Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Соединенных Штатах






Изучение рынка и опросы общественного мнения пред­ставляют собой различные, но относительно недавно сло­жившиеся черты информационного ландшафта развитого американского капитализма. Первоначально опросы про­водились для удовлетворения интересов торговли и были усовершенствованы в период второй мировой войны. Се­годня существует свыше двухсот различных центров, про­водящих общенациональные опросы общественного мне­ния по всевозможным проблемам *. Кроме того, сотни цент­ров местного масштаба занимаются изучением мнения на региональном уровне. Однако экономика и политика по-прежнему занимают в этих исследованиях доминирующее положение.

После первой мировой войны небывалый рост произво­дительности промышленности и производительной способ­ности (непропорционально развивающихся в соответствии с общей системой непланового предпринимательства) со­здали в американском обществе лихорадочную атмосферу потребительства. Чудом для предпринимательства было появление в 20-х гг. радио, а с ним новых «многообещаю­щих» средств коммуникации, которые тут же были постав­лены на службу рыночным императивам3. Сам характер радиовещания предопределил появление изучения мне­ния. Очень скоро стало ясно, что необходимо разработать какие-то средства для обнаружения и анализа радиуса

12*


слышимости и влияния коммерческих сообщений, переда­ваемых для огромной, но невидимой и неизвестной аудито­рии. Лазарсфельд, один из первых исследователей в этой области, писал: «Проводимое в коммерческих целях изу­чение потребителя во многом способствовало разработке методов выборки и послужило началом опроса обществен­ного мнения. С появлением радио потребовались и иссле­дования аудитории. Эти данные послужили своего рода сырьем для новой сферы коммуникаций и исследования мнения» 4.

В 1968 г. Пол Б. Шистли в своей президентской речи на заседании Американской ассоциации изучения обще­ственного мнения (ААИОМ) также отдал должное вкладу торговли в развитие исследований по изучению мнения, назвав основателей опросов (Гэллапа, Роупера, Нроссли) «исследователями рынка, переквалифицировавшимися в исследователей общественного мнения» 5.

Бели требования рынка породили исследование обще­ственного мнения и опросы, то война дала второй мощ­ный толчок развитию методов изучения мнения. С нача­лом второй мировой войны появились и разнообразные информационные потребности, удовлетворить которые лучше всего можно было с помощью методов изучения мнения. Поначалу нужно было знать отношение общест­венности к расширяющейся войне в Европе, а затем, пос­ле вступления в войну Соединенных Штатов, правитель­ству потребовались данные о моральном состоянии гражданского населения и многое другое6. Тот же Лазар­сфельд писал по этому поводу: «Война вызвала быстрый рост эмпирических социальных исследований, использо­вавшихся для нужд различных правительственных органи­заций. Необходимы были данные об установках солдат, моральном состоянии населения и действенности пропа­гандистских усилий правительства. Решением этих задач занимался вновь образовавшийся Союз академических и коммерческих исследователей» 7.

Вызванные необходимостью военного времени исследо­вания привели к образованию союза между исследовате­лями мнения, правительством и военной бюрократией, по­добно сложившемуся до войны тесному и постоянно действующему союзу бизнеса и исследователей мнения. Ассоциации исследователей по изучению мнения приоб­рели различные формы. Наиболее известные ассоциации установили прямые связи с вооруженными силами. Элмо


Роупер, например, с 1942 по 1945 г. являлся заместите­лем директора Управления стратегических служб — пред­шественника ЦРУ. Хедли Кэнтрил проводил исследования американского общественного мнения, результаты кото­рых направлялись непосредственно президенту Рузвельту и оказывали президенту существенную помощь в руковод­стве страной8- Тесные рабочие отношения, установившие­ся во время войны между исследователями общест­венного мнения и правительством, сохранились и в послевоенный период. Ведущие американские службы по изучению общественного мнения стали частью послевоен­ного правительственного аппарата страны. Поэтому неиз­бежно, что многие сотрудники этих служб перешли на работу в те организации, с которыми они тесно сотруд­ничали ранее.

В 1945 г. страна уже не находилась в состоянии вой­ны с агрессивным фашизмом. Напротив, в этот период стали проявляться ее собственные экспансионистские уст­ремления. Изменились обстоятельства, но не характер по­литической деятельности. Внушительные силы новой ин­формационной отрасли были направлены на измерение и обработку общественного мнения применительно к требо­ваниям открывающейся эры американской гегемонии. Ис­следователи общественного мнения находились в авангар­де этого рискованного предприятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.