражать приставки и суффиксы (читать – прочитать, мигать – мигнуть). ГЗ обладают синтетическими средствами выражения (внутри слова) и развивается аналитический способ выражения ГЗ (вне формы). Вдоль шоссе росли березы. Шоссе – знач. р.п. выражается наличием предлога; ср. По шоссе мчались машины. Аналитический способ выражения значений – тенденция продуктивная. РЯ не чисто флективный. Аналитизм проявляется в организации некоторых парадигм. Ночь – совпадение падежных форм. Частная парадигма ед.ч. носит элементы аналитизма. В частной парадигме мн.ч. синтетический способ.

МК можно представить как оппозиции трех типов: 1) эквиполентного, 2) привативного, 3) градуального.

Бондарко отмечал, что не все ГК имеют семантическое содержание.

 

Части речи.

Части речи изучались во все периоды, все исследователи останавливались на проблеме выделения частей речи. Эта проблема очень сложна, есть разные концепции.

Перед лингвистами стоит ряд вопросов, требующих ответа. На основании каких критериев выделять ЧР (семантический, морфологический или функциональный признак)? Составляют ли ЧР один непрерывный ряд или включают разные группы, стоящие на разных уровнях? Каково соотношение ЧР и членов предложения? Можно ли говорить о смешанных, или гибридных, ЧР? (Причастие как гибрид свойств прилагательного и глагола). Можно ли говорить о составных ЧР? Есть ли в языке слова, которые могут не относиться ни к какой ЧР? Является ли система ЧР закрытой или открытой? Могут ли возникать новые ЧР? Какие факторы способствуют появлению ЧР?

Теория ЧР включает множество концепций. Выделялось от 4 до 14 ЧР? До XXI в. выделялось 2 периода изучения ЧР, теперь их 3:

1) XVIII – XIX вв. – закладываются научные основы ЧР применительно к РЯ.

2) ХХ в. – углубленное развитие ЧР.

3) XXI в. – углубляется наше понимание о ЧР.

Впервые грамматику создал Ломоносов. Он отталкивался не от РЯ, а от античной литературы. «Российская грамматика» (1756). В середине XVIII в. Ломоносов выделил 8 ЧР:

1) Имя – для называния вещей.

2) Местоимение – для сокращенного наименования.

3) Глагол – для называния деяний.

4) Причастие – для сокращенного соединения имени и глагола в одну ЧР.

5) Наречие – для краткого?

6) Предлог – для показывания принадлежности обстоятельств к вещам и деяниям.

7) Союз – для изображения взаимности понятий

8) Междометие – для краткого изъявления движения духа.

Данная классификация носит логико-функциональный характер. Ломоносов характеризует части речи как слова с определенной функциональной семантической нагрузкой. Заслугой Ломоносова является и то, что он выделил главные части речи – имя и глагол. В этой классификации нет терминов «существительное» и «прилагательное», а есть термин «имя» - следовательно, в тот период признак имен понимался по-другому. Ломоносов считал, что части речи составляют определенную систему, и в этой системе важную роль занимают имя и глагол, противопоставленные друг другу по своей функции. Вторая особенность системы частей речи Ломоносова в том, что он указал, что функциональная нагрузка разных частей речи различна. Данная классификация позволяет противопоставить главные части речи и второстепенные – они различаются своей функциональной нагрузкой. Служебные слова (предлог и союзы), по мнению Ломоносова, устанавливают связи между знаменательными частями речи. В основе учения о частях речи Ломоносова проявился материалистический принцип. Части речи отражают явления и связи, характерные для предметов реальной действительности. Имя и глагол в классификации Ломоносова противопоставляются и по своим морфологическим свойствам. Специфика этих частей речи отражена в грамматике Ломоносова.

В своей «Грамматике» Ломоносов писал: «Части речи служат для обозначения различных сторон и свойств объективной реальности, предметов, их признаков». Со времен Ломоносова всеми исследователями выделяется противопоставление имени и глагола.

Система частей речи – это результат развития языка, который отражает все, что есть в реальной действительности. Части речи – результат познавательной деятельности человека. В учении о частях речи ХХ в. можно наметить 2 ведущих направления:

1) Ленинградская лингвистическая школа (Бодуэн де Куртэне, Богородицкий, Щерба, выделилась школа академика Виноградов)

2) Московская лингвистическая школа (Фортунатов)

Сторонники этих 2-ух противоположных направлений по-разному оценивали содержание понятия части речи. Сторонники ЛЛШ исходили из того, что части речи – это лексико-грамматические разряды слов РЯ. МЛШ рассматривает часть речи как категорию чисто грамматическую.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.