Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналы Р.Стила и Дж.Аддисона «Болтун» (“The Tatler”), «Зритель» (“The Spectator”), «Опекун» (“The Guardian”): структура, жанровая специфика, галерея масок.






Серия памфлетов Свифта «Бумаги Бикерстафа» определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным.
Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала. Журналу Стиля, получившему название «The Tatler» («БОЛТУН») и имевшему подзаголовок «Болтун Исаака Бикерстафа», суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. Издание начиналось обращением Бикерстафа, предлагавшего читателю " поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение", которое " благодетельно и необходимо". Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа завоевали читателя. В 1710 г. издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Он стал присылать в журнал свои статьи и эссе.
С приходом Аддисона качество журнальных публикаций возросло, многие его эссе до сих пор переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики. Структура журнала основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер (выходил три раза в неделю) включались также мелкие объявления и заметки.
Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекращают издание в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля — «The Spectator» («ЗРИТЕЛЬ»). На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д. Подлинной удачей стал образ «Зрителя» — сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир.
Тираж «Зрителя» вырос до 14000 экз., читатели в Европе и колониях с нетерпением ждали каждого нового выпуска. Но Аддисон и Стиль оказались верными избранной издательской стратегии, и когда интерес к «Зрителю» достиг максимальных пределов, они предпочли сменить литературные маски (просуществовал два года — всего 555 номеров, в последнем — объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной кончине другого). Круг участников клуба распался, а вместо «Зрителя» появилась новая маска и новый журнал «The Guardian» («ОПЕКУН»). Имел почти такой же успех как и «Зритель», но просуществовал около года (издательский тандем Стиль- Аддисон распался).
Влияние аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным. Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками.
" Шептун" (The Wisperer), " Ворчун" (The Grumbler), " Брюзга, или Диоген, выгнанный из бочки" (The Grouler, or Diogenes robb'd of His Tub), " Болтунья" (The Female Tatler), " Развлекатель" (The Entertainer), " Критик на 1718 год" (Critick for the Year MDCCXVIII), " Осведомитель" (The Intelligencer), издававшийся Томасом Шериданом, отцом знаменитого драматурга, при участии Свифта; " Попугай" (The Parrot), " Всеобщий зритель" (The Universal Spectator), издававшийся Генри Бейкером, зятем Дефо, и множество других листков оспаривали друг у друга внимание публики". Более того, журналы Аддисона и Стиля переиздавались несколько раз в виде отдельных книг в течение XVIII в. и были переведены на большинство европейских языков.

 

Английская пресса XVIII века и парламент. Дело Дж.Уилкса. «Журнал джентльмена» (“Gentleman’s Magazine”) Э.Кейва. Появление парламентских корреспондентов. Пресса как «четвёртая власть».

Парламент стремился всячески препятствовать свободе прессы. Так, были приняты законы о клевете, о позорном столбе, с каждого издания стал взиматься штемпельный сбор. Парламент запрещал журналистам сообщать о том, что происходило в его стенах. Журналист Эдуард Кейв писал в своем журнале «Gentleman's Magazine» («Джентльменский журнал») о парламенте, подкупая как сторожей, уборщиц, швейцаров, так и некоторых членов парламента. В ответ на преследования Кейв открыл на страницах журнала рубрику «Прения в стране Лилипутии», где в аллегорической форме писал о британском парламенте, присвоив каждому его члену имя того или иного лилипута. Борьба за свободное освещение политической жизни дала результаты только в 1771 году, когда парламент допустил в свои стены журналистов явочным порядком. Была построена специальная галерея прессы, возвышавшаяся над залом. Это дало повод философу и депутату парламента Эдмунду Берку сказать о том, что в парламенте присутствуют три сословия, но возвышается над ними и правит всеми четвертое сословие – пресса. С тех пор за прессой прочно закрепилось определение четвертая власть.

На протяжении всего XVIII века складывалась типология британской прессы. Газеты стали делиться на национальные, которые писали о жизни в стране и за границей, и провинциальные, сообщавшие о местных событиях. Первые провинциальные газеты появились в городах Лидс («Leads' Intelligent») и Йоркшир («Yorkshir Post»). В 1781 году начала выходить первая воскресная газета «British Gazette and Sunday Monitore» («Британская газета и воскресное обозрение»). Таким образом, газеты стали делиться на ежедневные и воскресные. В 1709 году с появлением первой вечерней газеты появилось деление на утреннюю и вечернюю прессу. В 1785 году Джон Уолтер выпустил в свет первый номер газеты «Daily Universal Register», которая спустя три года была переименована в «Times» («Времена») и является старейшей британской газетой, выходящей по сей день.

Таким образом почти весь XVIII век прошел под знаком борьбы за реальное воплощение в жизнь английской концепции свободы печати. Имея выраженную партийную окраску, пресса развивалась по просветительскому, а не коммерческому признаку.

 

Превращение прессы — «четвертого сословия», по выражению Эдмонда Бёрка, в «четвертую власть» означало ее трансформацию в инструмент политической борьбы. 4я власть как бы присваивает себе право говорить от лица и в интересах народа. Однако в демократии за народом признается право иметь множество лиц и интересов. Отсюда неизбежно проистекает партийность осмысляющей себя как «четвертая власть» прессы и, соответственно, ее идеологическая зависимость от политических групп.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.