Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






После 1945 г. (зарубежный опыт)






Изучение общественного мнения целиком и полностью было поставлено на службу холодной войне. Индустрия опросов подчинила свои интересы интересам официальной политики. Джордж Гэллап несколько раз делал по этому поводу откровенные заявления. Еще в конце 1962 г. он говорил, что «единственная область, где мы можем иметь преимущество по отношению к русским, — это наши ис­следовательские методы для предварительной оценки про­паганды и измерения степени ее успешности». Далее он делал следующий вывод: «Пять миллиардов долларов, из­расходованные сегодня на танки, пушки и военные ко­рабли, значат для достижения окончательной победы над


коммунизмом значительно меньше, чем пять миллиардов долларов, ассигнованных на ведение идеологической вой­ны»9. Конечно, это высказывание можно расценивать как обычную саморекламу, ничем не отличающуюся от по­хвальбы прочих торгашей, пытающихся повыгоднее сбыть правительству свой товар. И все же опыт показывает, что исследователи общественного мнения не бросали слов на ветер.

Хэдли Кэнтрил описывает информационные обследова­ния, проведенные Ллойдом Фри на Кубе перед высадкой в заливе Свиней и в Санто-Доминго накануне американ­ского вмешательства. Оба исследования показали, что по­литикам лучше было бы воздержаться от проведения этих акций. Приведенные примеры использованы здесь нами не для того, чтобы показать, как полезные результаты оп­росов игнорируются бюрократами, а для того, чтобы про­иллюстрировать деятельность исследователей* мнения на службе у тех, кто делает внешнюю политику Соединен­ных Штатов10. В качестве еще одного примера можно при­вести нью-йоркскую исследовательскую компанию «Си-малмэтикс инк.», которая проводила исследования во Вьет­наме для министерства обороны11.

Служба изучения общественного мнения Гэллапа, име­ющая филиалы на всех континентах, систематически со­бирает сведения о настроениях в десятках стран с целью получения информации, полезной для американских по­литиков. В одном из отчетов службы говорится о «много­численных исследованиях, проведенных филиалами в раз­ных странах мира», и рассказывается об одном совещании, состоявшемся в апреле 1969 г. в г. Мерлиген (Швейца­рия), на котором «директора двадцати шести филиалов службы Гэллапа отчитывались о настроениях обществен­ности в соответствующих странах...» 12.

Хорошо известно, что ЮСИА широко использует ре­зультаты изучения общественного мнения для «укрепле­ния позиций Америки за рубежом». Не секрет также, что для проведения своих исследований ЮСИА привлекает многие американские коммерческие исследовательские агентства13.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.